Бруни Федор Антонович известный русский художник XIX века, выдающийся мастер портретного и исторического жанров. Фёдор Антонович Бруни в 1849–1864 годах возглавлял II Отделение Императорского Эрмитажа, которое включало в себя Картинную галерею, собрание рисунков, скульптуры, изделий из фарфора, бронзы, кости. Бруни внёс заметный вклад в организацию деятельности музея, открывшегося в 1852 году. Он принимал активное участие в создании «Правил для управления Императорским Эрмитажем», занимался разработкой структуры музея, формированием собрания и устройством экспозиции.
Фиделио Бруни родился в Милане 23 июня 1800 года. Вместе с отцом, живописцем Антонио Бруни (1767–1826), он приехал в Россию в 1807 году. Его отец Антонио Бароффио, швейцарский отставной военный итальянеского происхождения после увольнения со службы обосновался на севере Италии, где зарабатывал на жизнь написанием и реставрацией картин. Через год после рождения сына Бруно-старший по приглашению Павла I вместе с семьей приехал в Россию для выполнения работ по реставрации Михайловского замка, где и прожил оставшуюся часть жизни. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I. Впоследствии он также занимался работами в Москве по заказу князя Куракина.
В 1809 году Фиделио Бруни был принят в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Он обучался в классе исторической живописи под руководством А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, был удостоен двух серебряных медалей (1813). В 1818 году Фёдор Бруни окончил Академию с аттестатом 1-й степени и званием классного художника.
Отец решил, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в Италию. Изучение произведений старинных художников окончательно определило направление Бруни. Написав несколько картин, Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину “Смерть Камиллы, сестры Горация”, которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и принесла автору ее известность; в Петербурге она появилась лишь через десять лет, и за нее Бруни получил звание академика.
К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся: “Святая Цецилия”, “Святое семейство”, “Вакханка, поящая Амура”, “Свидание Т. Тассо с сестрою”, “Богоматерь с Предвечным Младенцем ”, “Спящая нимфа ” и др. К тому же периоду относятся четыре больших образа: “Богоматерь с младенцем на руках”, “Спаситель на небесах”, “Благовещение” и знаменитое “Моление о Чаше”.
В начале 30-х гг. Бруни начал писать колоссальную картину “Воздвижение Моисеем медного змия”, но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ “Покров Пресвятой Богородицы”.
В 1838 г. Бруни возвратился в Рим, написал там “Покров ” и окончил в 1841 г. “Медного змия ”, который произвел в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все отзывы того времени преисполнены чрезвычайных похвал. В этой картине Бруни показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора.
В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов; некоторые из них были исполнены фреской в Исаакиевском соборе самим Бруни, другие — различными художниками под его руководством. На аттике собора находятся: “Сотворение мира”, “Всемирный потоп”, “Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного”, “Явление Господа апостолам по Воскресении”. В полукружии над аттикой: “Творец, благословляющий все созданное”, “Святой Дух в сонме ангелов”; на плафоне: “Введение Первородного Сына во вселенную”, “Второе пришествие Сына Божия”, “Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангели”. Исполнение перечисленных работ было окончено в 1853 г.; кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штуттгарте.
Будучи назначен в 1849 г. хранителем картинной галереи Эрмитажа, Бруни с любовью занимался ею; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения эрмитажной галереи.
В 1855 г. Бруни занял в Академии художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при академии.
Бруни писал также и портреты, среди которых особенно замечательно изображение княгини 3. Волконской в костюме Танкреда.
Последние годы жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов храма Христа Спасителя в Москве. В списке его работ значатся и тридцать офортов из русской истории. Вообще художественная деятельность Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило целую эпоху в русском искусстве.
Бруни имел следующие звания: Почётный член Академии художеств в Милане (1839), Академии художеств в Болонье (1846), почётный член и профессор Академии святого Луки в Риме, профессор Академии художеств во Флоренции (1851).