Богата земля русская промыслами. Кто из нас не знает дымковскую, филимоновскую, богородскую игрушки, жостовские подносы, палехские и федоскинские миниатюры, хохлому, и, конечно, гжель? И всем очень хорошо известна городецкая роспись…
Живет в Великом Новгороде талантливый мастер Александр Степанов, который все знает о городецкой росписи и продолжает славные русские традиции.
Родился этот вид промысла на берегах Волги, а именно в селах и деревнях Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и других. Зарождение резного промыла в Поволжье связано с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей. А мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи — изготавливали орудия труда для прядения и ткачества.
Стиль городецкой росписи выделяется яркими оттенками и лаконичностью. Изначально ей украшали жилища и разнообразные предметы быта. Особой популярностью пользовались местные прялки, которые продавались в большом количестве практически по всей территории России. Городецкая роспись – это стиль, который трудно перепутать с другими. Все изделия отличаются забавными расписными картинками.
Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.
Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.
Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.
Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.
Особенности городецкой росписи
Данная техника выделяется определенными характеристиками:
- Во время росписи мастера используют свободный мазок.
- Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.
- Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.
- Роспись осуществляют без предварительных набросков.
- В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.
- Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.
Элементы городецкой росписи
Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:
- Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.
- Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.
- Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.
Основные цвета городецкой росписи
Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:
- синий;
- красный;
- зеленый;
- черный.
Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения:
- охра;
- розовый;
- красный;
- голубой;
- синий;
- белый;
- зеленый;
- черный;
- желтый.
Почему же роспись назвали городецкой?
Название «городецкая» появилось лишь в 1930-х годах. Такое название в культурологический обиход ввел В.М. Василенко, исследователь народной культуры. Поскольку все вышеназванные поселения находились близ Городца, то Городец был главным (после Нижнего Новгорода) рынком сбыта расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но кроме этого, сюжеты росписи тесно связаны с культурой и бытом Городца.
Впервые мотивы городецкой росписи я попробовал изобразить в школе, на уроках рисования и по настоящее время отказать себе в удовольствие попробовать делать что-то по мотивам городецкой росписи я не могу.
Приглашаю всех посетить мастер-классы и попробовать творить своими руками. Поверьте, это не сложно и принесет вам массу удовольствия. Народные промыслы всегда вдохновляли человека и делают мир прекраснее и богаче.