Григорий Мясоедов: Правдиво изображал крестьянскую жизнь, обращался к историческим и литературным темам

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911) — русский живописец, один из создателей Товарищества передвижников, который правдиво изображал крестьянскую жизнь, обращался к историческим и литературным темам.

Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в АХ. Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося «бунтом четырнадцати». Правда, сам «бунт» Мясоедов не застал — к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

«Поздравление молодых в доме помещика». 1861

На полотне «Поздравление молодых в доме помещика» представители семейства помещика четко отделены от крестьян. Последние толпятся в дверях, не решаясь пройти дальше в комнаты. Господа с разными выражениями лиц смотрят на поцелуй молодых — глава семейства — с интересом, молодой человек стыдливо, а скорее всего, кокетливо закрывается книгой, только молодая госпожа зарумянилась и потупила взгляд.

Хотя большинство фигур на картине одеты в темные наряды, взгляд поневоле останавливается на нескольких персонажах. Барыня в белом с голубым воздушном платье, деревенский парнишка в «парадной» розовой рубахе и сама невеста в традиционном для этой местности красном одеянии — все они невольно привлекают взгляд мастерским рисунком ткани и отделки.

Картина очень интересна и сюжетом, и реализмом исполнения — это своеобразная фотография событий.

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане.

«Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)», 1871

Прошлое и будущее великой страны составляют сюжет картины «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)».

Из мрака льняного амбара свет выхватывает группу людей у старого ботика. Изысканно одетый купец Тиммерман дает царевичу Петру разъяснения, касающиеся находки. За царевичем бояре, сопровождающие будущего царя.

Прошлое — это бояре из царской свиты. Откровенно скучающие, равнодушные. Один из свитских изображен широко зевающим. Убежденные в бессмысленности происходящего, сопровождающие царевича спешат вернуться к своим любимым занятиям: пирам, послеобеденному сну, да поискам службы полегче.

Будущее — сам царевич, молодой боярин в синем кафтане, мальчишки, снимающие чехлы с ботика. В этой группе ясно видно искреннее внимание к рассказу чужеземца. Интерес этот не праздный. Возможно именно сейчас в голове юного царевича начинают зарождаться планы по перестройке всей огромной державы. Мальчишки — будущие солдаты «потешного» войска, государственные деятели нового образца. Молодой боярин — близкий друг будущего царя, сподвижник.

На II передвижной выставке (1872) экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872).

«Земство обедает», 1872

Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. «Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц». Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны. Колоритен каждый персонаж, как выписана любая деталь — от лаптей до соломинки.

«Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». 1873

В картине художник хотел показать отношение к реформе самого народа.
В центре полутёмной риги, куда проникает яркий дневной свет, среди ворохов золотистой соломы собрались в кружок крестьяне. Одни сидя, другие стоя слушают худенького мальчика, читающего манифест об освобождении от крепостной зависимости. На всех лицах заинтересованность, на многих – раздумье. Наиболее отчетливо выражено оно на грустном лице молодого крестьянина, подпирающего голову рукой.
Среди слушателей выделяется недовольным выражением лица человек, опирающийся на палку. Несмотря на годы угнетения, он сохранил настойчивость и твёрдость характера. Упрямая лохматая голова этого хмурого крестьянина особенно выигрывает рядом с грустным лицом тихого соседа в голубой рубахе.
Крайне важна в картине передача разнообразного настроения действующих лиц: ожидание нового и наступающее разочарование. Кажется, что «освобожденные» в изображении Мясоедова начинают понимать оборотную сторону царской реформы.
Картина создавалась в селе Спасском Тульской губернии. Работал Мясоедов в настоящей риге, а позировали ему местные крестьяне. Написана работа за небольшой срок, отличается свежестью живописи, продуманностью композиционного построения и колорита, приглушенное звучание которого придает сцене некоторую таинственность.
Сплошной пушистой массой переданы вороха соломы. Рассеянный свет, проникающий сквозь многочисленные щели слева, мягко освещают левую часть картины. Значительный размах полотна, как бы подчеркивает, что тема, взятая из обыденной жизни, возведена художником до значения исторической.
При создании картины о ней одобрительно отзывались И.Крамской, В.Стасов, И.Репин. Поэтому не случайно произведение было приобретено П.М.Третьяковым в его галерею.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

«Самосжигатели»

Композиция картины «Самосжигатели» закручена так потрясающе, что зритель невольно ощущает себя частью эпичного и трагического события. Эти события связаны с широкой известной реформой патриарха Никона и церковным расколом 17 века, что повлекло за собой вычленение недовольных реформой, то есть – старообрядцев. Желающие поклоняться по старым канонам яро протестовали, убегали в тайгу и даже устраивали акты массового самосожжения.

«Дорога во ржи». 1881

К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.

«Косцы». 1887

На картине Г.Г. Мясоедова «Косцы» мы видим, как на ржаное поле вышли косари. Им надо за день собрать всю рожь.

На поле много ржи, поэтому поле кажется золотым. В некоторых местах растут ромашки, колокольчики, чертополох. На скошенном месте уже лежит первый сноп ржи, на нем грабли. Рядом со снопом стоит тарелка, в которой хлеб. Это, чтобы крестьяне-косари могли немного отдохнуть и перекусить.

Мы видим, что светит солнце на голубом небе. Облака светлые, летают птицы. Косцам выдался хороший денек для собирания ржи.

На картине четыре косца. Один за другим выходят они из золотого моря. Первый — могучий старик-богатырь. За ним другой — помоложе. Дальше – двое юношей. Их лица спокойны. В их движениях нет усталости. На голове у старшего крестьянина, словно корона, венок из золотых колосьев. Он похож на вожака, так как идет впереди, буд-то ведет свой «отряд». Косарь в белой рубахе тоже с опытом, но не такой, как самый главный. Нот он тоже старается в поте лица. А двое юношей-косарей только учатся и все-же стараются, как могут. Женщины- крестьянки собирают скошенную рожь и складывают ее в снопы.

К труду крестьяне относятся серьезно. Они хотят закончить все за день, а это не быстро. Скорей всего, они будут работать с утра и до самого вечера, потому что на следующий день может и дождь полить. Тогда вся рожь может пропасть. Крестьяне не хотят этого, ведь они много трудились, чтобы вырастить такой хороший урожай ржи.

У Мясоедова на картине все весело, празднично-золотая рожь, голубое небо, светлые облака. Он изображает красоту труда простых крестьян, хотя такой труд очень тяжел. Но он нам показывает, что работа для крестьян не только труд, но и радость.

Глядя на картину, настроение радостное. Мне она понравилась, художник мастерски точно подобрал краски, буд-то слышно пение крестьян и шум кос.

Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг. Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"