Австрийский архитектор и художник Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser) прославился своими зданиями в естественном, экологичном, биоморфном стиле.
Его видение мира и экологическое самосознание нашло отражение в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне и деятельности по охране окружающей среды. Его творчество — это целая философия, которую Фриденсрайх Хундертвассер выражал в своем собственном графическом стиле и оригинальных архитектурных концепциях.
«Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. «Хундертвассер — это кич!» — кричат ненавистники. «Хундертвассер — гений!» — спорят поклонники».
Его дизайн — это захватывающий аттракцион, спроектированные им здания вызывают эстетический шок, его жизнь — неприкрытое чудачество. Фриденсрайх Хундертвассер придумал флаг Новой Зеландии, обыграв образ улитки, он не гнушался рисовать марки и разрабатывать дизайн телефонных карточек, будучи известнейшим архитектором.
Австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера широкие массы знают по его «пряничному» венскому дому. Фридрих Стовассер, что называется, сделал себя сам. Придумал новое имя (Фриденсрайх означает «царство мира», Хундертвассер — «сто вод»), определил философскую и эстетическую концепцию своего творчества, создал собственное авангардистское течение (трансавтоматизм) и стиль бесконечной линии.
Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя Friedrich Stowasser — Фридрих Штовассер) родился 15 декабря 1928 года в Вене. Отец австриец, мать еврейка. С 1936 г. посещал венскую школу с экспериментальной системой Монтессори, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку и развивающей творческие способности.
Если имя определяет судьбу, то в нем знаково все, от предрождественского дня рождения, намекающего на праздник и подарок, до даты смерти в 2000-м, когда заговорили о тысячелетиях и эпохах. Дитя мира, баловень судьбы, придумавший свое имя в 1949-м, после путешествия-странствия по Европе, когда холокост еще дышит в спину леденящим холодом, но так хочется мира и так хочется жить. «Почему люди не надевают короны? Потому что они слишком трусливы для того, чтобы быть королями» (1968).
Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).
Многочисленные поездки мастера привели его также в Новую Зеландию. К этой стране он испытывал особое пристрастие, она стала его второй родиной. Фриденсрайх Хундертвассер (Hundertwasser) — настоящий мультиталант, истинный мастер XX века, который проявил себя как художник, архитектор и эколог, а своими выдающимися манифестами во всем мире сделал себе имя.
Жизнерадостные творения Фриденсрайха Хундертвассера постоянно и у всех рождают только сказочно — кулинарные ассоциации: карамельный домик, магазин детских сладостей, стены из печенья, а крыша — леденец, — приторно сладкие восторженные эпитеты бывшего голодного и конформистского соцлагеря. Хотя, возможно этого и добивался художник, желая быть именованным «волшебником растительности или чем-то в этом роде».
За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что «Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон». Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике — строя дома из окон.
Во главу угла Хундертвассер ставил землю и все на ней произрастающее: траву, цветы, деревья. Поэтому он считал, что человек, как порождение земли, должен жить в гармонии с природой, а не находиться в вечной конфронтации с ней. У природы нет прямых линий и углов. Поэтому признанных мэтров архитектуры (Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ) он признавал врагами гуманизма и восхищался барселонским отшельником Антонио Гауди.
Хундертвассера считают австрийским Гауди, что, в общем-то, не удивительно: и тот, и другой ненавидели жёсткие прямые линии и острые углы, оба стремились к плавным, неровным переходам, причудливым формам и ярким цветам. Как и у Гауди, у Хундертвассера были свои поклонники и свои недоброжелатели.
Наверное, ни один архитектор так не изменил и не прославил свой город, как Антонио Гауди Барселону. В его постройках, созданных как будто самой природой из камня, песка и разноцветных камешков, отсутствуют углы и прямые линии. Барселонцы очень дорожат этими жемчужинами архитектуры, безоговорочно выбрав собор Саграда Фамилья символом города.
Антонио Гауди начал руководить строительством этого собора в 1891 году, через 10 лет после начала его возведения.
В последующие 35 лет на глазах у изумленных каталонцев к небу поднялись воздушные, кружевные шпили, соединившие в себе и архитектурные, и природные формы. Смерть Гауди приостановила строительные работы: некоторые чертежи сохранились лишь в воображении их талантливого создателя.
Дома, построенные Гауди, изображены на всех барселонских открытках. Архитектор не только разработал чертежи самих зданий, но и тщательно трудился над дизайном обстановки, даже дверные ручки и петли созданы по его эскизам.
Ему, архитектору Гауди, было чуть больше тридцати, когда Общество почитателей Святого Иосифа предложило именно ему возвести этот собор, работы по строительству которого продолжаются и в наши дни, завершение как бы намечено на конец восьмидесятых этого столетия.
Из намеченных 12 башен при жизни архитектора были возведены всего лишь три.
Огромную роль в реализации нестандартных идей Гауди сыграла счастливая встреча с богатейшим человеком Каталонии, текстильным магнатом (и промышленником и эстетом) Эусебио Гуэлем, который на очень долгие годы стал покровителем архитектора.
Гауди стал семейным архитектором этого магната на 35 лет, вплоть до самой смерти богатейшего покровителя.
Для него архитектор построил совершенно необычный дворец, в котором соорудил 127 колонн, ни одна из которых не была похожа на другую. Но модерн и должен был быть необычным, нестандартным.
В этой постройке были применены и необычные параболические бетонные арки.
Для него же Гауди в 1903-1910 г.г. осуществил разбивку и архитектурно-декоративное оснащение парка Гуэль, по сути лишь фрагмента, задуманного им большого садово-паркового комплекса на окраине Барселоны.
В студенчестве Гауди не терпел аналитическую геометрию, но обожал изучать искривление поверхностей. Он очень любил наблюдать за природой, в которой нет однородных по цвету объектов ни во флоре, ни в фауне, ни в мёртвой материи. Вот из этого разнообразия он и черпал свой насыщенный изгибами и красками архитектурный стиль.
Он презирал многих своих современников и классиков, пренебрежительно отзывался о Ван Эйке и Рембрандте, Сикстинской Капелле Микеланджело и многих других.
Последней его почти завершённой постройкой оказалась Каса Мила, известная под названием «Ла Педрера» — Каменная громада.
Касса Мила — это одновременно и каменная гора и море, покрытое волнами, будто кусок живой природы, вырванный из скал Каталонии, по сути, удобное городское жильё, одновременно и прагматичное, и экспрессивное сооружение. И лишь на крыше, где столпились безглазые каменные монстры, мастер вновь напомнил всем о постоянно преследовавших его самого ужасах смерти — Memento Mori (помни о смерти). Смерть настигла его тогда, когда он строил собор Саграда Фамилиа. Это был огромный и безумно дорогой проект. Работы то начинались, то прекращались из-за постоянной нехватки средств на это строительство.
Гауди уже перевалило за 60 лет, когда он полностью сосредоточился только на этом храме, фактически отрешившись от всего мирского, почти войдя в анемическое состояние, хотя он был одним из ранних заказов архитектора, сделанного ему в возрасте всего лишь 30 лет.
Этому сооружению архитектор придавал особое значение как монументальному символу возрождающегося национального и социального возрождения Каталонии. Здесь он разместил и свою мастерскую. Порталы и башни храма изобилуют скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир. Сложность профилей и деталировки превосходит всё, что до сих пор было известно готике. Этот храм является готическим модерном, хотя в его основу положен план обычного средневекового храма.
Когда летом 1926 года убогий неопрятный старик, шедший по улице Барселоны после работы, весь забрызганный краской и застывшим цементом, не обратил внимания на быстро приближавшийся трамвай, сбивший его, никто не смог своевременно опознать в нём великого архитектора. Он был без документов и гроша в кармане и был похож на бездомного бродягу, отношение к которым во все времена было одинаково безразличным.
И лишь в больнице для бедных выяснилось, что умирает Антонио Гауди. Врачи оказались бессильны спасти его.
Говорят, что он не любил фотографироваться, ещё и по этой причине его мало знали в лицо.
Несмотря на его многочисленные экстравагантные выходки, основной идеей, заложенной в созданный им стиль, была идея близости человека к природе. Не существует на Земле двух одинаковых растений, не встречаются идеально ровные поверхности и прямые углы.
Так и в архитектуре, созданной им, не встретишь двух одинаковых окон или дверей, не пройдешь по идеально ровному полу и не поставишь мебель вдоль ровных стен. На крышах и в проемах окон растут деревья, для отделки используется битая керамическая плитка, положенная на искривленные поверхности.
Хундертвассер считал, что человек и природа должны жить в гармонии. Он не творил без вдохновения и хотел, чтобы его называли «волшебником растительности».
Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.
Он считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы управлять рукой художника. В былые времена сказали бы, что это Муза. «Конечно, идиотская идея, но вдохновляет», — усмехается художник. Он не признает амбиций вроде силы воли, образованности и перфекционизма. «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде». Его энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об облике города. Он удостоен Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли Штирия, с которой его связывает один из самых громких проектов последних лет.
Как художник Хундертвассер бесконечно декоративен. Если посмотреть его работы, то повторение найти просто невозможно. Кажется, что любое состояние, психическое или физическое, имеет у него свой собственный, уникальный мотив. Этим он потрясающе интересен. Декоративность Хундертвассера не может оставить равнодушным, у него свой путь, свой пульс, парение, оторванность от реальности и в то же время связь с ней.
“Когда вы сопоставляете дополнительные цвета (красный — зеленый, синий — оранжевый, фиолетовый — желтый), они начинают мерцать и сочиться. Я часто сидел подолгу в сумерках перед одной из своих картин и наблюдал, как синий цвет становится светлее и светлее, а желтый и красный цвета медленно темнеют, так что вся картина превращалась в свою противоположность. Это похоже на наблюдение за закатом и на то, как быть свидетелем превращения дня в ночь. Когда синий становится белым, а красный — черным, то я включаю свет, таким образом, возвращая цвета обратно. Я часто играю в эту игру с мерцанием, которая срабатывает только тогда, когда краски чистые, первичные и нанесены на определенные области, но не в смешанной технике и не с лессированием, не с техниками оттенков цвета и бесконтурными обтирками, которые обычно используются вместе с письмом маслом и акварелью.” Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser).
Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна.
Он разрабатывал дизайн телефонных карт, фишек для казино, рисовал плакаты и постеры, создал внешнее оформление 757-го Боинга Германских авиалиний. По всему миру можно найти творения великого художника. Хундертвассер никогда не отказывал себе в различных путешествиях, из них он выносил новые идеи и замыслы для своих работ.
Дом Хундертвассера в Вене — зрелище невиданное. Расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как главный элемент декора, нет двух окон одинаковой формы и размера, неровные стены, полы, напоминающие лесную тропинку. И все это в обрамлении безумно-буйной растительности всех оттенков зелени. Прямо как в сказке «Ганс и Гретель»: стены были из печенья, крышу покрывал пряник, а окна были из леденцов. Это муниципальное жилье — из самых дорогих в австрийской столице, но когда Дом закончили в 1986 году, от желающих поселиться в нем отбою не было.
Дом Хундертвассера стал городской достопримечательностью. По словам самого мэтра «это велико и мало одновременно, упорядоченно и беспорядочно, соединяет черты венского стиля и в то же время далеко от него. Человека здесь встречают вода, деревья, краски, жизнь…»
Построенный по заказу городских властей, дом стал доказательством возможности интеграции этого стиля в нашу действительность. Беспорядочное расположение окон на фасаде дома сразу бросается в глаза. Хундертвассер считал главным в доме окно, по его словам «все говорят, что здания состоят из стен. Я говорю, что здание состоит из окон, оно скомпоновано из них. Если окна правильные, то правильно все здание». Всего он использовал восемь типов окон.
Все люди непохожи друг на друга, всеми силами они пытаются отличаться один от другого. Человек, живущий в квартире, должен иметь возможность выглянуть из окна и в пределах досягаемости руки «соскоблить» кладку. Или, взяв в руки кисть с длинной ручкой и в пределах ее досягаемости покрасить стены своего дом снаружи яркими цветами, чтобы было видно с улицы: здесь живет человек, отличный от других, отличный от своих «стандартизированных» соседей.
Сам дом достаточно пестрый — каждая квартира имеет свой цвет на фасаде дома: они обозначены красным, синим, желтым и белым цветами, в то время как помещения общего пользования — серым цветом. Во внутренней отделке стен и полов квартир приметны природные мотивы. Кроме того, на все плоские части Дома Хундертвассера была насыпана земля и высажены деревья и трава. Это, по выражению Мастера, «деревья-жильцы»: растения возвращаются в город, помогают очищать воздух. И это их возвращение в город — некая компенсация за все то плохое, что человек сделал природе. А красота, регулирование климата, кислород, наконец — это непрерывная арендная плата, которую «платят» деревья [4].
Сейчас, кстати, графические работы Хундертвассера занимают почетный этаж в KunstHaus. Художник увлекался теорией трансавтоматизма, был немного сюрреалистом, немного абстракционистом, не избежал влияния орнаментов и извивов архитектуры Гауди, но главное — в лучшем виде усвоил все открытия русского авангарда 20-х годов от Филонова до конструктивистов.
Австрийский художник не был не чужд современным ему художественным тенденциям. Не примыкая к какому- либо из тогдашних авангардистских течений, Фриденсрайх Хундертвассер выдвинул собственную программу “трансавтоматизма”, призванного спонтанно- творчески высвобождать природные энергии, заблокированные цивилизацией.
Хундертвассер считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы управлять рукой художника.
В свое время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на самоопределение. Он говорил о том, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, что каждое окно-индивидуум и имеет право на свою собственную жизнь. Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон. Все свои лукавые декларации художник честно воплотил в жизнь. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где природа и человек встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества. Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника. В бесконтрольной неправильности его линий ощущалась страсть к приключениям, принадлежность к волшебной стране, где соблюдаются права окон и деревьев, где полы не дают соскучиться в своей неровности, а крыши зарастают буйной растительностью. Где красота в широком смысле не имеет препятствий.
Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.
Фриденсрайх Хундертвассер начал разрабатывать авторский дизайн фасадов, декларируя экологическую бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. Он с радостью брался за все, делал эскизы почтовых марок и очень в этом преуспел, так что в 1997 году получил гран-при филателистов Германии. Фильм о нем показывали в Каннах; первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры.
Родина начала гордиться своим художником и устроила выставочный тур «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Он начал с Парижа и проехал по Люксембургу, Марселю, Каиру, побывал в Нью-Йорке и Бостоне, в Тель-Авиве, Варшаве, Рейкьявике, Копенгагене, Дакаре…
Философия этого гражданина мира и заступника живой природы эффектнее всего иллюстрируется дизайном созданного им Флага мира для Ближнего Востока, на котором соседствовали зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне. Сопровождало флаг издание Манифеста мира. Открытый всем народам, Хундертвассер рисовал почтовые марки для республик Сенегал и Берег Слоновой Кости. В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию против ядерного вооружения. «Человек и природа должны жить в гармонии», — декларировал Хундертвассер.
Он разработал авторский дизайн фасадов, декларируя экологическую бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. Исследователи творчества Хундертвассера утверждают, что его архитектурные мечты выросли из прочитанных в детстве книг про Винни Пуха и Кролика, выкапывающих себе норы и живущих в них… А также из обнаруженного в книгах по архитектуре древнейшего метода постройки зданий, существующего сотни, а может, и тысячи лет. Выкопать нору в земле и найти в ней убежище — вот фундаментальная идея всех архитектурных моделей. Известно, что много путешествовавший художник изучал эти постройки сам, побывав в Йемене, Судане, Новой Зеландии, у индейцев Пуэбло… Возможно, такая природная архитектура стала для него источником для развития собственного, альтернативного подхода к возведению зданий. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Хундертвассер брался за любые художественные задачи. Свое любимое животное — улитку со спиральным домом на спине — он разместил на своем проекте флага Новой Зеландии — страны, в которой, как и в Австрии, осталось множество зданий и сооружений его работы.
В местечке Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных источника. В этом регионе подобное — не редкость, так что разочарованные геологи закопали кипящие струи обратно и залили все бетоном. Но местные власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено построить оздоровительный центр. Как раз незадолго до этого Хундертвассер придумал модель «Катящихся гор». Ее-то он и воплотил в строительстве термального комплекса. Бад Блюмау превратился в уникальное произведение искусства. Несколько корпусов отеля построены в узнаваемой, так любимой некоторыми и ненавидимой другими, манере. Окошки домиков — как водится, разных размеров и форм — бессистемной россыпью оживляют и без того забавные фасады. Все здания вписаны в причудливый местный ландшафт, поэтому крыши строений зеленятся травой и кустарниками, дома как бы выбираются из-под земли, не нарушая ее естественного покрова. Так работает принцип гармоничного союза человека с природой, который Хундертвассер проповедует на словах и реализует на деле.
Творения Хундертвассера, особенно архитектурные, широко известны и щедро разбросаны по всему миру (Австрия, Япония, Новая Зеландия, Германия, Израиль, Швейцария, Португалия, США), а знаменитый венский Хундертвассер-хаус стал визитной карточкой австрийской столицы. В Германии по проектам знаменитого австрийца построено 14 объектов (жилой дом в Плохингене, «Лесная спираль» в Дармштадте, «Зелёная цитадель» в Магдебурге и др.).
Однозначной оценки творчества этого талантливого художника и архитектора нет до сих пор. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Он не придавал большое значение каркасу и стенам здания, считая основным его элементом окно: «Здание состоит из окон, оно скомпоновано из них. Если окна правильные, то правильно все здание. Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья — окнами». Второй кожей человека он считал одежду.
Он умер в Тихом океане на борту лайнера «Королевы Элизабет II» 19 февраля 2000 года. Он похоронен на своей земле в Новой Зеландии в « Саду счастливых мертвецов» под тюльпановым деревом в гармонии с природой.
В нем сошлись мудрость и непосредственность, любовь и эпатаж, традиция и революция.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов под впечатлением от произведений Гауди, создавая дома в его стиле, например, дом Хундертвассера в Вене (отсутствие жестких, прямых линий и острых углов, причудливые формы, яркие цвета).
Творения Хундертвассера- зодчего заметно перекликаются с работами Антонио Гауди, которому он поклонялся. Идеалом для него стало отсутствие прямых линий, криволинейность поверхностей.
Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Поэтому все возводимые им стены получают замысловатые изгибы.
На сегодняшний день Фриденсрайх Хундертвассер остается одним из представителей естественного, экологичного, биоморфного стилей. Во множестве городов по всему миру можно найти его здания, отличающиеся буйством красок и необычным исполнением. Они не оставляют равнодушными как ценителей искусства, так и туристов, на которых производит неизгладимое впечатление идея и стиль архитектурных проектов Фриденсрайха Хундертвассера.