Аристарх Лентулов: «Футурист a la russe» или «художник Солнца»

Одним из главных выразителей бубнововалетовского «богатырства» был Аристарх Васильевич Лентулов — художник напористый, смелый и острый.В основной группе «бубновых валетов» он наиболее смелый экспериментатор. В своих произведениях ищет максимальной активной формы пластического преображения видимого мира, в какой-то момент оказавшись на грани фигуративности и беспредметности, все же остался в пределах изобразительности.

Лентулов. Автопортрет. 1913

Аристарх Лентулов родился в семье сельского священника в Пензенской губернии. Мама Анна Степановна мечтала увидеть сына священнослужителем, но учёба в духовной семинарии не задалась. Всё потому что Аристарх представлял себя в совершенно другом образе – за мольбертом и кистями под мышкой. Часть занятий в семинарии мальчишка прогуливал, на других уроках он добросовестно рисовал.

Будущий художник Лентулов учился сначала в Пензенском художественном училище, потом в Киевском, затем снова вернулся в Пензу, где оставался до 1907 года, там он впервые выставляет свои произведения. С 1905 по 1907 год учился в художественной студии Кардовского Дмитрия Николаевича. Вскоре состоялось его знакомство с будущими авангардистами, в частности с Давидом Бурлюком. Ученичество художника продолжилось в Париже в 1911- 1912 годах, в студии Ле Фоконье и Ж. Метценже, а также в частной академии де Ла Палетт. Пребывание в Париже открыло перед Лентуловым новые перспективы. Он знакомится с творчеством кубистов — Пикассо, Брака, Леже, Глеза, Делоне. Его парижские друзья прозвали его «футуристом a la russe». По работам, которые возникли вскоре после возвращения из Франции и знаменовали наступление зрелости в творчестве художника, видно, как он переосмыслил парижские впечатления в соответствии со своим темпераментом и предшествующим опытом. К числу вершин его творчества принадлежит группа натюрмортов 1913 года — «Самовар», «Астры», «Синий кувшин и фрукты». Цветовая сочность оказывается отличительным качеством этих натюрмортов.

Аристарх Лентулов. Самовар. 1913

Многие картины Лентулова напоминали витражи: художник раскладывал формы на цветовые плоскости, которые соединяются в декоративную композицию.

В своем творчестве Аристарх Васильевич Лентулов тяготел к авангардистским стилям: кубизму и футуризму. После Октябрьского переворота Аристарх Лентулов вел активную преподавательскую деятельность — помог получить образование множеству авангардистов 1910-х и 1920-х годов. В 1925 году принимал участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, на которой получил диплом за декорации к спектаклю «Демон».

Аристарх Лентулов «Макет декорации «Демон» А.Г. Рубинштейна» Театр Московского совета рабочих депутатов, 1919

«Картины его поют и веселят душу… Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант», так откликнулся на творчество художника Александр Бенуа.

Конечно, основной темой творчества Аристарха Васильевича является городской пейзаж, включающий обязательные элементы древнерусской архитектуры. Шедеврами среди этих произведений можно назвать «Василий Блаженный», «Москва. 1913 год», «Звон». Здесь ликуют пространство, плоскости архитектурных сооружений, краски города, иногда архитектурные формы напоминают изображения на древнерусских фресках или иконах.

Василий Блаженный. 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Работая над картиной «Василий Блаженный» Лентулов обходил храм несколько раз, словно пытаясь запомнить разные ракурсы при разном освещении. Так в картине создаётся эффект непрекращающегося движения. Художник нарисовал не реалистичный образ храма, а создал фантазию на тему уникального памятника архитектуры и выразил своё восхищение сказочной красотой.

На протяжении жизни манера Лентулова постоянно видоизменяется —  появляются новые приемы, новые варианты ритмов, новый характер мазка. Эти активные перемены свидетельствуют о постоянных исканиях мастера и эволюции мастера.

Аристарх Лентулов обратил внимание на проблему наследия древнерусских городов. Лентулов создал собирательный образ архитектуры Древней Руси с позиций современного искусства, выделив в ней наиболее характерные элементы и творчески их переработав. Его стилистика позволила древнему городу гармонично «существовать» в современности, а его картины придали архитектурным памятникам новую жизнь в рамках жанра «городской пейзаж».
Аристарх Лентулов. Городской пейзаж

Работа «Городской пейзаж» написана Аристархом Васильевичем в 1918 году, поступает в музей Смоленска в 1920, из отдела ИЗО Наркомпроса.

Аристарх Лентулов в своем городском пейзаже часто отдавал предпочтение городам с древней историей, таким, как Москва или Нижний Новгород, так как именно эти города ассоциировались у него в первую очередь с соборами, храмами и монастырями. Несмотря на то, что художник был чужд какого-либо рода религиозного мистицизма, широко распространенного в русской культурной среде начала XX века, прошлое России он воспринимал именно через ее духовную историю. Однако художник стремился передать не какие-либо религиозные идеи, а общую русскую идею «соборности». Данная тема в творчестве Лентулова получила необычайно красочную трактовку.

Картины Лентулова обращали на себя внимание. Притягивали взгляд не только кричащие цвета, но и техника. Художник в шутку придумал название для своего стиля – «орнеизм», поскольку его картины напоминали коллажи и орнаменты. К холсту он даже приклеивал бусины, кусочки ткани и сусального золота.

Портрет неизвестной в голубом платье. 1916. Частная коллекция

Революция 1917 года отразилась на полотнах живописца. На основе эмоций, вызванных февральскими событиями, происходит творческий всплеск Лентулова.

Победный бой. 1914. Частное собрание

После революции Лентулов отошёл от «орнеизма», попрощавшись с кубистическими картинами с нарушенной перспективой. Он становится одним из первых преподавателей Государственных свободных художественных мастерских. На годовщину Октябрьской революции художник-бунтарь занимался оформлением московских улиц.

Страстная площадь ночью. Москва. 1928. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В городе, в котором торжествует мир и освобождение, «модели» Лентулова, все озаряется каким-то сверхъестественным праздничным светом. Энергия, с которой художник строит композицию, дает ощущение движения, радости, полета. В картине все теснится, жмется, кажется фантастичным. Пейзаж наполнен не только светом, но ещё и звуком. Глядя на них создается ощущение, что город сейчас оживет и загудит в суматохе будней. Музыка наполняла полотна не просто так. Автор имел талант не только рисовать, но ещё и обладал отличными музыкальными данными. Он всегда напевал во время работы.

В советские годы художник пишет картины в духе соцреализма – портреты и пейзажи, много путешествует по республикам. По государственному заказу написал серию индустриальных пейзажей, где изобразил станции метро, заводы и фабрики.

Образы поколения. 1930-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Первая в СССР персональная выставка Лентулова прошла в 1933 году в Москве. Он очень волновался перед открытием, но когда ранним утром посмотрел на встающее солнце, понял, что всё сделал правильно. Ни одна картина не была снята с выставки.

Одни критики говорят, что сюдя по колориту поздних работ художника, кажется будто «солнце ушло из его работ». Сам же Лентулов писал другу, бывшему участнику «Бубнового валета» Куприну о раннем творчестве так: «Мы умертвили душу в своем искусстве. Мы пошли по пути методов и экспериментов, а методы заставили нас смотреть на природу не с точки зрения чувства, любования, эмоций, а с точки зрения объективного применения её к нашим живописным методам и формулам… К чёрту методы!»

Среди последних работ Аристарха Лентулова — московский пейзаж «Вид Старого Бородинского моста» и «Автопортрет». В 1940-х художник болел и писал картины реже. Он умер после операции в одной из больниц Москвы 15 апреля 1943 года. Похоронили Лентулова на Ваганьковском кладбище.

Лентулов на протяжении всей жизни, несмотря на произошедшую эволюцию, создавал в первую очередь эмоциональный и романтический образ города. Романтизм в начале и в конце его творчества проявлялся по-разному. Общим же для всего творчества художника было то, что всегда отражалось его искреннее внимательное отношение к происходящему в окружающей действительности, к протекающим жизненным процессам. Нельзя сказать, что А. Лентулов в полной мере принял произошедшие перемены, однако он не был склонен и к жесткому отрицанию, и пытался найти красоту даже в образах новой индустриальной жизни.
Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"