Федор Рокотов: Парадные портреты декоративной красоты

Федор Степанович Рокотов — выдающийся живописец второй половины XVIII века. Его творчество явилось новой ступенью в развитии русской портретной живописи.

Рокотов происходил из крепостных крестьян князя Репнина, получил вольную и был зачислен в Петербургскую Академию художеств. Большая роль в этих переменах, несомненно, принадлежала Ивану Ивановичу Шувалову — вельможе и меценату, президенту Академии художеств. Переезд Рокотова в столицу совпал с учреждением Академии, для занятий в которой Шувалов искал талантливых молодых людей. Большое влияние на мировоззрение художника оказали идеи просветительства и близкое знакомство с представителями передовой русской интеллигенции.

В своем творчестве Рокотов воплотил высокое представление о достоинствах и духовной красоте человека. Созданным художником образам присуща особая одухотворенность. Живописный почерк Рокотова отличается живостью и легкостью мазка.

В 1765 г. Рокотов оставляет Петербург и переселяется в Москву. Он уже был известным художником, академиком. По масштабам дарования он занимал первое место в художественном мире Москвы, работал много, охотно.

Одним из первых портретов, исполненных Рокотовым в Москве, был портрет В.И. Майкова, известного в то время поэта. Характеристика, размещение фигуры в пространстве, сама живопись свидетельствуют о мастерстве художника и вдохновенности его труда.

Портрет В.И. Майкова

В.И.Майков изображен в мундире бригадира. Портрет написан великолепной сочной кистью. Изображение словно залито неярким светом, сглаживающим контуры, смягчающим тональные и цветовые контрасты. Это создает ощущение теплой, золотистой среды, в которую погружена фигура героя.

Рокотовские портреты московского периода в полной мере обладают важнейшим качеством — неоспоримой убедительностью образа. Они достойны один другого по выразительности и по вдохновенности исполнения. Для Рокотова, кажется, не существовало трудностей в его любимой сфере воссоздания на холсте человеческой индивидуальности. Одухотворенность его портретов, жизненная выразительность образов как незаурядных, так и ничем не примечательных его современников, красота его живописи делают Рокотова одним из наиболее вдохновенных представителей русской художественной культуры славного в истории России 18-го столетия.

Скудные биографические сведения о Федоре Рокотове ничего не сообщают нам ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. Из произведений этой поры сохранилась лишь копия с картины Рокотова «Кабинет графа И. И. Шувалова» (1757). Один из основателей Московского университета, просвещеннейший человек своего времени, меценат, передавший свою коллекцию живописи в АХ.

Кабинет графа И. И. Шувалова

Картина эта, запечатлевшая кабинет и картинную галерею И.И. Шувалова, является одним из ранних изображений интерьера частного дома. Небольшое, лишенное людей помещение с тесной шпалерной развеской картин не производит впечатления маленького или пустого. Ведь каждое из висящих на стене полотен это своего рода окно в созданный художником мир с собственным пространством-временем. Особенно «глубоко» пространство картин верхнего яруса, изображающих античные руины. Многофигурные композиции и портреты второго яруса «оживляют» кабинет, заполняя его объемными массами тел и красочными пятнами одеяний. Есть в картине и настоящее окно, правда, лишь отраженное в зеркале над камином. Присутствует в галерее и сам ее хозяин, Иван Иванович Шувалов. Он изображен на стоящем у дверного косяка большом портрете работы художника де Вельи. Это полотно расположено так, что создается иллюзия присутствия в кабинете живого Шувалова.

По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета. Эта работа имела успех при дворе, благодаря чему Рокотов позднее получил предложение написать портреты Петра III (1762?), Екатерины II (1769?) и семилетнего великого князя Павла Петровича (1761), будущего императора Павла I. Вслед за царствующими особами у Рокотова пожелали заказать свои портреты и их приближенные — всесильные графы Орловы и влиятельные графы Шуваловы, убеленный сединами адмирал князь И. Л. Голенищев-Кутузов (1764?) и юная княжна Е. Б. Юсупова (1760-е).

Портрет княжны Е.Б. Юсуповой

Одновременно с известностью Рокотову стала благоволить и служебная карьера. Шувалов направил его в Петербургскую АХ, где в 1765 г. художник был удостоен звания академика живописи. Однако преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Кроме того, президент АХ И. И. Бецкой запретил художникам, преподававшим в классах, заниматься собственной творческой деятельностью, что для Рокотова было неприемлемо. В том же 1765 г. он покинул стены АХ и возвратился в родную ему Москву.

Здесь, вдали от официального Петербурга, среди людей, проникнутых идеалами просветительства, художник нашел понимание, признание и благоприятные условия для творчества. Заказов было множество. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях; таковы изображения членов семей Барятинских, Голицыных, Румянцевых, Воронцовых.

Рокотов не стремился подчеркивать внешние достоинства своих моделей — яркость и красоту лиц, пышность нарядов; его более привлекал внутренний мир человека, поэтичность и обаяние натуры, зыбкость и переменчивость затаенных чувств и переживаний.

Писал Рокотов и известных литераторов своего времени — поэтов В. И. Майкова (конец 1760-х) и А. П. Сумарокова (не позднее 1770). Крупный чиновник, товарищ (то есть заместитель) московского губернатора и прокурор военной коллегии, Майков в то же время был масоном, другом знаменитого просветителя Н. И. Новикова, либералом и поэтом. В нем причудливо сочетались самые противоречивые свойства: властный и суровый администратор, он был одновременно и вдохновенным стихотворцем, автором духовных стихов и «Оды о вкусе». Рокотов тонко подметил и полупрезрительную улыбку портретируемого, и манеру слегка откидывать назад голову, величественно поглядывая на зрителя, и тяжелый, умный взгляд светлых глаз, раскрывающих сложный внутренний мир этого незаурядного человека.

Черты рокотовского творчества наиболее цельно проявились в женских портретах, занимавших особое место в искусстве XVIII века. В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), В. Н. Суровцевой (1780-е), Е. В. Санти(1785).

Таинственные полуулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивленные или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения, из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками, и нынешним поколением любителей искусства. Особенно впечатляет портрет А. П. Струйской, которому посвящены строки стихотворения Н. А. Заболоцкого:

…Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач…

Портрет А. П. Струйской

Стройная фигурка в легком серо-серебристом платье, высоко взбитые пудреные волосы, контур которых теряется в сумеречной дымке фона, длинный локон, ниспадающий на грудь, утонченный овал лица с темными миндалевидными глазами и нежно-розовыми губами — все сообщает загадочность и поэтичность образу молодой женщины.

Пленительную трепетность женским образам Рокотова прежде всего придавало живописное мастерство, отличающее его портреты. Легкий мазок, прозрачные лессировки, делающие незаметными переходы от одного цвета к другому, изысканная колористическая гамма — зеленовато-болотный и золотисто-коричневый, блекло-розовый и жемчужно-серый — были излюбленными приемами живописца. Женские портреты Рокотова имеют часто овальную форму, и это тоже придает им особое изящество и романтичность.

В 60-е гг. Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека, индивидуальности характера. Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Орлова, фаворита императрицы Екатерины II.

Портрет фаворита императрицы Григория Орлова

Парадные портреты Рокотова обладают декоративной красотой, мастерским рисунком. При определенных требованиях к построению произведений этого жанра художник всякий раз находит интересный вариант композиции.

Портрет Государственного деятеля и писателя И. Л. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (1765), в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта.

Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова

Это произведение — одно из самых значительных в искусстве XVIII века. В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. Поэтому художник берет на себя выполнение только основной части портретов — пишет головы: одежды и другие детали исполняют его помощники.

В 1775 году за копию с картины Джордано «Венера, Амур и Сатир», сделанную по гравюре Ф. Бартолоцци, Рокотов получает звание академика и навсегда покидает столицу.

Москва, куда приехал Рокотов, в ту пору отличалась большей свободой творчества по сравнению с официальным Петербургом. В Москве развертывается деятельность крупнейшего русского просветителя Н. И. Новикова, там работает талантливый драматург А. П. Сумароков, известный поэт М. М. Херасков создает литературный кружок молодежи. В этой просвещенной, передовой среде формируется мировоззрение Рокотова, которое достаточно четко начинает проявляться в его творчестве с конца 60х годов.

Портрет И.Н. Тютчева

Последним официальным заказом, выполненным не позже 1768 г., была серия портретов опекунов Московского воспитательного дома — И. Н. Тютчева, С. В. Гагарина, П. И. Вырубова. В них уже ощутимо стремление Рокотова к простоте даже в решении парадного портрета, а в последующие годы он исключительно посвящает себя работе над интимным портретом. Именно в это время складывается своеобразная, «рокотовская» манера живописи, его индивидуальный творческий почерк. Чаще всего мастер пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, — погрудно. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека.

1770-80-е гг. оказались наиболее плодотворными в жизни и творчестве Рокотова, в 1790-х он писал гораздо реже, а в последние годы жизни совсем не работал — стал плохо видеть, да и спрос на его картины значительно упал.

В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека. Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. Колорит, в основу которого обычно берутся три цвета, благодаря переходам выражает богатство и сложность внутренней жизни портретируемого. Художник своеобразно использует светотень, выделяя лицо и как бы растворяя второстепенные детали.

 

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"