Александра Экстер: От «Натюрморта с вазой и цветами» до «Конструкции цветовых плоскостей»

Рубеж XIX-XX столетия — одна из интересней­ших страниц в истории русского искусства . Особое место в нем принадлежит Александре Александровне Экстер ( 1884-1949). Многоплановость и разнообразие творчест­ва, ее живописная манера и универсальность является отличительной особенностью дарования А. А . Эк­стер. Тонкий живопи­сец и график, художник театра и кино, книги, дизай­нер, модельер, педагог — в каждой области деятель­ности она заявила о себе как оригинальный, талант­ливый мастер.
А. А. Григорович-Экстер родилась в г . Белостокс. Фамилию Экстер Александра Григорович взяла в 1903 году. Тогда она вышла замуж за своего двоюродного брата — юриста Николая Экстера.

Художественное образование получила в Киевском художественном училище.  С детства Александра Экстер интересовалась искусством — ходила с родственниками в музеи и театры, мечтала стать художником и брала уроки живописи. В 1899 году она окончила гимназию и поступила в Киевскую рисовальную школу. В ней преподавали художники Николай Мурашко и Харитон Платонов. В школе учились Казимир Малевич и Валентин Серов.

А. Экстер «Натюрморт с вазой и цветами» 1908

В 1907 году впервые едет во Францию , учится в Париже в Академии Гранд Шомьер . Здесь знакомится с П . Пикассо, Ж. Бра­ком, Ф . Леже . Позже знакомство с Леже вырастет в многолетнюю дружбу, в совместную творческую и педагогическую деятельность. Именно в Париже Эк­стер окончательно сформировалась как художник, которому под силу решение сложных живописных задач. В 1909 и 1910 годах экспонирует работы в Одес­се в салоне Издебского и увлекается кубизмом.
Экстер постоянно участвует в выставках в России и за рубежом . Среди них выставки объединения «Ос­линый хвост», «Бубновый валет» , «Мишень», «Мага­зин», имевшие принципиальное значение в станов­лении и развитии авангардных направлений русской живописи XIX и ХХ столетия.

Объединение «Бубновый валет» организовали художники Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский и Михаил Ларионов в декабре 1910 года. Они отрицали традиции реализма, экспериментировали с формой и композицией. На первой выставке группы «Бубновый валет» в феврале 1912 года Экстер представила семь картин в стиле кубизма. А уже через месяц Экстер приехала с этими работами в Париж. Там их показали на выставке Общества независимых художников.

Все предметы на своих картинах художница изображала при помощи геометрических фигур.

 

А. А . Экстер оставалась всегда прежде всего те­атральным художником. С театром были связаны ее интересы , поиски и устремления . В 1914 году а Мос­кве под руководством А. Я. Таирова начинает работать Камерный театр . Создавая свой театр, Таиров — отказался от натурализма и стилизации на подмостках сцены. Главной задачей было создание театр гармонического, предельно эмоционального, синтетического.
Александра Экстер стала художником·, которому наиболее полно удалось понять эстетические устрем­ления Таирова и последовательно воплотить его за­мыслы на сцене. Она создала декорации и костюмы к трем спектаклям : «Фамира Кифаред» И . Анненс­кого (1916 г . ), «Саломея» О. Уайльда (1917 г.), «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (1921-1922 rr.) . Экстер смело экспериментирует. Как художницу яркого декоративного таланта ее захватывает идея синтеза линии, формы, цвета. В «Фамире Кифаред» в решении декораций она применяет принципы ку­бизма и вnервые в истории театра выводит его на сцену. Создавая костюмы, опирается на образы архаической греческой вазописи.
Экстер создала несколько эскизов костюмов, вместе с Верой Мухиной оформила декорации. Алиса Коонен вспоминала: «Оформление Экстер, которое на премьере произвело впечатление разорвавшейся бомбы, как ни странно, было безоговорочно принято и взыскательными знатоками и сварливой буржуазной критикой». И костюмы, и декорации были выполнены в стиле кубизма. Наряды актеров были объемными и многоцветными. А на сцене по задумке художницы расставили фигуры в форме кубов и конусов.
В «Ромео и Джульетте» она разрабатывает про­странство сцены в высоту. При конструировании ко­стюмов, владея в совершенстве формой, цветом, добивается максимальной выразительности.
В  «Саломее» в полном мере выявилось колористическое дарование художницы. Это одна из лучших работ по экспрессии, темпераменту, чувству формы.
А. А. Экстер тонко чувствовала драматургию. Каждая ее работа — это пластически-художествен­ный образ спектакля. Работая в Камерном театре, Экстер заявила о себе как о ведущем мастере сценографии, она оказала влияние на дальнейшее разви­тие театрально-декорационного искусства. Ее экспе­рименты созвучны современным поискам в театраль­ном искусстве .
Как и для каждого русского художника того вре­мени, Великая Октябрьская социалистическая рево­люция стала для Экстер важнейшим этапом . Имен­но к этому периоду относится ее наибольшая твор­ческая активность . В 1917-1920 годах она тесно связана с Украиной, в частности, с Киевом и Одес­сой . В 1919 году Одесским губревкомом была соз­дана комиссия по организации празднования 1 Мая . В отдел живописи входила и Александра Экстер . Именно тогда у одесских художников сложился пер­вый опыт коллективной работы в области агитационно-массового искусства. Мастерская художницы оформляла район улиц Московской, Софиевской, Пре­ображенской.
В июне 1919 года в Одессе состоялась Первая народная выставка картин, плакатов, вывесок и дет­ского творчества, организованная подотделом пластических искусств rубнаробраза. В ней вместе со своими товарищами приняла участие и А. Экстер.
После того, как Одесса была занята войсками Деникина , художница nереезжает в Киев, участвует в оформлении агитпоездов и агитпароходов. Замеча­тельным явлением в художественной жизни Киева явилась студия Экстер. Художница стала педагогом одаренной молодежи И . Рабиновича, Н. Шифрина, А. Тышлера, А . Петрицкого, будущих мастеров теат­рально-декоративного искусства. В мастерской часто бывали О. Мандельштам, В . Шкловский, И. Эрен­бург .
С 1920 года А. Экстер живет в Москве, препода­ет во ВХУТЕМАСе. В эти годы формировались прин­ципы нового костюма, намечались пути претворения творческих эталонов в массовую промышленную про­дукцию.
«Темп современной жизни требует наименьшей затраты времени и энергии на производство . Моде, меняющейся по прихоти коммерсантов, мы должны противопоставить одежду целесообразную и краси­вую в своей простоте», — писала А. А. Экстер. Спе­цифика костюмов Экстер — в подчеркнутом геоме­тризме форм кроя и украшений, в остроте общего художественного решения.
Участвуя в различных выставках, пробуя свои силы в разных направлениях (особенно плодотворно в кубофутуризме, беспредметной живописи и в театральных эскизах), изучая наследие европейских художников, она серьезно и вдумчиво подходит к живописи, как исследователь-экспериментатор. Она ищет гармонию и находит ее в синтезе цвета, формы, красочной фактуры и движения в своих беспредметных полотнах и создает  в 1921 году «Конструкцию цветовых плоскостей» в большой живописной серии «Цветовых конструкций».
В «Конструкции …» плоскости синего цвета, состоящие из нежных оттеночных переходов, вместили в себя все цветовые состояния безоблачного неба — от утренней лазури через вечерний ультрамарин к темно-фиолетовой ночи. Теплые солнечные красно-оранжево-желтые и охристо-желто-зеленые плоскости, диссонируя с холодными небесными, создают ощущение удивительного подвижного пространства, наполненного меняющимся светом. Причем движения и перемены происходят и в пространстве, и во времени. Если бы художник оставил только эти цветовые отношения, то картина была бы достаточно лирична. Но Экстер вводит в этот светозарный мир черные качающиеся четырехугольники, а также белые «прорези» и отблески на цветных участках. И если контраст синего и красного смиряется, тушится, то конфликт черного и белого остается непримиримым и кричащим. К тому же он придает большую глубину пространству картины, так как создается разрыв между прозрачной легкостью белого и тяжелой материальностью черного. Наиболее точно о картинах Александры Экстер написал в 1922 году один из первых исследователей ее творчества Яков Тугенхольд: «Странное, волнующее впечатление производят эти «беспредметные» работы художницы. Взор зрителя, привыкший к окружающему миру реальностей, прежде всего ищет в них человеческого содержания, аналогий или намеков на какие-либо привычные конкретные образы — и с тщетным разочарованием готов уже отвернуться от этих «ничего» не изображающих холстов. Но отвернуться уже нельзя — он уже начинает ощущать холодные и чистые, как музыка, чары этих парений и низвержений разноцветных форм среди бесконечного пространства белого холста. И взор его, повинуясь ритму и темпу художницы, послушно бродит по этим неведомым лабиринтам: влечется к тепло-горячим лимонно-оранжевым поверхностям, проваливается в интервалы и глубины, образуемые синим и черным, снова выплывает наружу и покойно скользит по блестящей, как эмаль, поверхности белого. Это не портрет, и не пейзаж, и не натюрморт, это какой-то «надгорный мир», в котором живут лишь чистые идеи живописи: идея пространства и глубины, идея равновесия и движения.
А. А. Экстер принимает участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно­-промышленной выставки (1923 г.), оформляет со­ветские павильоны на выставках в Берлине ( 1922 г.) и Париже ( 1925 г.). На этих выставках она выступала и в ином качестве — как художник, принимав­ший участие в экспозиции раздела «Театр», За ко­стюмы и декорации , созданные для спектаклей Ка­мерного театра, она была удостоена золотых меда­лей .
В 1924 году А. А , Экстер выезжает во Францию. Участвует во всех культурных мероприятиях СССР за границей, продолжает свою многогранную деятель­ность. Преподает в собственной студии в Париже, в «Современной академии» Ф . Леже . Умерла художница в 1949 году .
Творчество Экстер продолжает жить в разных областях современного искусства. Ей по праву принад­лежит значительное место среди художников — новато­ров начала ХХ столетия.
Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"