Алексей Саврасов: Хрестоматийная фигура в русской живописи, человек тяжелой судьбы

Художника-гения Алексея Саврасова обожали его ученики и зрители, которые почитали за сказанное им новое слово в искусстве, но распад семьи, пагубное пристрастие к алкоголю и последовавшие за этим материальные трудности подточили здоровье художника и привели к трагическому концу. Забытый всеми, в 1897 году он умер в больнице для бедных.

Алексей Кондратьевич родился 1830 го да в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Кондратий Артемьевич Саврасов проживал в доме купца Пылаева. Комнатки были душные и маленькие, но и семейство Саврасовых было небольшим. И вот в их семье в весенний день в Гончарной слободе, в приходе великомученика Никиты, у подножия Вшивой горки, вблизи Таганки, родился мальчик, которого нарекли Алексеем. Отец Кондратий Артемьевич промышлял галантереей и мечтал, что дети унаследуют его коммерческую жилку. Прибавление в семействе послужило тому, что Кондратий Артемьевич начал задумываться о том, как бы увеличить имеющийся капитал и расширить свое дело. Возложенные родителем надежды оправдал младший брат живописца – Николай, унаследовавший семейное дело. Интересный факт – до 50-х годов художник писал свою фамилию как отец – через «о», Соврасов, но впоследствии «отретушировал». Таким образом, с единоутробными сестрами и братом фамилии разнились.

Мальчик рано увлекся изобразительным искусством и Алешу отдали в городское трехклассное училище; учение давалось мальчику без особого труда, он быстро схватывал все науки. Алеша любил и замечал все многообразие природы, окружавшей его. Дома он отыскал несколько иллюстрированных журналов, которые пересматривал так много раз, что запомнил каждую картинку, — мальчика поражало сходство нарисованного с реальностью. Вскоре Алеша и сам начинает рисовать. Первое время, подражая, он срисовывал все подряд из журналов, но родители относились к его рисованию неодобрительно.

Уже в 12 лет он рисовал акварелью и гуашью пейзажи романтической направленности. Однажды Алексей решил отнести свои рисунки на Никольскую, там было место торговцев предметами искусства. Мальчик набрался смелости и предложил одному из продавцов свои рисунки. Тот, просмотрев их, сказал, что может взять с дюжину, за каждый рисунок — полтинник. Такая цена изумила Алешу, он совершенно не думал, что его работы могут столько стоить. Работы, сделанные подростком, ценили как настоящие произведения искусства и с удовольствием покупали на улице, что поначалу отца, видевшего в этом перспективы прибыли, радовало. Незнакомец посоветовал Алеше поступать в художественное училище и отметил его незаурядный талант, так и познакомился Алеша с Александром Воробьевым, учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Юный Алексей огласил отцу решение выучиться на художника и поступать в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ). Соврасов-старший категорически противился выбору сына, который в 1844 году успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом отделения живописи и ваяния. За обучение Алексей Саврасов платил сам, зарабатывая продажей рисунков, но отец все равно был категорически против. В ход шли наказания рублем, родительская немилость и даже пленение на чердаке, из-за чего юноша часто отсутствовал на занятиях в МУЖВ.

А. Саварсов. Камень в лесу у Разлива» (1850, ГТГ).
После того как в 1846 году умерла мать Алексея, ему пришлось прекратить учебу. Вскоре отец женился на вдове Татьяне Ивановне Виноградовой, мещанке Сыромятной слободы. Женщина она была еще молодая, вошла в дом легко, с открытой душой. Татьяна Ивановна отличалась спокойствием, добросердечием, рассудительностью и приветливостью. У Саврасовых началась новая жизнь, Кондратий Артемьевич начал ухаживать за собой, стал аккуратнее одеваться, похорошел. В январе 1848 года купеческий сын Алексей Саврасов был снова принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Благодаря живому участию в судьбе талантливого ученика педагогов, однокурсников и содействию обер-полицмейстера Москвы Дмитрия Лужина Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса. Фигура Рабуса в жизни Саврасова – фундаментальная. Выпускник петербургской Академии художеств, талантливый пейзажист, он прославился в первую очередь как педагог. Мастер слова вырастил и вдохновил Каменева, Герца, Аммона, Бочарова и многих других. Под его началом гений студента раскрылся – о Саврасове мгновенно заговорили как о новом явлении в русской живописи.

Товарищей у Алексея в училище было немного, а друзей, пожалуй, только двое: одним из них был тот самый, повстречавшийся ему когда-то Саша Воробьев, а другим — Костя Герц. Как-то Костя пригласил к себе домой Алексея и познакомил его со своими сестрами. Одна из них — Софья, или Софи, как ее здесь называли, — очень понравилась Саврасову. Но их знакомство было недолгим — летом 1849 года Алексею предстояло отправиться на Украину вместе с двумя товарищами по училищу — Александром Зыковым и Виктором Дубровиным. Средства на поездку, как нередко бывает в таких случаях, предоставил меценат. Одесса изумила их своей по-южному шумной, красочной жизнью. Алексей с интересом приглядывался к местной публике. А из Одессы начинающие пейзажисты поехали в Крым — там Саврасов написал одну из первых своих картин.
А. Саврасов. Чумаки

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал: «Пейзажи г. Саврасова … дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».

Картина «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду» — первая работа, которая принесла Саврасову известность. В ней удивительным образом начинает проявляться характер художника. Помимо «Вида на Кремль…» еще ряд начальных работ Саврасова был тепло встречен критикой и привлек к художнику всеобщее внимание.

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Картина Алексея А. Саврасов «Вид Московского Кремля при лунном освещении»

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом. Поездка станет плодотворной.

А. Саврасов «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

За картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» 24-летний  Саврасов  был удостоен звания академика. Этот пейзаж ярко передает краски и настроение природы, которую с любовью изображает художник. «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1857 году Саврасов стал преподавателем перспективной и ландшафтной живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. И в этот же период женился на давно знакомой ему Софье Карловне Герц.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре».

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. В эти годы Саврасов пишет невероятно трогательные, по сравнению с последующими годами, пейзажи. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге). «Пейзаж с рекой и рыбаком» — одна из таких картин, которая была восторженно встречена публикой. С этой работой позже Саврасов вместе с женой поехал на Всемирную выставку в Лондон, посетил Францию, Швейцарию, Германию.

А. Саврасов. Пейзаж с рекой и рыбаком

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках». Эту картину художник рисовал трижды — в 1869 году художником были выполнены три варианта, но самым успешным стал второй. Именно здесь критики усмотрели особенно точную передачу настроения.

А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках»

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

А. Саврасов. Бурлаки на Волге

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

А. Саврасов. Зимний пейзаж. Москва. 1873
Это полотно проникнуто совершенно иным настроением осознанием красоты зимы, которая явно поражает живописца. Глядя на него, невольно задумываешься о том, насколько удивительно пишет Саврасов иней. Деревья будто бы закованы в невероятную по своей белизне пелену.

Как уже было отмечено, с Поволжьем связано и создание главной картины Саврасова «Грачи прилетели». Именно здесь ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания «врачующего простора», весенней, словно пробуждающейся ото сна и воскресающей. Теперь имя Савросова навсегда ассоциируется с картиной «Грачи прилетели» . Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал «<в них есть> деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в “Грачах”».

Грачи прилетели. Холст, масло. 62х48. 1871.

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

В 1857-м художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. В браке родились 5 детей. 2 дочери художника скончались в младенчестве, что стало для него и супруги страшным ударом. Саврасовы были вынуждены снимать квартиру в доме Сохацкого, рядом с канцелярией судебного следователя Орловского на Третьей Мещанской, между Сухаревской башней и Сущевским валом. Квартира была невелика, но удобная, и цена умеренная — 240 рублей в год. А до этого семья художника квартировала в доме князя Друцкого, в Тупом переулке.

1875 год. Беда подкралась незаметно — Саврасов стал выпивать. Ему хотелось забыть хотя бы на время о своих горестях и неудачах, о постоянных материальных затруднениях, о злобных нападках прессы, о зависти коллег. Он чувствовал себя одиноким. Жена тоже не проявила должного понимания и сочувствия. В 1876-м пара разошлась. Жена уехала к своей сестре Аделаиде в Петербург, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний. Пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья «из прошлого», например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой. С 1983-го до кончины жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным советским художником.
Саврасов угасал в нищете и одиночестве. Он совсем плохо видел, ему грозила слепота. Он ослаб, не выходил на улицу. Чаще всего лежал на кровати, закрыв глаза, не то дремал, не то думал о чем-то. И быть может, проходили, проплывали перед ним спокойно-торжественной чередой его картины, созданные за годы беспрестанного труда. Вспоминал он дочерей, свою молодость, учеников…
В начале осени 1897 года его отвезли во Вторую городскую больницу на Калужской улице — больницу для бедных. Ее называли «чернорабочей». Там он и скончался 26 сентября на шестьдесят восьмом году жизни. Об этом сообщалось в свидетельстве о смерти, написанном на специальном бланке: «Контора больницы уведомляет, что находившийся на излечении в больнице отставной надворный советник Алексей Кондратьевич Саврасов умер 26-го числа сентября месяца с/г».

На погребении присутствовали двое: меценат Третьяков и ученик Левитан, описавший мастера так: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, <…> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». Могила находится на Ваганьковском кладбище.

Картины Алексея Саврасова настолько поэтичны, что похожи на стихи классиков, выписанные на холсте.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"