Аэрография: «Девальвация живописи с помощью механического аппарата»
Аэрография сегодня признана разновидностью декоративно-прикладного искусства. С помощью аэрографии изображения смотрятся очень эффектными и достоверными, но лишь малая часть профессиональных художников используют ее для написания традиционных картин.. Художники используют жидкие или порошковые краски, которые распыляются под давлением. Изображениями, созданными с помощью этой техники, часто украшают автомобили и мотоциклы, ее используют в моделизме, в интерьерах развлекательных центров, кафе и ресторанов, предметов обстановки жилых и коммерческих помещений, в создании фресок, в текстильном дизайне, в полиграфии, в росписи игрушек, стекла и керамики. Также есть ряд уличных художников, которые работают с красками в баллончиках, создавая интересные «космические картины».
Кроме того, аэрография используется при изготовлении рекламных конструкций и декораций. С помощью особых, безвредных для здоровья человека красок аэрографом наносят макияж на тела моделей в боди-арте и грим на лицо или руки артистов в ходе съемок фильмов.
Аэрография (от греческих слов «aero» и «grafos» — «воздух» и «пишу») — это искусство художественной росписи с помощью специального пневматического устройства, разбрызгивающего краску. Аэрография позволяет создавать фактурные разноцветные изображения практически на любых поверхностях. Работа с этой техникой не отличается особой сложностью, но требует от художника наличия базовых умений обращения со специнструментом – аэрографом.
Главная отличительная черта аэрографии – возможность создавать плавные переходы цвета, придавать рисункам объемность, достигать фотографической достоверности изображения. Краски наносятся на специально подготовленную поверхность и позже фиксируются лаком. Благодаря мелкодисперсному распылению художники могут достигать глубины и фактурности рисунка, которые недостижимы при помощи обычной кисти.
Аэрография в наши дни востребована в самых разнообразных сферах деятельности человека.
Первые попытки применения техники аэрографии в истории человечества зафиксированы в глубокой древности, в эпоху палеолита. По самым скромным подсчетам ученых возраст обнаруженных в пещерах изображений составляет около 30 000 лет. Древние художники использовали трубчатую кость или толстую соломинку, через которую выдували краску на стены пещер, используя в качестве трафарета собственные кисти рук.
Современная история аэрографии началась лишь в XIX веке, когда в 1876 году американский предприниматель Фрэнсис Эдгар Стэнли создал ручной прибор для раскрашивания и ретуши фотографий (прибор мелкодисперсного разбрызгивания краски) — первый образец аэрографа, на который Фрэнсис Эдгар Стэнли оформил авторский патент.
Разработанный Стэнли прибор усовершенствовал ювелир Эбнер Пилер, подключив прибор к ручному компрессору. По мнению Пилера, его изобретение могло быть использовано для живописи акварелью. Три года спустя он продал патент компании «Liberty Walkup», и уже осенью 1884 года были проданы первые 63 аэрографа, покупателями которых стали фотографы. Несколько позже прибор усовершенствовали, теперь поток воздуха и краски можно было регулировать одной кнопкой – и одной рукой. Первым художником, который стал использовать аэрографию в живописи, стал американский импрессионист Уилсон Ирвайн.
В 1882 году права на патент приобрел Либерти Уолкап, на основе которого он создал аэрограф двойного действия. Спустя 6 лет Уолкап основал первую компанию по промышленному производству аэрографов — Аirbrush Мanufactoring Сompany. Эти приборы первоначально предназначались для ретуширования и раскрашивания фотографий.
В Европу аэрограф попал только в 1893 году, а в 1900 году открылась компания Чарльза Бредика «Aerograph», которая выпускала продукцию, весьма схожую с современными «воздушными кистями». Аэрграфы стали использовать в промышленности – например, с их помощью наносили узоры на машинки «Зингер», расписывали ткани. Несколько лет спустя Ман Рей, один из отцов-основателей дадаизма, очень заинтересовался техникой аэрографии и использовал ее в своих работах, которые в 1920 году показал в Париже на выставке «Первый напыленный объект». Критика встретила новшество в штыки, назвав новаторство Ман Рея «девальвацией живописи с помощью механического аппарата».
Аэрограф использовали при создании плакатов, иллюстраций и афиш. Известно, например, что сестра Владимира Маяковского – художница и дизайнер Людмила Маяковская – помогала брату с созданием плакатов Окон РОСТА и использовала для этого аэрограф. Маяковская была руководителем аэрографного цеха московской Трехгорной мануфактуры, где технику «воздушной кисти» применяли для создания новых способов декора ткани.
До начала 30-х гг. ХХ века основной сферой применения аэрографии оставалось фотоискусство, она долгое время была незаменимым помощником фотографов при ретушировании снимков. В СССР с помощью аэрографа ретушировали фотографии советских партийных деятелей, удаляя со снимков нежелательных персон.
Индустриализация и бурное развитие машиностроения повлияли на резкий всплеск интереса к аэрографии со стороны владельцев автомобилей. На капотах машин начали появляться художественные изображения животных и птиц, причудливых орнаментов и рисунков. Увлечение новой техникой росписи для украшения авто и автомобильных аксессуарах быстро стало массовым сначала в США, а позже и в Западной Европе.
Благодаря усилиям известного американского мастера Альберто Варгаса в 1930-1950-х годах XX века аэрография проникла в пин-ап . Американец перуанского происхождения покорил зрителей красочными и эффектными изображениями сексуальных девушек, нарисованных с помощью аэрографов. В годы Второй мировой войны рисунками полуобнаженных девушек пестрил журнал «Esquire». Его мастерское владение аэрографом было отмечено премией Vargas Award, которую ежегодно присуждает авторитетный журнал Airbrush Action Magazine.
Значительный вклад в популяризацию аэрографии также внес художник Джордж Петти. Он на протяжении 30 лет на собственной студии занимался созданием картин в стиле пин-ап. Репродукции его работ часто украшали фюзеляжи военных американских самолетов.
В 1960-е аэрограф стали использовать представители поп-арта – Аллен Джонс, Энди Уорхол, Джексона Поллока и Питер Филлипс. На Парижской биеннале 1972 года «реализм, доведенный до совершенства» стал одним из главных событий выставки: аэрография получила признание и свое место в мировом изобразительном искусстве.
Позже приобрели известность другие мастера аэрографической живописи: Геррино Боатто, Ганс Рудольф Гигер, Ренато Касаро, Хадзиме Сораяма.
В настоящее время аэрографии можно увидеть практически в любой отрасли и это техника остается востребованным способом самовыражения не только художника, но и его заказчика. Среди произведений, выполненных в этой технике, всегда найдутся настоящие шедевры искусства.
Чтобы понять принципы работы с аэрографом, узнать всё про оборудование и материалы для рисования аэрографии, можно найти курсы по «Основам аэрографии» , на которых вы можете:
Научиться делать упражнения на моторику рук;
Отличать укрывистость и прозрачность красок, добиться нужного оттенка, знать правила нанесения и смешивания красок;
Видеть свет и тень, создавать живые, объемные рисунки с детализацией;
Делать опорные трафареты, эскизы в фотошопе, переносить изображения на любую поверхность;
Создавать различные текстуры, научитесь рисовать шерсть животного, кожу человека, волосы и другое;
Рисовать реалистичные картины на любой поверхности, от бумаги и холста до стен и автомобилей.
Сферы применения аэрографии огромное и Вы всегда сможете на этом зарабатывать и самовыражаться.
Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»