Филипп Александрович Москвитин, родился в 1974 году в Иркутске, в семье художника. Юношей поступил он в Московскую среднюю художественную школу имени В.И. Сурикова. Образование продолжил в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, которую окончил в 1998 году. С 2001 года он учится в аспирантуре на кафедре исторической живописи. Филипп Москвитин является членом московского союза художников. За свою деятельность награждён медалью за служение России, медалью Святого Николая Японского. Он – член Союза художников России.
Филипп Москвитин – ученик И. Глазунова. Он никогда не искал себя в жанрах авангарда и поп-арта. В творчестве художник следует традициям московской школы живописи. Стремление к созданию собственного стиля привело Ф. Москвитина к отказу от европейской манеры письма, возврату к канонам и технике древней иконописи с использованием опыта современной живописи.
Особый интерес у художника вызывает проблема русской святости. Созданные Москвитиным сюжетные картины рассказывают о реальных событиях из истории Русской Церкви. Интерес к внутреннему миру человека, его духовному наполнению привёл художника к созданию обширной галереи портретов. Москвитин в своих портретах не использует чистых, ослепительных цветов. Наиболее интересны художнику личности аскетичные внешне, но богатые духовно. Чудо излучения душевного света ему удается создать в приближении к традициям московской иконописной школы.
Творческий облик Ф.Москвитина определяется не только приобретённым им высоким профессиональным мастерством, но и православным мироощущением. Путешествия на Ладогу, Байкал, в Приднестровье, Крым и Якутию вдохновили художника на создание пейзажей, посвящённых святым местам России. Они написаны с любовью, в несколько импрессионистической манере, пронизаны светом и воздухом.
Ф. МОСКВИТИН. ПОРТРЕТ ПАТРИАРХА ТИХОНА. 2005
В творчестве Филипп Москвитин неоднократно обращается к образу Патриарха Тихона. Художник написал несколько его портретов, икон, проиллюстрировал жизненный путь пастыря целой серией картин.
После 200-летнего Синодального периода (1721-1917) Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Новым Патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон. Именно ему предстояло сделать все возможное, чтобы сохранить Православие в условиях захлестнувших Россию революций, гражданской войны и всеобщей разрухи, а также решать вопросы об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви. Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился в семье священника. После духовного училища он поступил в Псковскую духовную семинарию, а затем – в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Беллавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.
Патриарх был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он оградил Церковь от вовлечения в политические интриги, что привело бы к её уничтожению. Твердым исповеданием христианской Правды Патриарх Тихон вызывал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре, на него было совершено три покушения. Патриарх, готовый «страдать вместе с народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела», категорически отказался от предложения выехать за границу,
Портрет Одиннадцатого Патриарха Московского и Всея Руси кисти Ф. Москвитина – произведение зрелого мастера, удивляющее глубокой выразительностью образа архипастыря. В этом портрете Москвитин смог передать данные Патриарху особые духовные силы, необходимые в новые смутные времена, когда вновь встал вопрос о самом существовании России, сохранении Русского Православия.
Картина представляет собой поясной портрет Патриарха, смотрящего прямо на зрителя. Строгость колорита и композиции раскрывает вдумчивый, богатый духовными переживаниями образ Предстоятеля Русской Церкви. Спокойное равномерное сияние охватывает выразительное лицо владыки с простыми русскими чертами. Оно излучает мудрость и нравственную силу. Это живописно достоверный, психологически сложный образ выдающегося деятеля Русской Православной Церкви.
Жанр поясного портрета имеет свои каноны. Модель на таком портрете всегда находится в особенной форме бытия – созерцании-мышлении, сосредоточенности, вбирании в себя мира, погружении в самого себя. Изображённый человек не действует, не говорит. Он молчит, но это красноречивое молчание и одушевлённый покой.
Поясной портрет предоставляет художнику очень ограниченные средства для передачи индивидуальности человека, его душевного наполнения. Изображены только лицо, руки и осанка.
На портрете зритель видит пожилого, уставшего человека, немного ссутулившегося под грузом обрушившихся на него душевных страданий и физических испытаний. Руки Пастыря устало лежат на коленях. Патриарха Тихона мы видим освобождённым от страстей, случайного настроения, погружённого в свои мысли. Художник подчёркивает приоритет духовной составляющей личности Святителя. Через выражение глаз, через устремлённый на зрителя взгляд автор смог передать множество чувств, переполняющих Патриарха: скорбь по утраченной в огне революции Родине, понимание глубины нравственных страданий русского народа, осознание собственной нелегкой исторической роли, возложенной на него Господом и Церковью. В руках у него коралловые чётки. Каждая бусина на них, как капля крови. Это – кровь, пролитая Христом за грехи людей, и кровь многочисленных русских праведников. Коралловые чётки – символ жизни самого Патриарха Тихона, принесённой по капле, день за днём, в жертву ради спасения Церкви и народа России.
Патриарх изображён в белом патриаршем куколе и рясе глубокого красного цвета. Художник смог раскрыть человеческую простоту пастыря. О его простоте свидетельствуют многие современники. Он был тихим, с робким взглядом. В его в личности не было гладкости и сусальной «правильности».
Выражение архимандрита Тихона (Шевкунова), использованное применительно к подвижникам веры ХХ века, – «несвятой святой», – можно отнести и к святителю Тихону. Он жил по евангельскому завету, неся в мир добро, порядочность, честность, любовь к людям и к своей Отчизне. Красный цвет одежд Патриарха символизирует жертвенность его служения в непростое для Церкви время. В красных одеждах на иконах изображают мучеников. Но красный – это и цвет пасхальной радости, Воскресения, цвет тепла, любви, жизни, победы жизни над смертью. Скончался Патриарх Тихон в день Великого праздника – Благовещения. Это стало для его паствы своего рода благой вестью о грядущем возрождении Церкви, надеждой на скорое возвращение России к ее историческим корням.
Причисление к лику святых Патриарха состоялось в конце ХХ века. Люди, которые пережили это непростое время, воспринимали канонизацию Патриарха Тихона как нечто чудесное, неожиданное, как дар Божий. Все годы своего патриаршества святитель Тихон фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Он был жертвой за всю Русскую Церковь. Замечательные слова сказал о нём митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии также Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нёс всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живём, движемся и существуем как православные люди». Ф.Москвитин создал необыкновенный портрет. Полный печали и страдания взгляд Патриарха обращен к каждому зрителю. В нем вопрос: «Кто ты и с кем ты, чадо?»
Ф. МОСКВИТИН. ИКОНА «СВЯТЫЕ ЦАРЬ НИКОЛАЙ ВТОРОЙ И ПАТРИАРХ ТИХОН». 1999
Уже в годы учёбы художник понял, что ему близка церковная живопись. Значительное место в творчестве Ф.Москвитина занимает иконопись. Написанные им иконы ныне находятся в монастырях и храмах.
Изучив технику иконописи вначале путём копирования, художник выработал собственную, не утратившую связи с древнерусским каноном. Он использует широкую и обобщенную манеру письма, характерную для монументальной живописи. Иконам Москвитина свойственна контрастность цветов, холодные тона фона, сдержанное изящество рисунка. В ликах святых чувствуются доброта, благородство, отблеск иного бытия. Филипп Москвитин – художник и философ. В иконе «Царь и Патриарх» он выразил своё видение темы преемственности духовной власти в России.
На иконе изображены Царь-Страстотерпец Николай II и Святитель Тихон, патриарх Всероссийский. Линия горизонта делит икону на две неравные части. Пространство неба больше пространства земли. Это символизирует приоритет духовного, небесного начала над материальным, земным. Изображение на иконе симметрично. Осью симметрии является фигура Божьей Матери с младенцем-Христом на руках на небе и здание Успенского собора Кремля на земле. В Успенском соборе находятся троны Царя и Патриарха, здесь получали помазание на царство русские Государи и поставлялись Патриархи. Успенский собор – сердце России, в котором сосредоточена земная власть: духовная и политическая.
Для русского православного сознания царская власть – подобие власти Божественной, Небесной. Православный Царь как отец своего народа обязан заботиться о нем, ограждать от пагубных духовных влияний, нести ответственность за это перед Господом Богом. Известно, что сам Николай II был сторонником возрождения патриаршества. Образ Божьей Матери «Державная» был явлен народу России после отречения Государя. Богородица с Младенцем Христом изображена на этой иконе восседающей на троне со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках, поэтому она и называется «Державная». Тогда же после двухсотлетнего перерыва было восстановлено патриаршество .
Образ Божьей Матери и Успенский собор на иконе символизируют не только божественную сущность царской власти над Государством и патриаршей над Церковью. Они свидетельствуют о передаче духовной составляющей монархии от Государя к Партриарху в 1917 году после октябрьского переворота. Так произошло своеобразное «замыкание круга». Ведь в начале трёхсотлетнего правления Дома Романовых, когда на престол был избран юный Михаил Романов, вся государственная власть некоторое время была сосредоточена в руках Патриарха Филарета (в миру Фёдора Романова). Патриарх Филарет, как отец государя, до конца жизни официально оставался его соправителем.
Справа и слева от Богородицы изображены ангелы, несущие терновый венец и крест – символы страданий, выпавших на долю царя, патриарха и всей России. Общий фон иконы синий, означающий бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Кроме того, синий цвет считается цветом Богоматери, соединившей земное и небесное начала.
В правой руке Государя крест, символ мученической кончины. Одет он в шинель, которая аллегорически обозначает личную скромность царя, исполнение им в годы первой мировой войны воинского долга. Святитель Тихон изображен в простой черной рясе, которая также является символом исполнения воинского долга, ведь монах – воин Христов. Монашеский подвиг – это духовная борьба с силами зла. На голове его белый куколь, головной убор православных Патриархов. В его левой руке – посох, символ патриаршей власти и пастырского служения. Пальцы правой руки сложены в благословении (этот жест обязателен для изображений святителей).
Вокруг голов Царя и Патриарха изображены нимбы, означающие причисление обоих к лику святых. Фигуры Страстотерпца и Святителя строги и аскетичны, они стоят симметрично по обе стороны Успенского Собора. Художник изобразил их одного роста, что говорит об их равном значении для духовного понимания России: оба они причисленные к лику святых и возглавляют сонм Новомучеников и Исповедников Российских. В целом композиция иконы выражает единение и преемственность Церкви и светской власти.
Ф. МОСКВИТИН. ГРАЖДАНИН КУЗЬМА МИНИН И КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ. 1612 ГОД. 2009
Художника интересует история нашей Родины. Он часто обращается к эпохе государственного и державного становления России, стремится найти нравственный идеал в прославленных людях далекого прошлого. Это полотно посвящено жизни и подвигу гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, спасших Отечество в 1612 году. Вняв зову Патриарха Гермогена, они собрали народное ополчение и двинулись на освобождение Москвы от польских захватчиков. В сам праздник иконы, 4 ноября, народное ополчение освободило Кремль. Эту победу как День Казанской иконы Божией Матери с тех пор праздновала вся Россия, теперь он возрожден и назван Днём народного единства.
Картина Ф.Москвитина представляет собой портреты князя Пожарского и Кузьмы Минина на фоне войска. В руках Кузьмы Минина – список Казанской иконы Божией Матери, которым благословил ополчение Патриарх Гермоген. В правой руке у Дмитрия Пожарского – шестопёр (разновидность булавы), это и холодное оружие, которое князь мог использовать в бою, и символ власти военачальника.
Ополчение, на фоне которого изображены Минин и Пожарский, представляет собой хорошо вооружённое и экипированное войско. Эти воины понимают, куда они идут и за какие цели борются. Духовная миссия ополчения подчеркивается хоругвями, развевающимися над войсками. На одной из хоругвей – Георгий Победоносец на белом коне, поражающий копьём чудовище. Его изображение связано с почитанием Георгия Победоносца как покровителя русского православного воинства.
Вторая хоругвь изображает архангела Михаила. В Православии Архистратиг (главнокомандующий) Михаил выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Он защищает всех православных христиан от видимых и невидимых врагов, ересей и сил зла. Под его духовным предводительством велось освобождение страны от иноземных захватчиков. Архангел Михаил на хоругви представлен в апокалиптическом образе – скачущим на крылатом красном коне. Апокалипсисом ощущался период смуты, продолжавшийся более четверти века. Борьба за московский престол после смерти Ивана Грозного, борьба между сословиями в Московском государстве, борьба с иноземными захватчиками, разруха, обнищание страны, голод, нравственное падение – всё навалилось разом на Русскую землю. Патриарх Гермоген в Смутные времена призывал народ к духовному единству и покаянию. Через покаяние началось духовное оздоровление нации, а затем наступило оздоровление политическое, социальное, экономическое.
На третьей хоругви изображено войско. Это символ единения русских земель перед лицом врага. Так когда-то в Куликовской битве, в освобождении Отечества от смуты принимали участие люди из всех областей России. Три видения Сергия Радонежского было Кузьме Минину. Игумен Сергий благословил освобождение Москвы от поляков, как когда-то благословил Дмитрия Донского на освобождение Русской земли от иноземного ига.
Линия горизонта на картине образуется шлемами и копьями воинов. Она делит картину на две равные части. Небо художник изобразил беспокойным, покрытым тучами, но ярко-голубым. Это цвет Богородицы, икону которой держит Минин. Голубое небо символизирует покровительство Божьей Матери в предстоящем походе. На фоне неба написаны хоругви и лица Минина и Пожарского. Это знак того, что земным войском руководят в походе против захватчиков князь Пожарский и гражданин Минин, а небесными силами – Михаил Архангел и святой Георгий Победоносец. Палитра картины очень сдержанная. Художник исторически точно изображает доспехи и оружие воинов. Наиболее яркими фрагментами на картине становятся икона, хоругви и лица Минина и Пожарского. Изображение главных героев картины Москвитин сближает с иконописью. Их лица выполнены в иконописной манере: минимум объема и подробностей внешности – только большие, миндалевидные глаза и строгий взгляд, спокойствие и отрешённость, уверенность в своём предназначении, смирение перед судьбой. Всеми средствами автор старается передать зрителю, что освобождение Москвы от захватчиков и окончание смуты – это была не столько ратная, сколько духовная победа русского народа.
Использованы материалы из проекта «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю».
Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО. Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор ЗабГУ.
Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской епархии и читинского издательства «Палитра».