Давид Бурлюк: «Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая…»

«И тут из провинции приехал Давид Бурлюк… Гениальный организатор, художник большого мастерства, человек, сознательно изменяющий живопись. Человек в ободранных брюках, одноглазый, остроумный и с лорнетом.»

Вот тут и зашумело. Он ссорил и понимал. И в своем плацдарме в живописи понимал хорошо, соединял, нападал. Ходил в Эрмитаж, зарисовывал мускулы и сознательно писал новое.

Это был вождь».

В этой характеристике В. Шкловский отметил главное, что определяет место Давида Давидовича Бурлюка в истории русского футуризма, — его организаторский талант. Именно ему принадлежит решающая роль в запуске маховика футуристического механизма.

Бурлюк с расписанным лицом (1914 год)

Давид Давидович Бурлюк родился 9 июля (21 н.с.) 1882 году на хуторе Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумы, Тамбова, Твери. Кочевой образ жизни, столь характерный для Д. Бурлюка, стал привычен для него с детства. Весь его жизненный путь отмечен постоянной «охотой к перемене мест»: Россия, Германия, Франция, потом опять Россия вплоть до Дальнего Востока, Япония, США, посещение СССР в 1959 и 1965 годах, предпринятое уже в пожилом возрасте кругосветное путешествие. В детстве он потерял глаз в драке с родным братом, поэтому ходил со стеклянным глазом, что стало частью его стиля.

С десяти лет увлекался живописью. В 1898 г. поступил в Казанское художественное училище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г. вернулся в Казань. В 1902 — 05 учился живописи в Мюнхенской Королевской академии искусств. В Париже познакомился с К. Бальмонтом, Б. Борисовым-Мусатовым, М. Волошиным, Е. Кругликовой. В 1904 г. принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс. Мейерхольдом. Участвовал в художественных выставках в России и за границей.

Из Европы Давид Бурлюк вернулся в середине 1900-х годов. Он сразу же погрузился в российскую художественную жизнь и вскоре стал одним из лидеров творческого объединения «Стефанос». Его участники выступали за новейшее искусство, поиск свежих техник и приемов живописи. В их творчестве большую роль играли западные течения: фовизм, пуантилизм, постимпрессионизм. В основной состав группы входили, помимо Давида Бурлюка, его младший брат Владимир и сестра Людмила, а также Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Александра Экстер. Они устраивали выставки, но их творчество большинство искусствоведов не одобряло.

Давид Бурлюк. «Бритье» 1910

Бурлюк был лидером авангардного движения, участвовал на выставке «Бубновый валет» (декабрь1910 — январь1911) и в дальнейшем был активном членом одноименного общества художников, а потом примкнул к «Ослиному хвосту» и «Союзу молодежи». Публиковал  статьи, манифесты и обращения, организовывал публичные дискуссии.

В 1910 году Д.Бурлюк дебютировал как поэт в двух альманах, положивших начало русскому футуризму, — «Студия импрессионистов» и «Садок судей» (оба -СПб., 1910).

О своих ранних литературных впечатлениях и пристрастиях Бурлюк писал в мемуарной книге. Они вполне традиционны: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Шевченко. Первые литературные (прозаические) опыты Давида Давидовича относятся к началу 1890-х годов. Свое же «Первое стихотворение» автор датирует 1897 годом. Но к регулярному сочинительству он придет позже. Первоначально его творческие намерения были связаны с живописью.

Писательский дебют состоялся в херсонской газете «Юг» (первая публикация — 2 февраля 1899 г.)

В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище. В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния.  Он занимался у художников Леонида Пастернака и Абрама Архипова.В 1909 — 1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы «будетян», объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики.

Первый сборник группы — «Садок судей» (1910), при участии Давида, Николая и Владимира Бурлюков, Е. Гуро, В. Каменского, В. Хлебникова — почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось благодаря энергичным усилиям Бурлюка, выступавшего как её организатор и пропагандист. К концу 1911 г. относится встреча Бурлюка с В. В. Маяковским, также учившимся в Училище живописи и ваяния.

Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц

Нужно было обладать уникальной харизмой, иметь огромный авторитет, необычно чуткое и четкое понимание стоящих перед современным искусством задач, а также способов их решения, быть виртуозным психологом и дипломатом, чтобы суметь сплотить вокруг себя и направить в определенное русло деятельность таких выдающихся художников, как В. Хлебников и В. Маяковский, А. Крученых и К. Малевич, П. Филонов и В. Татлин, и многих других, — и при этом еще и самому не оказаться в тени, а наоборот, возглавить художественное движение, стать по сути дела его лицом, символом. «Своей непривлекательной внешностью он даже как будто гордился и, подчеркивая ее недостатки, сублимировал их в свой особый стиль», — вспоминал Лившиц.Тучность, вальяжность, вызывающая манера одеваться, серьга в ухе, отсутствие одного глаза, непременный лорнет в руках, сквозь который он равнодушно рассматривал возмущающуюся публику, приходившую на выставки, лекции и поэтические вечера освистать и осмеять футуристов, разрисованное лицо, «чудовищные» стихи, неслыханные реплики в отношении, казалось бы, незыблемых авторитетов в- таков был Д. Бурлюк, и таков был, по мнению многих, русский футуризм.

Именно Бурлюк сплотил вокруг себя группу поэтов и художников, названных позже кубофутуристами.

Всадник-смерть. 1911

Одно из самых значительных открытий Бурлюка — Маяковский — поэт. «Маяковского он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот. Он был хорошим поваром футуризма и умел «вкусно подать» поэта», — писал позже В.Шершеневич. Это подтверждал и сам Маяковский: «Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой единственный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом». Заботился Бурлюк и о других поэтах (значительна, например, его роль в издании произведений Хлебникова).

Д. Бурлюк был организатором многочисленных публичных выступлений футуристов, в том числе турне по югу России зимой 1913—1914 годов. Он был инициатором и активным участником многих кубофутуристических изданий; при этом первый персональный сборник самого Бурлюка -«Лысеющий хвост» — вышел лишь в 1919 году (в Кургане).

В глазах общественности Д.Бурлюк являлся своеобразной персонификацией русского футуризма. Его скандальные выступления, вызывающий антиэстетизм в поэзии и живописи, экстравагантный внешний вид зачастую воспринимались как сущность футуристического движения. Известный театральный деятель Н.Евреинов вспоминал, что «одно время выражение «бурлюкать» было принято в наших художественных кругах как terminus technicus «. Бытовавшие в то время неологизмы «бурлюкать», «бурлюканье», «бурлючье» приводит в своих мемуарах и Б. Лившиц. В реальном плане обобщение «Бурлюки» подтверждается тем, что в движении, кроме Давида Бурлюка, участвовали его братья -поэт Николай и художник Владимир, а эпизодически и сестры -Людмила, Марианна и Надежда. «»Бурлюки»,-вспоминает художник А. Лентулов,-это уже название собирательное, ставшее в конце концов нарицательным». Однако тот же Лентулов указывает и на двойственность личности Д.Бурлюка: «По натуре Бурлюк был семьянинобыватель, не стремящийся к роскоши. Он был очень неприхотливым, очень экономным человеком и никогда не позволял себе ничего лишнего, экономя средства, выдаваемые папашей.

Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике «Пощечина общественному вкусу» (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности»). Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе. При участии Бурлюка выходят сборники «Садок судей» (1913), «Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея», «Рыкающий Парнас» (1914). Кроме Бурлюка в них постоянное участие принимали Хлебников, Маяковский, Крученых и др.

В эти же годы Бурлюк выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1914 Бурлюк и Маяковский были исключены из училища «за участие в публичных диспутах».

По инициативе Бурлюка в 1912 г. был выпущен сборник «Пощёчина общественному вкусу» (1912) с девизом «В защиту свободного искусства». Сборник открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем творчестве. Эпатирующий тон манифеста спровоцировал критику на яростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность.

Семейная пара. 1910

У Давида Бурлюка была невеста — подруга детства Мария Еленевская, которая часто позировала для его картин. 26 марта 1912 года Бурлюк и Еленевская обвенчались.

 

Трудно было разобраться, где настоящий, подлинный Бурлюк. Кто он на самом деле? Ярый анархист, апологет футуризма или просто обыкновенный мещанин?»

Одно из названий группы кубофутуристов -«Гилея» -восходит к древнегреческому названию области в Скифии, в устье Днепра, где в 1907—1914 годах жила семья Бурлюков. «Бурлючий кулак, — вспоминает Лившиц, -вскормленный соками древней Гилеи, представлялся мне наиболее подходящим оружием для сокрушения несокрушимых твердынь».

В 1913–1914 годах гилейцы отправились в турне по Российской империи. Они давали гастроли в разных городах — Харькове, Самаре, Казани. Свою программу, которая состояла из докладов и стихов, они называли «поэзоконцертом» или «стихобойней». Выступления поэтов в ярких нарядах и с раскрашенными лицами неизменно эпатировали публику.

В тот же период работы Давида Бурлюка выставлялись на авангардных экспозициях в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. По приглашению художника Василия Кандинского он участвовал в выставках мюнхенского объединения «Синий всадник». А сам Кандинский называл его «отцом русского футуризма».

В Первую мировую войну Бурлюка не призвали в армию из-за поврежденного глаза. Он жил в Москве, писал картины, сочинял и издавал стихи. После революции футурист вместе с семьей отправился в Уфу, потом в Сибирь и на Дальний Восток. Там он выступал с лекциями и организовывал выставки.

Давид Бурлюк «Революция» 1917

После революции, в марте 1918 года, Д.Бурлюк уехал из Москвы.

В 1918-1920 он гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку, пропагандируя современное искусство. Участвовал в дальневосточном журнале «Творчество». В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку.

Японец, разделывающий тунца. 1922

В сентябре 1922 года он переехал в США, ставшее постоянным местом его проживания (американское гражданство он получил в 1930 году). В США он открывает издательство, которое выпускало прозу, стихи, публицистику и мемуары. Он успешно ассимилировался в Америке. Он много пишет, признан, его работы выставляются в лучших музеях и галереях, он много путешествует по Европе. В 1950 году даже открывает на Лонг-Айленде собственную галерею.

Давид Бурлюк «Обнаженная». 1955

Дважды, в 1956 и 1965 годах, Бурлюк посещал СССР.

Давид Давидович Бурлюк умер в США в 1962 году.

Давид Бурлюк «Крестьянский обед». 1956

Д. Бурлюка никогда не покидала надежда быть по-настоящему узнанным и признанным в России. Безудержный оптимизм, чувство молодости, жизненная и творческая ненасытность, фантастическая работоспособность — эти качества им никогда не были утрачены. «Я не жалуюсь, не сожалею, — писал Д. Бурлюк, — ибо в такую эпоху пришлось жить. Я доволен своей жизнью, ибо другой не знал и не буду знать. Кроме того, всякий сюжет может стать канвой настоящему искусству».

Давид Бурлюк

«Давид Бурлюк — фигура сложная. Большой, бурный Бурлюк врывается в мир и утверждается в нём своей физической полновесностью. Он широк и жаден. Ему всё надо узнать, всё захватить, всё слопать.

Каждый молод, молод, молод,

В животе чертовский голод,

Всё что встретим на пути

Может в пищу нам идти…

Этот голод неутомимый, постоянный, неразборчивый… Когда Бурлюку не хватает пищи или вещей, он готов их выдумать сам. Он делает это величественно и наивно, как делают дети, ещё не искушённые в масштабах нового для них мира и создающие свою фантастическую реальность». — Так писал поэт Алексей Кручёных в своих воспоминания. (Цит. по Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994. С.46-47). В этом почти «чертовском голоде», в желании «кушать» и «лопать» все, включая

пустоту

Глубину и высоту

Птиц, зверей, чудовищ, рыб,

Ветер, глины, соль и зыбь!

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»