Эристова (Этлингер) Мария Васильевна: Псевдоним – Мэри Казак

Эристова (Этлингер) Мария Васильевна (псевдоним – Мэри Казак) (1857, Санкт-Петербург – 28.03.1934, Париж) – княгиня, живописец-портретист., график родилась в 1857 году, в Санкт -Петербурге, в дворянской семье. Отец, Василий Николаевич Этлингер — доктор медицины, директор повивального института в Петербурге. Мать, Эдмонда Джорджина, баронесса Фелкерзам. Всего в семье было четверо дочерей.

Михай Зичи. Портрет Марии Васильевны Этлингер.

Мария рисует с самого детства. Посещая студию Ильи Репина, она знакомится с Михаем (Михаилом Александровичем) Зичи. Михай Зичи, венгерский и российский художник, на тот момент — уже именитый мастер. Академик Императорской академии художеств, придворный живописец Императорского дома Романовых. Известно, что Александр II приглашал Зичи в поездку на каждую свою охоту.

17-летняя Мария становится преданной ученицей Зичи. В 1874 году 47-летний художник покидает Россию, выйдя в отставку. И юная девушка едет следом за ним. В течении восьми лет Мария Этлингер и Михай Зичи путешествуют по Европе вместе. При этом художник не разведен, официально женат.

Мария Этлингер и Михай Зичи.

Учитель и его ученица живут в Париже, Будапеште, Ницце. В творчестве Зичи все чаще появляются картины в стиле «ню», известны его полотна откровенно эротического содержания. А Мария Этлингер творит в жанре салонной живописи, портреты ее кисти все более популярны. В 1881 году пара приезжает на Кавказ, в Тифлисе они пишут массу прекрасных пейзажных панорам. Михай Зичи принимает решение остаться в России.

С 1881 года Мария Васильевна Эристова становиться почетным вольным общником Императорской академии художеств.

Мария Этлингер в Париже выходит замуж за князя Дмитрия Эристова. С этого момента она начинает подписывать свои картины псевдонимом «Мэри Казак».

Мария Эристова («Мэри Казак»). Портрет Великого князя Александра Михайловича. 1882 год. Государственный Эрмитаж.

«Портреты княгини Эристовой, подписывающейся Mary, исполненные пастелью, невольно останавливают своей серьезностью исполнения, вкусом, натуральным тоном и прекрасным строгим рисунком» ( Илья Репин, в одном из писем).

С 1890-х гг. Мария жила и работала во Франции. Основная область творчества – портреты и пейзажи. Художница пишет портреты аристократов, высший свет. Работает с маслом и пастелью. На ее полотнах — портреты Великих князей и княгинь, их детей.

Мария Эристова («Мэри Казак»). Портрет Великого князя Николая Михайловича. Государственный Эрмитаж.

 

Иметь портрет ее кисти считалось честью в международной светской среде.

Мария Эристова («Мэри Казак»). Портрет Эдварда Эванса. City of Westminster Archives Centre.

На Весенних выставках российской Академии художеств постоянно присутствуют ее картины. Также она проводит персональные выставки в Париже и Лондоне.

Мария Эристова («Мэри Казак»). Портрет неизвестной дамы с розовой гвоздикой. Частная коллекция.

С 1894 года ежегодно Мэри Казак выставляет свои работы-портреты в Национальном обществе изящных искусств Франции. Периодически художница приезжает в Россию.

Мария Эристова («Мэри Казак»). Портрет неизвестной дамы. Частная коллекция.

Александр Бенуа высоко оценивает ее творчество: «Совершенно в стороне стоит прямая ученица Зичи: госпожа Этлингер, по мужу — княгиня Эристова. Портреты этой художницы, постоянно живущей и выставляющей в Париже, не уступают по мастерству техники лучшим произведениям ее учителя!»

Мари Казак предпочитала живописи графику, а для своих работ зачастую выбирала такие материалы, как пастель, графитный и цветные карандаши. В числе ее заказчиков был граф С. Д. Шереметев, для которого художница создала галерею портретных образов его детей. Цветными карандашами выполнены два портрета сестер Шереметевых, Анны Сергеевны в возрасте 14 лет и Марии Сергеевны в возрасте 7 лет.

Эти рисунки — часть портретной галереи детей С. Д. Шереметева из собрания Музея-усадьбы «Кусково». Они, очевидно, были выполнены с натуры в альбоме для беглых зарисовок. Впоследствии, будучи открепленными от альбома, рисунки были наклеены на картон, вставлены в рамку с овальным окном и застеклены. Эти произведения, в которых запечатлены нежные девичьи образы, открывают на выставке серию детских портретов. Для графа С. Д. Шереметева Мари Казак выполнила в общей сложности пять карандашных детских портретов — трех сыновей и двух дочерей. Эти рисунки и портрет С. Д. Шереметева были созданы художницей в Москве в качестве подарка графу на праздник Троицы в 1887 г.

Портрет графа Бориса Сергеевича Шереметева (1872 — 1946/52), 1887 г. (ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»)
Портрет ребенка из семьи графа Шереметева (Петра Сергеевича Шереметева (1876 — 1914)? /Сергея Сергеевича Шереметева (1878 — 1942) ?), 1887 г. (ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»)
Портрет графа Павла Сергеевича (?)Шереметева (1871 — 1943) — 1887 г. (ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»)

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Мария Эристова получила серебряную медаль.

Мария Этлингер («Мэри Казак»). Портрет Лили Павловской. 1898 год. Галерея Petit Palais.

В 1904 году приняла участие в 32-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Княгиня Мария Эристова умерла 28 марта 1934 года в Париже. Детей у нее не было. О ее муже, князе Дмитрии Эристове, информации очень мало.

Лит.: Бенуа А. Н. Княгиня Эристова-Казак // Последние новости. 1934. 8 апр. (№ 4763).
Арх.: РГИА. Ф. 789. Оп. 11. 1881. Д. 218.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»