Гага Ковенчук: Остросатирические и ироничные хулиганские трюки

Живописец и эссеист, график, плакатист, художник книги и сценограф, также занимавшейся керамикой и малоформатной скульптурой Гага (Георгий Васильевич) Ковенчук родился в Ленинграде 2 декабря 1933 года.
Отец художника — Василий Григорьевич Ковенчук (1905–1987), вое-вавший с 1941 г. в народном ополчении на фронте ВОВ, в 1950 г. по ложному обвинению в шпионаже был репрессирован. Мама— театральный скульптор и бутафор Нина Николаевна Ковенчук работала в театре Акимова, дед— художник и теоретик русского авангарда Николай Кульбин. Раннее детство Ковенчука прошло в доме 20 на ул. Правды. Во время блокады Ленинграда был в эвакуации, с мамой, сначала в Куйбышеве, а затем в Сталинабаде. Первая мастерская (с 1960 г. на двоих с М. Беломлинским) находилась на улице Репина, впоследствии в 1970–80-е гг. (16 лет) занимал мастерскую на наб. реки Карповки, позже работал в своей мастерской в Пушкине. Впоследствии жил в коммунальной квартире на ул. Гороховой, которую описал в своих рассказах. В начале 1980-х Г. В. Ковенчук переехал в квартиру на набережной канала Грибоедова, д. 116.

Гага Ковенчук

Азы искусства Георгий Ковенчук осваивал в СХШ, затем на графическом факультете в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в мастерской А. Ф. Пахомова (1954–1960). Защитил диплом серией плакатов за которую получил оценку «отлично». Еще студентом художник становится участником творческого объединения мастеров плаката «Боевой карандаш». Сразу после окончания института был принят на секцию графики в ЛОССХ (с 1960 г.), член Союза журналистов. В 1960–80-е годы создает множество остросатирических, а порой ироничных социальных плакатов, издававшихся тысячными тиражами, но ставших теперь коллекционной редкостью. Пожалуй, самым знаменитым стал плакат, нарисованный Ковенчуком в 24 года: «Не за узкие брюки, а за хулиганские трюки. (Комсомольский патруль)» (1957 г., 44 × 58 см) воспроизведенный впоследствии в отрывном календаре (1959 г., тир. 1500 000 экз.) и неоднократно репродуцированный в позднейшее время. Так же к числу наиболее известных плакатов Г. К. принадлежат: «Этот вирус из лени вырос» (1959 г., 58 × 44 см); «За такие шутки получают сутки» (1972 г., 58 × 44 см, тир. 4400 экз.); «Джентльмен у дачи» (1972 г., 56 × 42 см) и другие.

«Не за узкие брюки, а за хулиганские трюки. (Комсомольский патруль)» (1957 г., 44 × 58 см)

Первая персональная выставка Ковенчука открылась в Ленинграде в 1971 году, но, проработав всего несколько дней, была закрытая властями по идеологическим соображениям, с формулировкой за формализм.
Художник работал как иллюстратор для издательств и ряда журналов: Аврора, Костёр, Мурзилка (с 1975) и других. От журнала «Костёр» Ковенчук два раза ездил в творческие командировки на БАМ. В журнале Аврора около двух лет со дня основания журнала занимал должность главного художника (1969–1972). В 1973 году, к 40-летию художника коллеги по редакции в единственном экз. подготовили спецвыпуск Авроры, над которым работали: Леонид Каминский, Геннадий Никеев, Александр Шарымов. На протяжении всей жизни Ковенчук работал как книжный художник, иллюстрируя сочинения русских писателей XX века (братьев Стругацких, Даниила Гранина, Виктора Голявкина, Александра Житинского, Сергея Вольфа, Александра Шалимова, Симона Соловейчика и др.); некоторые из этих книг были опубликованы за рубежом (например, сборник рассказов М. М. Зощенко в 2011 году вышел в Японии). Наиболее известны оформленные им книги: «Из записных книжек» И. А. Ильфа (выдержало несколько переизданий) и выпущенный тиражом 30000 экземпляров «Клоп» В. В. Маяковского. Для своего времени эта книга Ковенчука стала значительным культурным событием, сенсацией3. Издание этой книги имеет непростую историю. Если бы не азарт и энергия художника и помощь, оказанная ему Лилей Брик, Константином Симоновым и Валентином Плучеком, ее не случилось бы. Впрочем, в итоге за графику к комедии Маяковского «Клоп» Георгий Ковенчук был награжден дипломом «Лучшая книга года» (1975); серебряной медалью Международной бьеннале графики в г. Брно (Чехия, 1994). В 1986 году в польском театре «Стара Проховня» (Варшава) Войцехом Семионом был поставлен кукольный спектакль «Клоп»; сценография Жанны и Георгия Ковенчуков, керамические фигуры персонажей по мотивам своих иллюстраций к В. Маяковскому сделал Г. Ковенчук. Достаточно точно творческую универсальность Ковенчука характеризуют следующие слова Александра Боровского: «Имя Гаги Ковенчука— веселое имя. Это художник неунывающий. Массу вещей он начал делать первым: увлекся тем, что сегодня называется медийным искусством— использовал в своих работах кино- и фотоматериалы, искал и находил для этого особую визуальную форму. Я тогда сердился на него — почему не закрепляешь свои находки в декларациях и текстах? Гаге все это было неинтересно: вымучивать манифесты, осваивать терминологию, цитировать Гройса, заниматься public relations. Всю жизнь ему интересно рисовать, писать маслом, оформлять книги и спектакли…»
В 2013 году в формате книги художника издательством Тимофея Маркова, ориентированном на выпуск коллекционных книг, была подготовлена новая авторская версия «Клопа» (отпечатанная шелкографией в цвете). В процессе работы над ней Г. Ковенчуком при участии А. Парыгина было подготовлено 25 заново переосмысленных композиций, сформированных на основе материала из трех рабочих макетов Г. В. Ковенчука (конца 1960-х гг.) и окончательного варианта книги 1974 года. Вся работа заняла около 12 месяцев и была закончена в середине 2013 г. Издание выпущено лимитированным тиражом в двух вариантах: как увраж в папке и в твердом подарочном футляре. Общий тираж — 70 экземпляров, 50 экз. на плотной цветной бумаге Canson + 20 экз. на белой (формат всех листов 30 × 42 см). Каждый лист подписан художником и несет указание на номер экземпляра в тираже.
Отдельного упоминания требуют эстампные листы Г. В. Ковенчука. Более чем за 50 лет работы в печатной графике он создал около 300 композиций, используя, казалось бы, все известные техники: офорт и акватинта, литография и линогравюра, ксилография и монотипия, шелкография, трафарет и другие. Наиболее ранние его гравюры датируются первой половиной 1960-х годов. Это монохромные линогравюры, отпечатанные черной краской в сероватом тоне. Г. В. Ковенчук неутомимо экспериментирует с материалом доски, со способами ее обработки и печати: «Зима» (1965 г., 28 × 21,9 см, линогравюра), «На рынке» (1965 г., 17,5 × 22,5 см, линогравюра). Для художника не столь важен тираж, сколь нахождение острой и легкой, графически выразительной фактуры композиции. При этом, один и тот же сюжетный мотив он часто гравирует в различных техниках с незначительными композиционными изменениями. В середине 1960-х гг. Ковенчук работая в литографской мастерской создает серию городских пейзажей и жанровых сцен: «Последний троллейбус» (1965 г., цв. литография); «Ресторан Восточный» (1965 г., цв. литография); «Бокал вина» (1965 г., цв. литография); «Танго» (1965 г., литография) и др. В 1966–68 гг. он начинает использовать картон, как печатную форму, часто комбинируя ее с приклеенными обрезками ткани или марли и кракелюрной текстурой застывшей клеевой массы: «Время» (1968 г., 37,5 × 29,6 см, гр. на картоне); в 1969 г. гравирует серию малоформатных эстампов офортом с сухой иглой, стилистическое решение которых выглядит порой сюрреалистично: «Человек с газетой» (1969 г., 17 × 11,5 см, офорт), «Композиция» (1969 г., 19 × 14,5 см, офорт); в начале 1970-х увлекается гравюрой на дереве и гравюрой на фанере: «Львиный мостик» (1972 г., 25 × 21 см, ксилография), «Канал Грибоедова» (1974 г., 25,5 × 21 см, ксилография), «Мытищи» (1974 г., 25,5 × 19,2 см, ксилография). Примерно, в это же время Ковенчук создает несколько цветных композиций, напечатанных через трафареты.
Заведующая отделом графики Русского музея Наталья Козырева пишет об этом периоде так: «В 1970-е годы широкую известность приобретает графика Ковенчука, пластический язык которой оригинален и самобытен. Его рисунки, исполненные пером или фломастером, всегда отличала сильная, упругая, наполненная жизненной энергией линия, которая под рукой автора сопротивлялась, гнулась и вновь выпрямлялась, набирая крепость. <…>
Ковенчук с удовольствием погрузился в процесс поисков единственно необходимого ему материала и, пройдя через работу в литографии, линогравюре и офорте, изобрел для себя гравюру на картоне, усложненную введением дополнительных элементов, обогативших и изменивших фактуру оттиска».
В 1960–80-е гг. Ковенчук много ездит по стране: он побывал в тундре, в Якутии, в шахтах Кузбасса, на Каракумском канале, шесть раз был на Сахалине, на Курильских островах (Шикотане, Кунашире, Итурупе). В середине 1970-х гг. художник увлечен эффектами, которые дает гравюра на картоне («Геодезисты БАМа», 1974 г, 59 × 49,5 см, гр. на картоне; «Мост че-рез реку Тында», 1978 г., 63 × 50,5 см, гр. на картоне; «На север», 1978 г., 63,5 × 50 см, гр. на картоне и др.). В начале 1980-х гг., по следам своих многочисленных творческих командировок по республикам Советского Союза, художник гравирует серию крупноформатных эстампов: «Рынок в городе Мары» (1980 г., 39,7 × 60 см, гр. на фанере), «Озеро» (1980 г., 40 × 60 см, гр. на фанере) и других. В 2006 г., по впечатлениям от жизни в Париже, Г. В. Ковенчук создает серию примерно из десяти линогравюр, под общим названием «Мулен Руж». В середине 2000-х гг. художником был выполнен ряд цветных литографий на Монмартре, в мастерской Печатник Тома: «Моряки Кронштадта» (2005 г., 45 × 65 см, цв. литография), «В сибирском селе» (2005 г., 45 × 65 см, цв. литография).

Матрос Кронштадта

В 2013 г. в студии авторской печатной графики AP-TM Printmaking (СПб) по рисункам художника, при непосредственном участии Г. В. Ковенчука, был напечатан тираж из 12 цветных шелкографских композиций (32 экз. каждого сюжета). В этой же студии Гагой Ковенчуком была создана последняя в его жизни литография: «Утро в Коломне» (2013 г., 32,3 × 24 см, цв. литография, тир. 90 экз.).
Несмотря на весьма прохладные отношения художника с официальным искусством, в 2003 году он был удостоен серебряной медали Российской академии художеств и звания Заслуженный художник Российской Федерации.
В 1980–2000-е годы Георгий Ковенчук много путешествовал, непрерывно делая путевые наброски и композиционные зарисовки новых сюжетов для живописи. В эти годы он по приглашению галерей и коллег-художников побывал в большинстве европейских стран (Англия, Норвегия, Швеция, Фин-ляндия, Германия, Чехия, Польша, Монако, Бельгия и т. д.), а также в США, Тунисе, Египте, Японии, Китае и других странах мира. На протяжении своей жизни художник встречался, работал, дружил или осуществлял совместные творческие проекты с выдающимися людьми своего времени, в числе которых были: Николай Акимов, Георг Шолти, Алексей Кручёных, Алексей Хвостенко, Марк Шагал, Лиля Брик, Марлен Дитрих, Отар Иоселиани, Булат Окуджава, Даниил Гранин, Грег Капелян, Олег Целков, Рене Герра, Иосиф Бродский, Андрей Битов, Сергей Довлатов, Михаил Беломлинский.


Особые отношения связывают Г. В. Ковенчука с Францией. Начиная с середины 1980-х гг., регулярно, в течение многих лет он жил и работал в этой стране, чаще всего останавливаясь в Париже на Рю Лепик (одной из самых знаменитых улиц Монмартра). В 2004 г. этом городе Гага Ковенчук встретился и сдружился с философом и профессором литературы Леонардо Клеричи, внуком итальянского футуриста Томмазо Маринетти посещавшего в 1914 г. Россию по приглашению деда Г. К.

Мулен Руж

Живописные и графические серии работ, созданные в Париже, занимают в творческом наследии мастера особое место. Излюбленным местом стал для художника Мулен Руж. Свои взаимоотношения с Парижем художник описывал со свойственной ему ироничностью: Галерейщик увидел из окна дома напротив мои картины и сделал в своей галерее выставку. Там была выставлена картина с изображением «Мулен Руж». Эту картину увидел директор «Мулен Руж» и пригласил меня рисовать на репетициях и представлениях. Это было на Монмартре в 1998 году. Каждый раз, когда я приезжаю в Париж, я обязательно прихожу в эту красную мельницу. У меня накопилось много альбомов с рисунками, много картин. Мои рисунки висят в домах парижан и в гримерках артистов.
Гага Ковенчук хорошо знал и ценил французское искусство ХIХ–ХХ вв. Отдавая дань особого уважения фовистам, в первую очередь Анри Матиссу. На уровне идеи, а затем макета Ковенчуком был разработан проект по установке у дома Оноре Домье на парижской набережной Анжу «Памятника прачке»—персонажу знаменитой картины (1853) великого живописца.
Умер Георгий Васильевич Ковенчук в Санкт-Петербурге 3 февраля 2015 года. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Живописные и графические работы художника входят в состав частных коллекций, общественных фондов и музеев по всему миру.

Работы Г. В. Ковенчука в музейных собраниях:
• Государственная Третьяковская галерея, Москва.
• Российская государственная библиотека. Москва.
• Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
• Российская национальная библиотека. Отдел эстампа. Санкт-Петербург.
• Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург.
• Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков ЦВЗ Манеж. Санкт-Петербург.
• Музей современного искусства СПбГУ. Санкт-Петербург.
• Государственный музей «Царскосельская коллекция». Царское село.
• Государственный музей В. В. Маяковского. Москва.
• Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Москва.
• Тамбовская картинная галерея. Тамбов.
• Тольяттинский художественный музей. Тольятти.
• Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки. Курск.
• Сахалинский областной государственный художественный музей. Южно-Сахалинск.
• Луганский областной художественный музей. Луганск.
• Елабужский художественный музей. Елабуга.
• Государственный музей искусств республики Казахстан им. А. Кастеева. Алматы. (Казахстан).
• Moravian Gallery in Brno. (Чехия).
• Spencer Museum of Art. (США).
• Zimmerli Art Museum. (США).
• Kolodzei Art Foundation. (США).
• Музей русского искусства. Нью-Джерси. (США).
• Les Musees de La Citadelle. Вильфранш-сюр-Мер. (Франция).

Ковенчук участник множества всероссийских и международных выставок, начиная с 1956 года. Его персональные выставочные проекты были показаны во многих странах мира (Россия, Британия, Франция, Швеция, Монако, Германия, США и др.).

Выборочные персональные выставки:
• Георгий (Гага) Ковенчук. Галерея «ЦЕХ» Псков, 2017.
• Династия— Георгий /Гага/ Ковенчук и Алексея Кульбин. Арт-отель «Рахманинов». СПб. 2016.
• Книжная графика Гаги Ковенчука. Библиотека книжной графики, СПб. 2016.
• ГАГА Георгий Васильевич Ковенчук. 1933–2015. Мраморный дворец. Государственный Русский музей, СПб, 2015.
• Russische Avantgarde in Amorbach. Galerie «Abteigasse 1» Аморбах. Германия. 2015.
• Вспоминая Гагу (выставка графики). Галерея Матисс клуб, СПб, 2015.
• George (Gaga) Kovenchuk. I.B. Clark Gallery (New Hope, Pennsylvania). 2015.
• Георгий Ковенчук. Графика разных лет. Государственный музей «Царскосельская коллекция». Царское село, 2014.
• Гага рисует «Клопа». KGallery, СПб, 2013.
• Я назвал себя Гага. Голубая гостиная СПб СХ, СПб, 2012;
• Два художника (с сыном Алексеем Кульбиным). Музей-квартира Вл. Набокова, СПб, 2012.
• Георгий (Гага) Ковенчук. Живопись, графика. Арт-отель «Рахманинов», СПб, 2010.
• Три поколения петербургских художников. Музей петербургского авангарда. (Дом Матюшина), СПб, 2008.
• Георгий Ковенчук. Интерференция — Япония и не только… Галерея АЯ, СПб, 2007.
• О, этот юг. О, эта Ницца… Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки, 2007.
• О, этот юг. О, эта Ницца… Тамбовская областная картинная галерея, 2006.
• Ковенчук. Галерея Матисс клуб, СПб, 2005.
• GAGA. Galerie Pastor Gismondi. Монте Карло. (Монако), 2004, 2005.
• Попал в Мулен Руж. Галерея Матисс клуб, СПб, 2003.
• Георгий Ковенчук. Восприятие мира. Мраморный дворец. Государственный Русский музей, 2002.
• GAGA. Galerie «W», Париж. 2002, 2003.
• Произведения Георгия Ковенчука. Борей, СПб, 2000.
• GAGA. Galerie «W», Париж, 1998.
• GAGA. Galerie Alexander, Берлин, 1998.
• GAGA. Galerie Perspective, Хойхельхайм, Германия, 1997.
• GAGA. Fine Art Gallery, Лондон, 1990.
• GAGA. Galerie Aronowitsch i Trosa Kvarn, Труса. (Швеция), 1988, 1989, 1990.
• Работы Георгия Ковенчука. Дом писателей, СПб, 1982.
• Георгий Ковенчук. Редакция журнала Аврора, СПб, 1981.
• Произведения Георгия Ковенчука. Магазин-салон «Ленинград», СПб, 1977.
• Работы Георгия Ковенчука. Кофейный домик Летнего сада, СПб, 1971.
Книги и статьи Г. В. Ковенчука:
• Я назвал себя Гага (книга-альбом). — СПб: НП Принт, 2012.— 318 с.
• В Ленинграде Петербурга было больше (интервью) // Невское время.—22 марта 2011.
• Квартира № восемь и другое [сборник рассказов]. СПб: НП-Принт, 2011–318 с.
• Из записок художника // Звезда. — 2009. — № 6.
• Что такое формализм в живописи и как с ним боролась советская власть // Город 812.— 12 мая 2009.
• Десант в Монте-Карло // НоМИ. — 2004. — № 4.
• БАМ в семьдесят четвертом // Аврора. — 1993.
• «Хромпик» и «сумс» // Аврора. — 1993.
• Месяц на Баме. М.: Советский художник, 1978 — 74 с., ил.
• От Комсомольска до Ургала. — М.: Детская литература. — 1977. — 62 с., ил., Тир. 300 000 экз.
• Художники «Боевого карандаша». — Л.: Художник РСФСР.— 1983.— 16 стр., ил., тир. 10000 экз.
• Про нефть. — М.: Детская литература, 1975.
• Для всех кто хочет видеть (к юбилею Анри Матисса) // Костер. — 1969. — № 12. Библиография: Боровский А., Кассель Н. Буклет к выставке в Мраморном дворце ГРМ. Георгий Васильевич (ГАГА) Ковенчук. 1933–2015. Б. д., б. изд. [2015]. Тир. 500 экз.
• Григорьянц Е., Парыгин А. Книги-дневники Гаги Ковенчука. — Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 37, СПб: АИС, 2015.— С. 12–17.
• Долинина К. Художник налегке. Выставка Георгия Ковенчука в Русском музее // Коммерсантъ. — 02.10.2015.
• Корнеева Т. В Петербурге презентовали книгу «Гага рисует «Клопа» // Российская газета.— 19.01.2014.
• Парыгин А. Новый клоп Гаги Ковенчука.— Петербургские искусствоведческие тет-ради, выпуск 29, СПб: АИС, 2014.
• Parygin A. Kovenčuk, Georgij Vasil’evič // Allgemeines Künstlerlexikon Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker (AKL). — Walter de Gruyter. Band 81: — 2013, 540 S. (на немецком яз.).
• Ковенчук Г., Боровский А., Парыгин А. Георгий Ковенчук (Гага) рисует «Клопа» (книга-альбом). — СПб: Изд. Тимофей Маркова. 2013. — 160 С., цв. ил.
• Парыгин А. Б. Пьеса «Клоп» В. В. Маяковского в графике Г. В. Ковенчука (недо-ступная ссылка) // Вестник СПб ГУТД. — 2013. — Серия 3. № 4, СПб: СПб ГУТД, 2013. — С. 80–84.
• Катаяма Фуэ. GAGA AS GAKA: Georgy Kovenchuk, the successor of Russian Futurist [Гага как художник]. Токио, 2013. — 192 с. + 32 цв ил. (на японском яз.).
• Герасименко П. КЛОП // Журнал Проектор № 3 (24), 2013. — С. 98–103;
• Боровский А. Веселое имя. Северный грифель (статьи о графическом). СПб. 2012. — С. 64–74.
• Петрова Е. Собрание сочинений в трех мешках. Как художник писателем стал… // Аргументы и Факты Петербург. — 2012.
• Елисеев Н. Свиток воспоминаний. // Эксперт Северо-Запад, 5 марта 2012. № 9 (555).
• Шелухина Е. Н. Гага и Шолти // В книге: Сэр Джордж Шолти. Встречи с Россией. М.: Изд. Г. А. Саамов, 2012. — 160 с.
• Кузнецов Э. Родом из шестидесятых. В сб. Графиня покидает бал (статьи и воспоминания). М., 2010. —С. 306–314.
• Тарасова М. Георгий Васильевич Ковенчук // Русское искусство, 2007.
• Герман М. Георгий Ковенчук (буклет к выставке в галерее «Матис Клуб»). — СПб: Матис Клуб. 2005. — 32 с. [без пагинации].
• Сапгир, Кира Наследник футуристов // Русская мысль, Париж, 2004.
• Мегалашвили А. Визит футуриста // Журнал Art & Times, 2004, № 1 (12)— С. 18–20.
• La Ecce Homo // Gazette de Monaco, July 2004.
• Петербургские лица: семейный альбом / Л. К. Плескачева. — СПб: ПР-Партнер, 2003. — 559 с.
• Боровский А. Веселое имя // Журнал Адреса Петербурга № 5/17, 2003.
• Трофименков М. Факс искусства в Мраморном дворце // Коммерсантъ, №46 от 19.03.2002, — С. 2.
• Соловьева, Ек. Окно в Париж, Тулузу и Пекин // Невское время. 3 апреля 2002.
• Козырева Н. Наследник по прямой // Аврора, 1993, № 10–12. — С. 136–147.
• Kowalska B. Dziad i wnuk // Журнал Projekt, 1988, № 2 (179)—S. 20–23 (на польском яз.).
• Шашкина М. В мастерских: Георгий Ковенчук // Журнал Советская графика № 9, 1982, — С. 100–105.
• Довлатов С. Соло на Ундервуде: Записные книжки — Париж: Третья волна, 1980.
• Буклет-приглашение на выставку Георгия Васильевича Ковенчука (рисунки, литографии, гравюры, офорты, иллюстрации). Вст. ст. Нешатаева Н. Л.: Ленкнига. — 1977.
• Гранин Д. Книга— спектакль // Л. 1975.
• Молдавский Д. Режиссер книги // Л. 1975.
• Минчковский А. Хорошая получилась книга! // Литературная газета, 1975, № 15/1.
• Алянский Ю. Воскрешение Присыпкина. // Л. 1974.

Примечания
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Ковенчук,_Георгий_Васильевич.
2 Ильф И. А. Из записных книжек/ И. А. Ильф; Худож. Г. Ковенчук. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 80 с., ил.
3 Минчковский А. Хорошая получилась книга! // Литературная газета, 1975, № 15/1.
4 Боровский А. Веселое имя // Журнал Адреса Петербурга № 5/17, 2003. — С. 68.
5 Гага Ковенчук. Издательская папка КЛОП-2013; Клоп 2013 // Ковенчук Г., Боров-ский А., Парыгин А. Георгий Ковенчук (Гага) рисует «Клопа». — СПб: Изд. ТМ, 2013. — С. 141–165.
6 Козырева Н. Наследник по прямой // Аврора, 1993, № 10–12. — С. 142.
7 Я назвал себя Гага (книга-альбом). — СПб: НП Принт, 2012.— С. 70.

 

Автор: Парыгин Алексей Борисович— художник (живописец, график, художник книги). Автор двух монографий по истории шелкографии и более 70 статей по вопро-сам современного искусства. Кандидат искусствоведения. Участник более 200 выста-вок и международных конференций. Член Союза художников России. Арт-директор мастерской авторской печати АР-ТМ Printmaking. Преподавательская работа в ВУЗе с 1995 года. Основной предмет исследования и эксперимента— знак, как коммуника-тивная составляющая современного социума.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»