Елена Поленова: «Первый пример в истории, по крайней мере русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получила поручение и отправлена была в командировку с целью изучения и т. д.»

С самых ранних лет маленькую Лилю — так звали домашние Елену — окружал волшебный мир русских сказок, которые с любовью рассказывали няня Аксинья Ксенофонтовна и бабушка Вера Николаевна Воейкова — женщина одаренная, дочь архитектора Н. А. Львова, выросшая в доме знаменитого поэта Г. Р. Державина. Родилась Елена Поленова в Петербурге в 1850 году в семье ученого — историка.  Все члены семьи и по отцовской и по материнской линии так или иначе были связаны с научным или художественным миром.

В детстве Поленова подолгу жила в родовом имении Имоченцы Олонецкой губернии, среди карельской природы, а также в родовой усадьбе Ольшанка Тамбовской губернии.

Народные былины, легенды, рассказанные бабушкой, навсегда зачаровали впечатлительную душу Елены и через много лет превратились в оригинальные акварельные сюжеты. К тому же мать девочки в молодости серьезно занималась живописью, что, вероятно, и передалось по наследству детям — Елене и Василию Поленовым. Родители пригласили к ним выдающегося художника — педагога П. П. Чистякова.

В те годы женщин в академию художеств не принимали, и Елена Поленова училась у И. Н. Крамского в петербургской школе общества поощрения художеств.

Поленова совершила несколько поездок во Францию в 1869—1870 гг., где посещала частную школу-студию Шарля Шаплена в Париже. По возвращении в Россию она сначала занималась в частной мастерской П. П. Чистякова (1870—1877), а потом снова в Школе Общества поощрения художеств (1878—1880) одновременно в двух классах: акварельном и керамическом.

А в 1873 году она познакомилась с молодым врачом А. С. Шкляревским. Это знакомство началом сильного и несчастливого чувства стало.

«Что она может сделать из человека, эта самая любовь, — признавалась Поленова брату, — я просто и вообразить себе не могла. Что за счастье, и какие страдания! » Шкляревский происходил из мещанской, не слишком культурной среды, и родные Поленовой воспротивились их браку.

«Что ни говори, — писал девушке ее дядя, — а вступить в такую ежедневность жизни, в которой на каждом шагу встретишь не то, в чем выросла, это при всей любви была бы вынужденная ссылка».

Родители убеждали и дочь, и самого Шкляревского, что они не будут счастливы вместе и для обоюдного блага должны расстаться. «Он не уступит меня, не откажется», — надеялась влюбленная девушка. Но Шкляревский все-таки уступил и отказался ….

Елена переживала разрыв трагически, ни в чем не обвиняя любимого человека: «пусто, холодно, одиноко стало во мне и вокруг меня. Что я сделаю теперь со всей длинной, ненужной жизнью, не могу себе представить. Его винить не могу, я его и теперь люблю по-прежнему, если не больше прежнего».

Личная жизнь не сложилась … к тому же Елена Дмитриевна отличалась довольно своеобразной внешностью. Например, тепло относившийся к ней художник Михаил Нестеров любя называл ее в письмах «Милым уродом». Разумеется, за глаза …. Она же продолжала заниматься у Чистякова и сделала заметные успехи в живописи; сдала экзамен по истории на звание учительницы и организовала в отцовском имении школу для крестьянских детей.

В 1876 году началась русско-турецкая война. Василий Дмитриевич Поленов, к тому времени уже известный художник, пошел на фронт добровольцем. Елена Дмитриевна должна была последовать его примеру, но как? Выход нашла быстро: поехала в Киев к сестре и всю зиму вместе с ней работала в военном госпитале. А вернувшись весной в Петербург, стала преподавательницей в благотворительной школе для девочек.

За новую работу она принялась с энтузиазмом, предложив «Расширить программу и ввести туда кроме одной грамотности — женские рукоделья и рисование». А потом заинтересовалась прикладными видами искусства и решила попробовать свои силы в этом направлении.

Тарелочка декоративная «Ночь» Поленова Елена Дмитриевна. Заводы М. С. Кузнецова, конец 1880-х — 1890-е гг.

Так Елена Дмитриевна, не стеснявшаяся всю жизнь учиться, поступила в керамический класс школы общества поощрения художеств. Увлечение керамикой дало прекрасные результаты. На экзаменах Елена Поленова была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при ОПХ не давали). В качестве поощрения ей было предложено поехать на стажировку в Париж. Для того времени пенсионерство женщин-художниц — случай исключительный.

«Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получила поручение и отправлена была в командировку с целью изучения и т. д.», — не без юмора писала она брату.

В 1882 году после смерти отца Елена Дмитриевна с матерью переехала в Москву, к брату. Василий Дмитриевич в то время преподавал в московском училище живописи, ваяния и зодчества, недавно женился. В том же году его талантливая сестра впервые представила свои акварельные пейзажи на выставку.

«Ее этюды сделают честь любому мужчине — художнику», — оценивал ее полотна учитель, П. П. Чистяков. Несколько работ Поленовой приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. «С этой минуты только поверила, что я точно художник», — признавалась Елена Дмитриевна подруге.

В Абрамцеве — имении известного мецената С. И. Мамонтова — при школе для крестьянских детей существовала столярная мастерская. Здесь с увлечением работала неутомимая Елена Дмитриевна: проектировала и расписывала мебель, стараясь каждый раз создать выразительный художественный образец.

Столик для рукоделия. Поленова Е.Д. 1885-1890-е годы
Эскиз Е. Д. Поленовой

Мебель по эскизам Поленовой имела большой успех у москвичей. Вот один из примеров: И.А. Кузнецова — искусствовед, дочь известного архитектора А.В. Кузнецова писала в своих воспоминаниях, что когда ее отец поселился с семьей в ампирном особнячке в Мансуровском переулке, то обустроил столовую в русском стиле: «Дубовая резная мебель — стулья, скамьи, буфеты, и висячие настенные шкафчики, купленные в поленовских мастерских очень хорошо дополнили ансамбль»

«Ее имя, — замечает Н. М. Яновский — Максимов, — нечасто упоминается в популярной литературе по искусству: творчество Поленовой не отличалось той масштабностью, которая характерна для остальных художников-абрамцевцев. Но оно оставило глубокий след в декоративном искусстве … в русской графике. Ее «Негромкие», но удивительно лиричные, полные точных наблюдений и изящной лукавой фантазии работы составляют одну из самых привлекательных граней «творческой продукции» абрамцевского кружка. Недаром посетители музея — усадьбы, особенно дети, подолгу стоят у ее акварелей, открывая для себя новое имя в русском искусстве, имя, которое больше не исчезнет из памяти …».

Там же, в Абрамцеве, Поленова стала записывать сказки, задумав целую серию иллюстраций.

«Путешествуя по реке Унже, — продолжает Н. М. Яновский — Максимов, — забираясь в деревеньки, где сохранились древние обряды и древнерусское прикладное искусство, Поленова записывает сказки, поговорки, поэтические поверья, чтобы потом все это воплотить в замечательных акварелях».

«Сказки» Поленовой были восприняты как новое слово в книжной иллюстрации. «Старая Русь словно выплывает из тысячелетних туманов и серой дали», — писал В. В. Стасов.

Работая над сказками, художница увлеклась фантастическими, мистическими сюжетами. Замыслы символических картин являлись ей во сне или когда она слушала музыку. Елена Дмитриевна начала работать над полотном «Зверь»: жизнь в образе страшного чудища похищает юную душу из царства грез. Отвлеченное, фантастическое направление в своем творчестве Поленова считала главным, «Заветным». Но выразить его в полной мере так и не успела ….

Фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Е. Поленова «Крыльцо древнерусского дома», кон. XIX в.

Весной 1896 года пролетка, в которой ехала Елена Дмитриевна, опрокинулась на крутом спуске, и она сильно ударилась о мостовую. После этого художницу не оставляли головные боли и головокружения.

Врачи посоветовали Поленовой подлечиться за границей. На какое-то время ей стало лучше, и она с прежней увлеченностью принялась за дело: создала новую серию иллюстраций к сказкам, эскизы картин, разработала проект интерьера в русском стиле. Весной 1898 года Елена Дмитриевна вернулась в Россию. Осенью ее не стало ….

После ее кончины братья Елены Дмитриевны Поленовой в память о ней учредили премию в триста рублей, которая выдавалась молодым художникам на заграничные поездки.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»