Федор Бруни: Мастер портретного и исторического жанров, хранитель картинной галереи Эрмитажа

Бруни Федор Антонович известный русский художник XIX века, выдающийся мастер портретного и исторического жанров. Фёдор Антонович Бруни в 1849–1864 годах возглавлял II Отделение Императорского Эрмитажа, которое включало в себя Картинную галерею, собрание рисунков, скульптуры, изделий из фарфора, бронзы, кости. Бруни внёс заметный вклад в организацию деятельности музея, открывшегося в 1852 году. Он принимал активное участие в создании «Правил для управления Императорским Эрмитажем», занимался разработкой структуры музея, формированием собрания и устройством экспозиции.

Федор Бруни. Автопортрет, 1810-е

Фиделио Бруни родился в Милане 23 июня 1800 года. Вместе с отцом, живописцем Антонио Бруни (1767–1826), он приехал в Россию в 1807 году.  Его отец Антонио Бароффио, швейцарский отставной военный итальянеского происхождения после увольнения со службы обосновался на севере Италии, где зарабатывал на жизнь написанием и реставрацией картин. Через год после рождения сына Бруно-старший по приглашению Павла I вместе с семьей приехал в Россию для выполнения работ по реставрации Михайловского замка, где и прожил оставшуюся часть жизни. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I. Впоследствии он также занимался работами в Москве по заказу князя Куракина.

В 1809 году Фиделио Бруни был принят в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Он обучался в классе исторической живописи под руководством А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, был удостоен двух серебряных медалей (1813). В 1818 году Фёдор Бруни окончил Академию с аттестатом 1-й степени и званием классного художника.

Отец решил, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в Италию. Изучение произведений старинных художников окончательно определило направление Бруни. Написав несколько картин, Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину “Смерть Камиллы, сестры Горация”, которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и принесла автору ее известность; в Петербурге она появилась лишь через десять лет, и за нее Бруни получил звание академика.

Федор Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация, 1824

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся: “Святая Цецилия”, “Святое семейство”, “Вакханка, поящая Амура”, “Свидание Т. Тассо с сестрою”, “Богоматерь с Предвечным Младенцем ”, “Спящая нимфа ” и др. К тому же периоду относятся четыре больших образа: “Богоматерь с младенцем на руках”, “Спаситель на небесах”, “Благовещение” и знаменитое “Моление о Чаше”.

Федор Бруни. Богоматерь с младенцем, 1858

В начале 30-х гг. Бруни начал писать колоссальную картину “Воздвижение Моисеем медного змия”, но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ “Покров Пресвятой Богородицы”.

Федор Бруни написал самую масштабную картину исторического жанра в русской живописи и одно из крупнейших станковых произведений мирового искусства всех времен «Медный змий». Этот шедевр произвел потрясающее впечатление на римскую публику, а затем занял почетное место в одном из лучших музеев России.
Федор Бруни. Медный змий, 1841

В 1838 г. Бруни возвратился в Рим, написал там “Покров ” и окончил в 1841 г. “Медного змия ”, который произвел в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все отзывы того времени преисполнены чрезвычайных похвал. В этой картине Бруни показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора.

Федор Бруни. Вакхант, 1858
«Вакханка, поящая Амура» (1828) — работа, прославляющая красоту молодой матери, заботящуюся о своем чаде. Ослепительно-белое нагое тело героини выглядит одновременно обворожительно эротичным и весьма целомудренным.
Федор Бруни. Вакханка, поящая Амура, 1828

В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов; некоторые из них были исполнены фреской в Исаакиевском соборе самим Бруни, другие — различными художниками под его руководством. На аттике собора находятся: “Сотворение мира”, “Всемирный потоп”, “Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного”, “Явление Господа апостолам по Воскресении”. В полукружии над аттикой: “Творец, благословляющий все созданное”, “Святой Дух в сонме ангелов”; на плафоне: “Введение Первородного Сына во вселенную”, “Второе пришествие Сына Божия”, “Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангели”. Исполнение перечисленных работ было окончено в 1853 г.; кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штуттгарте.

Будучи назначен в 1849 г. хранителем картинной галереи Эрмитажа, Бруни с любовью занимался ею; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения эрмитажной галереи.

В 1855 г. Бруни занял в Академии художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при академии.

Бруни писал также и портреты, среди которых особенно замечательно изображение княгини 3. Волконской в костюме Танкреда.

Федор Бруни. Портрет З. А. Волконской в костюме Танкреда, 1820-е

Последние годы жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов храма Христа Спасителя в Москве. В списке его работ значатся и тридцать офортов из русской истории. Вообще художественная деятельность Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило целую эпоху в русском искусстве.

Бруни имел следующие звания: Почётный член Академии художеств в Милане (1839), Академии художеств в Болонье (1846), почётный член и профессор Академии святого Луки в Риме, профессор Академии художеств во Флоренции (1851).

С начала 1870-х гг. художник стал сторониться людей и начал вести уединенный образ жизни. Он мог неделями не появляться на людях и постепенно превратился в настоящего затворника. 30 августа 1875 года Федор Бруни тихо умер в кругу близких и был похоронен на Петербургском католическом кладбище. А спустя 60 лет останки великого художника вместе с надгробным памятником перенесли на территорию Александро-Невской лавры.
Федор Бруни. Надгробный памятник на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры
Федор Бруни был гениальным художником и добился признания еще в молодом возрасте. А его выдающиеся заслуги перед русским изобразительным искусством признали не только современники, но и многочисленные поколения благодарных потомков.
Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»