Ван Гог везде. Его работы выставляются в галереях, репродукции в арт-кластерах, о нём снимают фильмы, его картины оживляют в мультимедийных кинотеатрах, его портреты печатаются на одежде, его письма к брату читают люди, его мочка – это легенда, его видение – это новаторство, о нём говорят, его копируют, его любят, его обожают. Ван Гог самый популярный и узнаваемый художник современности. Но что же стоит за всей любовью масс к Винсенту Ван Гогу и почему Ван Гог убивает искусство?
Сможете ли вы называть хоть одну картину Ван Гога, кроме, очевидно, всех автопортретов художника, ирисов, подсолнухов и Звёздной ночи? После минуты ваших раздумий, я уверен, что большинство читателей этой статьи впадут в некое состояние фрустрации, ведь многие из вас считают, что достаточно хорошо ознакомлены с творчеством художника. Но, к сожалению, это не так. За небольшим исключением, знание о той или иной работе Ван-Гога получено вовсе не из порыва собственной воли к тому, чтобы узнать о ключевых картинах художника. Вовсе нет, наоборот, люди лишь стали жертвами массовой культуры, в которой культивируется образ Ван Гога и его эстетических работ. Скорее всего, вы видели ключевые работы художника в социальных сетях, в группах, в которых выкладываются совершенно одинаковые картины Винсента, которые, по мнению многих, уже стали классикой. Но большинство из тех, кто восторгается звёздными ночами Ван-Гога, восторгается ими не потому, что они считают эту картину апофеозом гения постимпрессионизма, а лишь по той причине, что эта картина обожаема другими. Проблема заключается в том, что все те, кто признаётся, что его любимый художник – это Ван Гог, даже не знают о существовании “Звёздное небо над Роной”, “Едоки картофеля”, которые были написаны в самом начале пути Ван-Гога, как художника, или знаменитая картина “Комната в Арле”. Звёздные ночи – это то, что чётко характеризуют всю любовь общественности к Ван Гогу. Не символические образы, не инновационный подход к искусству, а лишь тот навязанный эстетический образ, который стал символом массовости. Конечно, все гениальные работы, будь то работы Сезанна, Гогена, Моне, Мане, любого другого импрессиониста или постимпрессиониста, все они в следствии становится популярными и массовыми. Но работы Винсента Виллема Ван Гога перешли все возможные черты. Они начали порождать невежество.
Возможно, вы возразите, сказав, что картины Ван Гога – это лишь дополнение к личности безумного, но бесконечно свободного художника. Но тут же появляется вопрос, что вы на самом деле знаете о Ван Гоге? То, что он бомжевал? Все вы, как мною ранее было сказано, слышали про мочку уха. Хотя, уверен, что вы слышали, что сам он отрезал целое ухо, но не суть. Но знаете ли вы причину? Знаете ли причём здесь вообще проститутка или Поль Гоген? Поль Гоген, один и зачинателей постимпрессионизма, был приглашён Винсентом творить вместе в одном доме и создать небольшой артель художников. Вскоре, Поль переехал к знаменитому автору, что стало, по его мнению, ошибкой. Постоянные припадки Винсента лишь мешали, а не помогали обоим художникам творить. По этой причине Гоген решил уехать от Ван Гога, чем вызвал его гнев. Затем Поль бежит от сожителя, оставляя Ван Гона одного. Последний решается отрезать мочку своего уха, а затем подарить его проститутке. Конец. В жизни Ван Гога существует множество других интереснейших фактов. И, по-моему мнению, если вы утверждаете, что Ван Гог ваш любимый художник, то стоит ознакомиться с ними.
Не зная хотя бы ¼ картин художника, зная лишь поверхностные факты о его жизни, люди утверждают, что любят его, не только лишь из-за того, что сам Ван Гог чрезвычайно эстетичен и его картины можно приклеить на кружку или футболку, а любят за всё то, что он делал при своей жизни. Задаюсь уже этим вопросом не первый раз, знаете ли вы о нём что-то, кроме поверхностных фактов, которые вы прочитали где-то в какой-то группе? И уверены ли вы, что ваша любовь – это не продукт конформизма, выражающегося в потребности любить то, что другие считают высоким? Задайте себе вопрос, ваше отношение к этого художнику не может обуславливать любовью к массовому образу художника, а не к самим работам мастера? Если ответ положительный, то я бы хотел привести вас к тому, что называется “феномен Ван Гога”.
Почему же этот пресловутый феномен убивает искусство? Многие люди, услышав поверхностную информацию о том или ином культурном явлении, начинают эту информацию аккумулировать, создавать некий образ, который нередко бывает ошибочным, по той причине, что знание о самом культурном явлении неполное. Эти образы ведут к невежеству. Когда человек перестаёт капать, думая, что имеющее у него знание полное, он обрекает себя на то, что само знание будет неполным. Но как это связано с Ван Гогом и искусством вообще? Все мы постоянно слышим о роли Ван Гога в мировом искусстве, о его гении, его личности, о его вкладе в Нидерландскую культуру. Когда мы видим вещи с его портретами, книги о нём, у нас складывается некий образ самого искусного деятеля культуры.
Вот он, Ван Гог. Он апофеоз искусства. Конечно, я не отрицаю гениальность художника, но проблема заключается в том, что Ван Гог не является никаким апофеозом. Вообще, в искусстве нет никакого апофеоза, да, у искусства есть уровни, но нет предела. Из этого вытекает проблема, что знание о Ван Гоне не делает вас ценителем прекрасного, ценителем живописи. Знание о Ван Гоге делает вас лишь человеком, который знает о Ван Гоге. К моей надежде, если вы изучили несколько картин, посмотрели фильм о художнике, изучили его биографию или сделали хоть какое-то минимальное усилие, чтобы понять, каким был знаменитый художник, то тогда вы можете называть себя ценителем Ван Гога, а не всего искусства в целом. Вокруг него не крутится всё мировое искусство. А из этого вытекает уже вторая проблема. Массовое культивирование образа художника приводит к культурной стагнации и отказу от принятия других форм искусства, ранее незнакомых и отличных от тех, которые представляет нам Ван Гог.
Но, к сожалению, многие люди не решаются даже подкапнуть и узнать о личности Автора “Подсолнухов” что-то больше, чем то, что им и были нарисованы эти “Подсолнухи”. Тем самым, думая, что поняли на чём стоит искусство, люди считают, что дальнейшее погружение в тему бессмысленно. Им комфортно думать, что ничего лучше Ван Гона быть уже не может, ведь недаром все же так восхваляют автором. Но чем быстрее эта идея будет распространяться, чем быстрее невежество и поверхностное знание о предмете речи будет становится нормой, тем быстрее люди начнут забывать про другие шедевры, менее массовые и более элитарные. Феномен Винсента Ван Гога страшен тем, что благодаря ему люди погружаются в ощущение знания, когда это знание ограничено, оно искажено. Именно поэтому, не останавливайтесь на Винсенте Ван Гоге. Продолжите с Гогена, с Густава Климта, с Шиле, идите к Мунку, к любым другим художникам. Мы должны разрушить феномен Ван Гога. Только вы являетесь теми, кто способен это сделать, поэтому узнавайте о других художниках, не покупайте паспортные обложки со всеми надоевшими “Звёздными ночами”, не ограничивайте себя и прославляйте искусство.