Наследие Веласкеса – это гордость «золотого века» испанского искусства и предмет восхищения многих мировых мастеров от живописи. XVI–XVII века – время исторического величия Испании и расцвета всех областей культуры. В общеевропейском масштабе период называют эпохой барокко. Испания была самой традиционной из всех европейских монархий, хранительницей «старого порядка» и апологетом католического богословия.
Богатство и признание нашли Веласкеса не сразу. Диего появился на свет 6 июня 1599 г. в Севилье в семье мелкого чиновника. Имя, данное ему при рождении, звучало как Диего Родригес де Сильва и Веласкес. В десятилетнем возрасте он уже приступил к обучению живописи в мастерской Франсиско Эрреры, а в 1611 г. его учителем становится известный живописец того времени – Франсиско Пачеко. Кстати, дочь Пачеко стала женой Веласкеса, — они обвенчались в 1618 г.
С помощью Пачеко, который водил дружбу с королевским капелланом, Веласкес был замечен при дворе недавно вступившего на трон Филиппа IV. При новом короле все больший вес набирает граф Оливарес, всесильный временщик, ставший покровителем Веласкеса и одним из главных героев его живописи. Веласкес становится придворным живописцем и пребывает на этой должности до конца своих дней.
Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией, но сильнее всего его манила живопись. Веласкес обожал живописать быт. Он стремился изображать настоящую, живую Испанию, и этот интерес к жизни простого народа сопровождал мастера всю жизнь. Однако, по иронии судьбы, именно этому художнику выпала честь писать портреты высшей аристократии, двора и самого монарха.
Диего Веласкес проникал в характер модели, при этом он обладал обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью.
Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Итальянское путешествие Веласкеса значительно меняет стиль и технику работы живописца. Тенебризм сменяется все более частым использованием светлой палитры, намечаются более четкие формы и появляется детализация. Меняются и сюжеты картин – все чаще испанец обращается к мифологии и библейским темам («Кузница Вулкана», «Одеяние Иосифа»).
Веласкес мастерски передавал фигуры и характеры людей, и многие его картины отличаются сложной композицией. Ярким примером служит одно из самых известных полотен «Менины», где в числе прочих героев художник изобразил и самого себя.
Как к придворному живописцу отношение современников к Веласкесу было противоречивым. При дворе, где царили официоз и «засилье стереотипов», считалось, что любой труд – недостойное дело для дворянина, даже если этот труд – творчество. Он был художником, который своим творчеством и трудом зарабатывал на жизнь.В то же время художественное сообщество видело в Веласкесе «государственного служащего», любимчика графа Оливареса и потому также относилось к нему неоднозначно.
Лишь за год до смерти Диего Веласкес был посвящен в кавалеры ордена Сантьяго. Испанский художник умер в 1660 году после болезни, сильно обострившейся во время подготовки свадьбы наследника испанского престола с дочерью самого знаменитого французского монарха «короля-солнца» Людовика XIV. Это было последнее мероприятие испанского двора, в котором художник принимал активное участие.