Густав Климт: «Поцелуй» и «Золотая Адель» — венский модерн с нотками ню

В семье ювелира и гравера в предместье Вены в 1862 году появился на свет будущий венский модернист Густав Климт. Он был одним из семерых детей и от отца Густав получил первые навыки рисования. Позже Климту-младшему удалось поступить в художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности. Климта считают единственным выпускником училища, который добился успеха в живописи еще до ХХ века.
Климт вместе с братом Эрнстом и товарищем по художественной школе Францем Марчем организовали свое художественное товарищество, открыли свою мастерскую в Вене и почти 10 лет все вместе работали над заказами. Они выполняли заказы на роспись зданий, создавали потолочные фрески и занавесы для театров, в том числе павильона минеральных вод в Карлсбаде, театра в Вене, Художественно-исторического музея.»
Г. Климт. Роспись потолка Венского бургтеатра
Им достался заказ на роспись потолка актового зала Венского университета на Рингштрассе. Климт взялся за три картины-аллегории из пяти: «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», которые обернулись скандалом. Так называемые «факультетские картины» — были оценены заказчиком как непристойные. Климта обвинили в том, что вместо того, чтобы показать достижения медиков и науки, он рисует смерть.
Медицина

Картина «Юриспруденция», тоже не понравилась государственным деятелям. В замешательство их привели Истина, Справедливость и Закон. В руках у аллегории Закона находится книга с надписью Lex, Справедливость вместо традиционных весов держит меч и подняла руку для клятвы, а Истина изображена в виде «голой правды». На картине право должно было стать триумфатором, а вместо этого, Климт показал, что оно может превратить человека в грешника с нечистой совестью.

Новый подход к изобразительному искусству, основанный на научном взгляде, астрономии и психоанализе, который Климт старался передать через свои работы, во внимание критиками не брался.

Для одной только «Философии» Климт сделал 26 эскизов. Однако «Философия» получила в 1900 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Философия
«Факультетские картины» и еще 13 произведений Климта к тому времени выкупил меценат Август Ледерер, но в 1930-е годы, с приходом нацистов к власти, его коллекция была национализирована. 8 мая 1945 года в конце Второй мировой войны, при отступлении, солдаты верхмата подожгли замок Иммендорфа, и картины погибли. Пожар уничтожил все. Сохранились лишь наброски Климта и несколько черно-белых фотографий готовых работ.
Г. Климт. «Эмилия Флеге в семнадцать лет»
Важным событием в его судьбе стало знакомство с семейством Флеге. В 1891 году брат Густава Эрнст женился на Хелене Флеге, а в следующем году умер, и на попечении Густава оказалась семья умершего брата. Художник сблизился с Эмилией, младшей сестрой Хелены, и отношения эти длились до конца жизни художника – несмотря на наличие многочисленных любовниц.
Г. Климт. «Эмилия Флеге»
Впрочем, по мнению биографов художника, отношения между ним и Эмилией носили платонический характер. Сестры Флеге держали в Вене дом моды и считались преуспевающими кутюрье. Эмилия вдохновила Густава Климта на создание ряда картин, в том числе, как считается, знаменитого «Поцелуя».
Г. Климт. «Поцелуй»
Европа конца XIX века находилась под влиянием модерна, и новаторство Климта, отход от устаревших устоев и форм в живописи сделали его одним из идеологов нового направления искусства. В 1897 году группой австрийских художников был основан «Венский сецессион», объявивший «войну стерильной рутине». В объединение входило 50 учредителей, среди них архитекторы, декораторы, предприниматели, педагоги, художники. Всех их объединяло стремление найти подходящие выставочные возможности. Они хотели дать место новому австрийскому авангарду и привлечь зарубежный модерн, чтобы вдохновляться союзом самим и увлечь этим зрителей. Главой сецессиона был Климт. Главным назначением объединения стала организация выставок, где молодые художники, пишущие в необычном стиле, могли бы заявить о себе. Стал выходить и журнал сецессионистов под названием Ver Sacrum – «Весна Священная».
Один из выпусков журнала сецессионистов Ver Sacrum
Модерн, или югендштиль, как называли его в Австрии и Германии, объединял разные течения. Ярким явлением в живописи стал «Золотой период» творчества Густава Климта, начавшийся с работы «Афина Паллада». Полотна этого цикла сразу привлекали внимание активно используемой Климтом позолотой. «Золотой период» принес художнику всемирную известность и считается самым успешным в его карьере.
От пейзажной живописи Климт окончательно перешел к изображению женщин, и этой теме он останется верен до конца своих дней. Художника обвиняли в нарочито эротическом, даже порнографическом подходе к своему творчеству, зачастую его моделями становились женщины легкого поведения. Отсюда, как считается, естественность и расслабленность, отличающие обнаженные фигуры на работах австрийца. Мужчин на своих картинах Климт писал достаточно редко.
В 1905 году, спустя 8 лет, в сецессионе произошел раскол на материальной и идейной почве. Климт и его сторонники считали, что искусство должно проникать во все сферы жизни и уделяли большое внимание декоративно-прикладному искусству. С другой стороны, были «натуралисты», которые считали, что у искусства есть свое четкое место. Коммерческий успех Климта и его друзей злил других, менее востребованных участников сецессиона. Они считали, что их отодвигают на второй план.
В 1912 году Климта избирают председателем Австрийского союза художников и в следующем году, благодаря этому, его работы выставляются на выставке в Будапеште. Потом его картины участвуют в XI Международной художественной выставке в Мюнхене. А уж в 1917 году Климта избрали В 1917 году Густава Климта избрали почетным членом Венской и Мюнхенской академии художеств.
Г. Климт. «Афина Паллада»
Интересно, что работу над картиной Климт, вопреки традициям, начинал с изготовления рамы. Именно ее он принес на обед, который устроил муж одной из многочисленных любовниц Климта, Адели Блох-Бауэр. Обнаруживший измену жены господин Фердинанд, желая положить конец этой связи и не разрушить свой брак, решил поручить Климту выполнение портрета Адели, планируя своими повторяющимися требованиями исправить эскиз и многочасовым позированием добиться того, чтобы художник и модель друг другу опротивели.
Контракт был составлен очень тщательно и предполагал выплату щедрого гонорара. Цель Фердинанда была достигнута, но к тому времени, как портрет был завершен, это было уже не столь важно, потому что картину ожидала удивительная судьба и репутация одного из самых выдающихся полотен в истории женского портрета.
С улыбкой знаменитой Джоконды часто сравнивают выражение лица Адели на портрете, а сама картина носит неофициальное название «Австрийская Мона Лиза».
Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель)
Судьбу «Золотой Адели» решил, по большому счету, случай. Маловероятно, что полотно, изображающее женщину еврейской крови, пережило бы период правления нацистов. Но к творчеству Климта, который скончался еще во время Первой мировой войны, весьма тепло относился фюрер – однажды знаменитый уже художник и профессор Венской академии живописи Климт похвалил работы молодого Гитлера. Так и не поступив в академию, тот тем не менее запомнил добрые слова, сказанные мастером в адрес его пейзажей, и когда дом Блох-Бауэров вместе с картиной оказался национализирован, «Золотая Адель», как и другие полотна авторства Климта, были сохранены.
«Смерть и жизнь», холст, масло, 1915 год
Сам Густав Климт умер в 1918 году в возрасте 55 лет от пневмонии, сразившей художника после инсульта. Наследство художника досталось сестрам, брату и Эмилии Флеге – близкой подруге, музе и модели Климта. За годы жизни Климт написал огромное количество картин, с полным списком вы можете ознакомиться самостоятельно, но ни одного автопортрета среди них нет.
Климт оставил после себя много незаконченных картин…
Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»