Благодаря своему острому нервному стилю австрийский художник Эгон Шиле считается одним из важнейших представителей экспрессионизма и лучших мастеров европейского модерна. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле — Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии).
Эгон Шиле родился 12 июня 1890 года в австрийском городе Тульне, в семье начальника железнодорожной станции. Его отец, Адольф Шиле, умер от сифилиса, когда Шиле было 14 лет. Трагедия семьи повлияла на творчество художника, поэтому практически в каждой картине мы находим изображение смерти. От венерического заболевания его отец лишился рассудка. Вероятно, отсюда у Шиле интерес к изображению людей психологически сломленных и болезненных, с этим непередаваемым страхом в глазах.
Учился Эгон Шиле в Венской Академии изящных искусств (1906-1909), где под влиянием Густава Климта обратился к эротической теме. Среди работ Шиле преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913, пейзажи. Живопись и графика Эгона Шиле, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма.
Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям. Многие произведения его носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». В 1912-1916 годах Шиле широко и успешно выставляется — его работы экспонированы в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штутгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме,Кёльне, Брюсселе, Париже. В 1917 он вернулся в Вену. После смерти Климта весной 1918 года Шиле стал претендовать на роль крупнейшего художника Австрии. Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917; «Молодая мать», «Любовь», 1917; «Автопортрет», 1912; «Семья», 1918 и др. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное, и отнюдь не только родственное, влечение. Необычайная нервность каждого мазка его картин вызывала сильные эмоции у зрителя, и созерцание их всегда весьма сложно, а иногда даже мучительно.
Веривший в бессмертие душ, но боявшийся смерти, Эгон Шиле прожил жизнь короткую, но яркую и эмоциональную. Каждый год его существования можно было сравнить с надорванными струнами, создававшими в своем надрыве уникальную музыку. Шиле умер совсем молодым от гриппа, в тот момент, когда его творчество получило признание.
На протяжении всего творчества Эгон Шиле автопортрет оставался непременным, постоянно выступающим на первый план мотивом. Художник создал около сотни собственных изображений. Живописец очень пристально наблюдает за собой, изучая объект с маниакальной настойчивостью. Он очень любил изображать себя, свой облик и свои позы.
Он много раз рисовал себя обнаженным, включая изображения себя мастурбирующего. Его работы и сегодня, спустя столетие, шокируют и потрясают. В 1910 году ему было всего лишь 20 лет, но к этому времени он выставлял работы уже в течение двух лет. В «Автопортрете в виде сидящего обнаженного» художник раздет, его тело — странное, нездорово бледное на белом фоне. Как будто он существует в пустоте, неспособный соединиться ни с чем вне себя.
Жесты на автопортретах Шиле часто нарочиты и неестественны, а между индивидуальностью художника и ее изображением часто возникает напряженное отчуждение, похожее на противостояние и неприятие зеркального отражения. Это можно наблюдать на «Автопортрете» 1914. Белый фон листа абсолютно нейтрален. Мастер, работая жесткой линией и броским цветом, лишает свое тело уверенности и придает движениям резкий, нервозный характер. Очертания фигуры неправильны и угловаты. Единственный яркий, кричащий оранжевый тон усиливает экспрессию. Шиле как портретиста мало интересует внешняя физическая форма и совершенно не интересуют такие категории, как гармония и красота. Но изображенный облик имеет внутреннее, глубинное сходство с моделью.
Какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов. Эгон Шиле с помощью линий и цвета передает очень ярко и иронично пластику человеческого тела. Как более выразительное средство линия выступает в качестве штриха, который на одном и том же рисунке может быть толще, тоньше, короче, длиннее, идти не сплошной линией, а прерываться или, наоборот, ложиться близко друг к другу, создавая впечатление тени. Например, Э.Шиле интересно изображает своеобразную фактуру одежды модели. При помощи линий художник передает положение предмета в пространстве и изменение его формы в разных ракурсах.
Линия помогает ярко выделить одну часть предмета, а другую его часть словно растворить, сделать малозаметной и т. д. Эгон Шиле использует агрессивные, ломанные линии для передачи движения и пластики человеческого тела. Не стандартные ракурсы раскрывают зрителю новый взгляд на тело человека. Художник, изображая на рисунке соотношение света и тени, может лучше передать объем и особенности формы. Цвет используется художником и с целью вычленения главного. Э.Шиле применяет контрасты цветовых сочетаний, чтобы еще ярче показать главное. Цвет является средством реального отображения действительности, но действует не изолированно, а в общей совокупности с композицией, линией рисунка, раскрывая и усиливая при этом содержание картины.
В основном в работах Эгона Шиле обнаженные модели. Для Шиле нагота является наиболее радикальной формой самовыражения, не потому что тело выставлено напоказ, а потому «я» выявлено полностью. Это с одной стороны демонстрация, а с другой изоляция собственного телесного «я» сопровождает отказом от обозначения в пространстве в автопортрете. Шиле как бы увечит тело, изображая только торс, руки без кистей, ноги без ступней, видно насколько мало его как портретиста занимает внешняя физическая форма. Глядя на некоторые автопортреты Шипе, сделанные после 1910 года, становится ясно, что художник рассматривал их как конкретную художественную реализацию духовной субстанции. Хотя, конечно, было бы неправильно, рассматривая обнаженные автопортреты, не отметить момента самолюбования и эксгибиционизма. Обнаженный художник, в конце концов, выставляет себя на обозрение как сексуальное существо. Однако, это объяснение не кажется полностью исчерпывающим в отношении его обнаженных автопортретов.
Друзья Шиле вовсе не описывают его как разнузданного эротомана; и в его частой неприглядной, вымученной наготе чрезмерное выделение эротического начала было бы ошибкой. Что кажется более важным (и что находит подтверждение в его письмах и стихах) — это тот факт, что Шиле придавал большое значение пониманию и изучению своего «я». Исследовать свое «я» всегда означает представить себя как двойственность, так как субъект, производящий исследование, одновременно является и объемом. Шиле старался противодействовать чувственной фрагментации собственного «я», передавая его множественность. Таким образом, это постепенно сформировалось в визуальную концепцию, которая помогла ему восстановить единство с миром.
Женский и мужской образ в творчестве Эгона Шиле Один из самых увлекательных и, как ни странно, новых сюжетов современного человековидения, — человеческое тело. Всего лишь несколько десятилетий тому назад его изучали только биологи, да и те интересовались не столько телом как целым, сколько его отдельными органами и их природными функциями. Быть голым — значит быть самим собой, натуральным, без прикрас. Быть нагим — значит быть выставленным напоказ. Чтобы голое тело стало нагим, его нужно увидеть как объект, объективировать. «Голое открывает себя. Нагота выставлена напоказ, голое обречено на то,чтобы никогда не быть нагим. Нагота — это форма одежды» (Джон Бергер).
Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание. Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность. Своеобразное преломление образа женщины двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Эгона Шиле. Художник пытается не только изобразить современного человека, но и найти свой идеал. Отсюда возникает серия блистательных автопортретов, образы роковых женщины, постоянная смена стиля и поиск чего-то нового. Э.Шиле пишет портреты. Портрет Валери Нойцель, (1912). С одной — стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые тона, но с другой — тревожность и задумчивость, которая чуть заметно прослеживается, открывает галерею портретов Э.Шиле , которым будут присущи эти черты.
Картина «Сидящая женщина» (1917) символична. Это образ «роковой женщины». Тему «роковой женщины» продолжают картины: «Обнаженная» (1910); «Женщина в зеленых чулках» (1917); «Женщина на корточках» (1910); «Сидящая обнаженная » (1914); «Лежащая женщина » (1917). Они — губительницы мужчин. Автор показывает, что от «роковой женщины» исходит мощная губительная сила.
Одним из самых ослепительных портретов считается «Сидящая женщина, с левой рукой в волосах» (1914). Я бы назвала его воплощением идеала Шиле — уверенная в себе, немного самовлюбленная, но в то же время очаровательная и милая, она потрясает своей глубиной.
Попытка осознания женской сущности отражена на полотне «Переплетенные женщины». Две сплетенные девушки представляют собой единое целое, куда нет входа мужчине. Они кружат в бесконечном потоке сознания автора. Чувствуется спокойствие и чувство гармонии, нежели экстаз. Эта картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора. Женщины этого сюжета — отражение скрытого, бессознательного, сексуального желания мужчины (Фрейдовского Оно). А сплетение женских тел говорит об их загадочности и непознанности.
Вызывающим и интересным взглядом, отражающим суть женской природы, является картина «Молодая мать» (1914). Орнамент картины с черными, квадратными вставками в верхних углах говорит о неполноте бытия всей слабой половине человечества. Дитя прижимается к груди матери. Их тела полны жизни и свежести.
В 1915 году Шиле женился на Эдит. Три дня спустя он был призван в австрийскую армию. Он продолжал рисовать во время службы. Брак, кажется, сделал манеру Шиле более спокойной, что можно увидеть в его творении — «Любовь» (1917) или «Объятия». Если раньше мужчина отсутствовал или представлял собой отрицательный заряд: нечто контрастирующее и несовместимое с женским началом, то теперь автор показывает гармонию, слияние двух противоположностей. Мужчина и женщина слиты воедино, между ними трудно провести грань. Это не только физическая, но и духовная близость двух людей, которые способны противостоять злу, порождая добро, любовь и новую жизнь.
Сравните «Объятия» 1917-го года с ранними обнаженными фигурами, их бешеная энергия явно уменьшилась. На полотне Шиле с Эдит. Здесь даже есть что-то похожее на нежность; любовь несомненно оказала умиротворяющее влияние на художника. Его спина все еще кажется написанной грубо, но посмотрите на закрытые глаза его жены, ее руки обвились вокруг него. Ему удается передать близость, а не беспредельную безудержную сексуальную энергию, как в ранних работах.
Как говорилось выше, Эгон Шиле часто писал автопортреты. Немалая часть его произведений он сам. Серия портретов 1910 года, наполнена тревогой, строгостью, движения тела резки, неожиданны . Э.Шиле показывает себя в различных эмоциональных состояниях. Картина «Автопортрет с заломленными руками» (1910), олицетворяет спокойствие, задумчивость героя, исходит процесс осознания себя.
Но в основном Э.Шиле представляет себя с более яркими эмоциями, такими как: злость, гнев, возмущение, ненависть, обида, сердитость, досада, раздражение, мстительность, оскорбленность, воинственность, бунтарство, сопротивление, одиночество.
Практически все произведения Шиле пронизаны лучами чувственной, а порой, по выражениям многих, слишком откровенной эротикой. Э. Шиле нередко обвиняли в откровенности или даже в порнографии, в том, что он выносит на широкий круг зрителя то, о чем многие не осмеливались даже заговорить. В его автопортретах гораздо больше общечеловеческого, чем личного. Автопортрет для Шиле, современника Фрейда, был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания. Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего «Я». В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен — очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже современного зрителя.
С такой же яростью и экспрессией, с таким же исступлением и проникновением в скрытую суть натуры он рисовал портреты женщин и обнаженную женскую натуру.
Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Он всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд. Люди на картинах Шиле не только без одежды — они без кожи. Их тела с вывернутыми руками, открытые для мира и для боли, изломанны, скручены внутри и снаружи. Внутри человека даже в разгар лета — осеннее дерево. Изломанность веток у дерева снаружи, у человека — внутри. Ветви — трещины в небе и камне. Нервы — трещины в теле. Некоторые искусствоведы считают, что все произведения Шиле, включая ландшафты и городские виды, выражают душевные переживания художника и невероятным образом «автопортреты».
Так Шиле создает новый идеал красоты ХХ века, в корне отличающийся, например, от сецессиона и символизма, — это красота уродливого. С обретением ее Эгон продвинулся вперед и стал одним из столпов модерна, наряду с немецкими экспрессионистами и австрийцем Кокошкой.
Будучи еще совершенно молодым человеком, Эгон Шиле приходит к убеждению, что смерть и болезнь, страдание и бедность, дистрофия обостряют ощущение ценности жизни и красоты.
В экспрессивной манере у Шиле стираются границы между здоровьем и болезнью, между жизнью и приближением смерти. Красота наивысшая, наиболее проникновенная загорается на границе жизни и смерти. Судьба красоты в том, чтобы отцвести, заболеть, и свой триумф она справляет в тот момент, когда «искажается». «Alles ist lebend tot» («живя, все мертво») — смысл этих слов Эгона Шиле в том, что в живом гнездится смерть. Но смерть внутри жизни усиливает яркость последней. Было время, когда по разрешению знакомых докторов художник делал рисунки даже в гинекологической клинике, ибо беременные это для него — символ единства между жизнью, даже удвоенной жизнью матери и плода, и угрозой смерти. С 1913 года в своих многочисленных зарисовках Шиле разрабатывает глубоко индивидуальную манеру изображения обнаженных или полуобнаженных женских моделей, которые ныне считаются лучшими его работами. Для этих работ характерна сложная, эксцентрически выстроенная поза модели, которую художник видит на очень близком расстоянии сверху или снизу. Женщины Шиле, недвусмысленно демонстрируют себя под поднятыми одеждами. К тому же Шиле любил не дорисовывать некоторые части тела, что усиливает у зрителя шокирующие ощущения.
В 1918 году Шиле был приглашен для участия на 49-ой выставке венского Сецессиона. Для нее Шиле разработал эмблему, напоминающую сюжет Тайной вечери, с собственным портретом вместо Христа. Работы художника были выставлены в главном зале и имели огромный успех. Несмотря на войну, цены на картины и рисунки Шиле рвались вверх, а с ними росло и число заказов, особенно на портреты. К тому времени художник почти отказался от экспериментов с формальной живописью. Его картины приблизились к классическим нормам прекрасного: человеческие тела на картинах стали более пластичными и гармоничными, цвета более мягкими.
Последнее крупное полотно Шиле: он назвал его «Сидящая на корточках пара», название «Семья» (1918) было дано позже. Любое автобиографическое намерение можно смело отбрасывать — Эдит совсем не похожа на изображенную женщину, и у них никогда не было детей. Фигуры можно рассматривать как единство, все трое связаны между собой. Но их вид кажется странно отрешенным. Эта картина считается одной из сильнейших иллюстраций эпидемии Испанского гриппа, «испанки», от которой в октябре 1918 умерла жена Шиле, а спустя несколько дней и он сам.
Нет «уродливой» или «красивой» обнаженной натуры. Каждый находит свое прекрасное, порой даже в том, что большинство считает безобразным.