Фредерик Лейтон: Мифологический эротизм и завораживающий сентиментализм

Фредерик Лейтон (Frederick Leighton), английский художник и скульптор, яркий представитель викторианского академизма (салонного искусства), писал картины главным образом на сюжеты из античной литературы и истории с изображениями обнаженных женских фигур. Он часто вводил в свои композиции сентиментальные подробности. Именно эта особенность его работ стала одной из причин популярности художника. Лейтон обладал большим даром рисовальщика. Среди наиболее известных картин Лейтона — «Сиракузская невеста» (1866); «Электра у гробницы Агамемнона» (1869); «Летняя луна» (1872); «Купание Психеи» (1890). Скульптурные работы Лейтона, такие, как «Атлет, борющийся с Пифоном» (Лондон, галерея Тэйт), выполнены в неоклассицистической манере.

Родился 3 декабря 1830 г. в Скарборо (графство Йоркшир). В детстве много путешествовал по Европе. Лейтон начал рисовать в девять лет, поправляясь после скарлатины. В 1842 году он (прибавив себе несколько лет) поступил в берлинскую Академию художеств. Уже через три года его приняли в Академию художеств во Флоренции.

Лорд Фредерик Лейтон — Автопортрет

Серьёзно писать Фредерик Лейтон начал во Франкфурте в 1846 году. Здесь он поступил в местный институт культуры. Через два года Лейтон покидает Франкфурт, в связи с революционными волнениями и переезжает в Париж.

В 1850 году он вместе с семьёй вновь оказался во Франкфурте и смог закончить учёбу. В Германии Лейтон преступил к работе над первыми масштабными полотнами (сюжеты, взятые из жизненных сцен итальянского живописца Чимабуэ, жившего во второй половине XIII столетия). Подобный выбор был характерен для художника, воспитанного в традициях классической школы.

Чтобы лучше проникнуться творчеством великих итальянских живописцев, Лейтон в 1852 году принял первое в своей жизни самостоятельное (одиночное) путешествие. В ноябре того же года он был уже в Риме, где с головой окунулся в вихрь светских удовольствий. Руководительницей Лейтона в его похождениях стала Аделаида Сарторис, известная оперная певица.

Салон Аделаиды Сарторис открыл возможность молодому живописцу познакомился со многими замечательными людьми своего времени, в том числе с Уильямом Теккереем. Особенно тесные дружеские отношения завязались у него с «поэтической» семьёй Браунингов, а также с ведущими французскими академическими живописцами того времени, Ж. Л. Жеромом и А. В. Бугро. Впоследствии, Лейтон создал серию иллюстраций к поэме Элизабет Барретт Браунинг, а после её смерти спроектировал надгробие на её могиле.

В 1855 году он завершил работу над своей «Мадонной Чимабуэ» и отослал её в Лондон, на выставку Королевской Академии. Картина заполучила огромный успех и была приобретена королевой Викторией за 600 гиней. О художнике заговорили в аристократических кругах Англии.

«Мадонной Чимабуэ»

В Риме Лейтон в течении двух лет писал эту по-истине монументальную работу. Он изобразил уличную профессию или крестный ход во Флоренции с алтарным образом Мадонны кисти Чимабуэ. Эта картина написана в XIII веке и происходит из мастерской художника в церкви Санта Мария-Новелла. Сцена восхищения и поклонения Богоматери была описана историком искусства Джорджо Вазари в XVI веке: «…Вот почему работа эта казалась таким чудом людям того времени, не видевшим до тех пор ничего лучшего, и потому ее из дома Чимабуэ несли в церковь в торжественнейшей процессии с великим ликованием и под звуки труб; он же за нее получил большие награды и почести…»

Процессию возглавляет сам Чимабуэ, на голове которого покоится лавровый венок, а за ним можно увидеть Джотто, Данте, опирающийся на стену справа и смотрящего на происходящее как бы со стороны, Арнольфо ди Камбио (архитектор Санта -Мария-дель-Фьоре), художников Гаддо Гадди, Андреа Тафи, Буонамико Буффальмакко, скульпотора Никколо Пизано. Верхом на коне в конце процессии следует король Неаполя Карл Анжуйский.

При всей стилизации полотна под прошлое, здесь можно видеть основные творческие кредо будущего уже всеми известного Лейтона: это яркие чистые цвета и максимальная эстетизация образов.

Изображение Мадонны разглядеть практически не возможно, только общие черты Богоматери с Младенцем на троне, так как полотно изображено боком. Для участников крестного хода Богоматерь — центр события, тогда как для зрителя — она не художественный, а лишь композиционный центр. Но при этом сам исторический образ вызывает интерес, так как он задает по-византийски торжественный стиль всей композиции.

Долгое время считалось, что автор образа — Чимабуэ, один из видных мастеров эпохи проторенессанса. В этом уверял читателей Вазари, да и общая композиция алтарного образа напоминает аналогичную картину «Маэста» (хвала, величание) Чимабуэ в Лувре. Но исследования конца 1889 года убедили всех в том, что автором был основатель сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья, а вовсе не учитель Джотто. Разумеется, полотно Лейтона сохранило свое оригинальное, хоть и ошибочное название.

В 1859 году Лейтон уже в Лондоне, принц Уэльский приобрёл в этом же году его картину, после чего наследник престола стал не только дальнейшим покровителем живописца, но и его верным другом. В 1859-м художник вступил в 20-й Добровольческий стрелковый корпус Миддлсекса, больше известный как «Стрелковый корпус художников» и принимал самое активное участие в жизни своего подразделения. В 1880-м году Лейтону присвоили звание полковника.

В 1855 Лейтон так же посещает Всемирную выставку в Париже и остаётся в городе на последующие три года (с перерывами), где совершенствовал своё мастерство. В 1857 году он едет в Алжир. С этой поездки началось его увлечение восточной культурой, мотивы которой впоследствии художник часто использовал в своих живописных полотнах. В дальнейшем мастер побывал в Сирии, Египте и Турции.

В 1858 году Лейтон завершил работу над полотном «Рыбак и сирена», где ярко отразил тематику роковых женщин, которая была популярна среди английских живописцев девятнадцатого столетия. Также, следует отметить и эротизм этого творения, где Сирена, с красивым молодым телом выглядит очень соблазнительно.

«Рыбак и Сирена»

В древнегреческой мифологии сирены – это демонические существа. Они олицетворяли собой обворожительную, но коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели. Мореплаватели не раз сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью или, того хуже, таила в себе острые утёсы.

Сирены относятся к миксантропичным существам — их тела являются наполовину женскими, наполовину птичьими. В некоторых легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают русалок.

Уже в начале 1860-х годов его ежегодный доход составлял около 4 000 фунтов стерлингов. В 1864 году положение Лейтона ещё более упрочилось — он стал членом Королевской Академии художеств. К этому году для художника был построен роскошный особняк с мастерской в Кенсингтоне, на Холленд-Парк-роуд столицы Британии. А в 1869-м году Лейтона назначили инспектором художественных школ при Королевской Академии. Крупнейшим произведением, созданным живописцем в этом году, стали две фрески «по индустриальным мотивам».

Идиллия
Героинями таких полотен Лейтона в большей части были красивые женщины в роли античных полуодетых див, а иногда и вовсе обнаженных. Картины с легким налетом эротичности и сентиментализма снискали мастеру огромную популярность и славу. Стоит отметить, что даже эскизы талантливого художника были настолько совершенны, что приравнивались к завершенным произведениям.

Дедал и Икар — сегодня является одной из самых популярных в наследии художника. Известный миф о том, как Дедал сделал крылья для себя и для сына Икара из перьев, склеив их воском, преобразован в живописный гимн жизнеутверждающей силы древнегреческой мифологии. Изобразив Икара высоко над морем и над домами острова Крит, художник фактически возвысил героев, утверждающих себя не только силой или оружием, но и находчивостью и изобретательностью.

Фредерик Лейтон «Дедал и Икар» (1869)

В отличие от Питера Брейгеля Старшего и его картин Дедал и Икар и Падение Икара Лейтон не акцентировал внимание на трагической концовке мифа. Как известно, Икар не послушался предостережения Дедала: поднявшись слишком высоко, он упал в море, потому что солнце растопило воск крыльев. Лейтона никогда не интересовала моралистическая сторона сюжета; он обычно ставил другие задачи. В этой картине современники видели не столько торжественное величие мифологии, сколько повод показать обнаженное мужское тело. Юной красоте Икара художник противопоставил мускулистое, но сгорбленное стареющее тело Дедала. В фигуре Икара критики усматривали сходство со знаменитыми статуями античности, в частности, с Аполлоном Бельведерским, установленным в одноименном саду в Ватикане.

1878 год принёс Лейтону новые почести и обязанности. Его избрали президентом Королевской Академии и наградили французским орденом Почётного легиона. Тогда же ему был присвоен дворянский титул. В 1880-м году правительство Италии предложило мастеру прислать свой автопортрет для уникальной коллекции автопортретов знаменитых живописцев, которая хранится в галерее Уффици. А в 1896 году, перед самой смертью, Лейтон первым из британских художников удостоился титула барона. 25 января 1896-го года Лейтон скончался. Гроб с телом мастера выставили в Королевской Академии, а 3 февраля Лейтона со всеми почестями похоронили в лондонском соборе Св. Павла. Картина «Пылающий июнь» Картина была написана в 1895 году и считается важнейшим произведением художника.

«Пылающий июнь»

«Пылающий июнь» изображает ослепительную молодую женщину в платье классического покроя, спящую на мраморной скамье под звёздами. Позади неё, под золотисто-оранжевым навесом, виднеется тонкая серовато-серебряная полоска воды, отражающая свет полной луны. Эта работа по своему духу почти реалистическая, в ней античный антураж органично сочетается с атмосферой «здесь и сейчас».

Возможно, на изображение фигуры спящей женщины на картине Лейтона вдохновили многочисленные греческие скульптуры спящих нимф и наяд. В правом верхнем углу находится ветка олеандра, сок листьев которого ядовит, что может быть намёком на тонкую грань между сном и смертью. Моделью для «Пылающего июня» могла быть актриса Дороти Дене (Dorothy Dene) или натурщица Мэри Ллойд, часто позировавшая для прерафаэлитов.

«Пылающий июнь» упоминается в песне английского рок-музыканта Пола Уэллера с альбома «Stanley Road» и в клипе на песню «Amarte es un placer» мексиканского певца Луиса Мигеля. Репродукция картины использована в оформлении обложки альбома «Waltz Darling» британского музыканта Малкольма Макларена. Картина также дала название одноимённой композиции Тиграна Петросяна с альбома «Тикомикс».

Картина никак не связана ни с мифологическими, ни с библейскими темами. Фредерик Лейтон написал ее только ради удовольствия, сумев уловить очарование июньского дня и прекрасной женщины. В качестве модели художнику позировала актриса Дороти Дени. Она же запечатлена на картинах художника «Купание Психеи», «Феба» и других.

Дороти Дин (1859 — 27 декабря 1899), настоящее имя Ада Алиса Пуллен. Английская театральная актриса и модель художника Фредерика Лейтона. До сих пор Дин считаться безупречной красавицей с классическим лицом и фигурой.

Она была вероятным прототипом для персонажа Элиза Дулитл в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» (1912), и более поздней музыкальной адаптации, » Моя прекрасная леди «(1956). Дин родилась в Лондоне. Ее отец оставил семью, и когда ее мать умерла в 1881 году она осталась с тремя младшими сестрами. В то время большинство рабочего класса женщин в ее положении, были вынуждены заниматься проституцией, чтобы выжить. К счастью для Дин, она встретила Фредерика Лейтона (впоследствии лорда Лейтона), одного из самых известных художников той эпохи. Почти на 30 лет старше ее, Лейтон был пленен красотой Дин. Она стала его любимой моделью и музой, появляясь во многих из своих знаменитых полотнах позднего, в том числе «Ванна Психеи» и «Flaming июня». Принимая на себя роль как любовника и отца, Лейтон воспитывал и представил ее светскому обществу. Когда она выразила желание стать актрисой, он подошел со своим сценическим именем и делал, что мог дальнейшей карьере. Джордж Бернард Шоу знал Лейтона и Дин и их нетрадиционные отношения почти наверняка являются основой для «Пигмалион», Дин появился на лондонской сцене в течение десяти лет, играя во втором составе и второстепенные роли в произведениях Шекспира, Ричард Бринсли Шеридан, и Оскар Уайльд, но звезды ускользали от нее, и она вышла на пенсию в 1894 году. Именно на основе идеализированных картин Лейтон, она остается одной из самых узнаваемых фигур в викторианском искусстве. Когда Лейтон умер в 1896 году он оставил Дин значительную сумму денег, которую она не успела воспользоваться, т.к. она умерла на 40 году, после продолжительной болезни три года спустя. Она не вышла замуж.

«Очаровательная»
Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"