В семье ювелира и гравера в предместье Вены в 1862 году появился на свет будущий венский модернист Густав Климт. Он был одним из семерых детей и от отца Густав получил первые навыки рисования. Позже Климту-младшему удалось поступить в художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности. Климта считают единственным выпускником училища, который добился успеха в живописи еще до ХХ века.
Климт вместе с братом Эрнстом и товарищем по художественной школе Францем Марчем организовали свое художественное товарищество, открыли свою мастерскую в Вене и почти 10 лет все вместе работали над заказами. Они выполняли заказы на роспись зданий, создавали потолочные фрески и занавесы для театров, в том числе павильона минеральных вод в Карлсбаде, театра в Вене, Художественно-исторического музея.»
Им достался заказ на роспись потолка актового зала Венского университета на Рингштрассе. Климт взялся за три картины-аллегории из пяти: «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», которые обернулись скандалом. Так называемые «факультетские картины» — были оценены заказчиком как непристойные. Климта обвинили в том, что вместо того, чтобы показать достижения медиков и науки, он рисует смерть.
Картина «Юриспруденция», тоже не понравилась государственным деятелям. В замешательство их привели Истина, Справедливость и Закон. В руках у аллегории Закона находится книга с надписью Lex, Справедливость вместо традиционных весов держит меч и подняла руку для клятвы, а Истина изображена в виде «голой правды». На картине право должно было стать триумфатором, а вместо этого, Климт показал, что оно может превратить человека в грешника с нечистой совестью.
Новый подход к изобразительному искусству, основанный на научном взгляде, астрономии и психоанализе, который Климт старался передать через свои работы, во внимание критиками не брался.
Для одной только «Философии» Климт сделал 26 эскизов. Однако «Философия» получила в 1900 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
«Факультетские картины» и еще 13 произведений Климта к тому времени выкупил меценат Август Ледерер, но в 1930-е годы, с приходом нацистов к власти, его коллекция была национализирована. 8 мая 1945 года в конце Второй мировой войны, при отступлении, солдаты верхмата подожгли замок Иммендорфа, и картины погибли. Пожар уничтожил все. Сохранились лишь наброски Климта и несколько черно-белых фотографий готовых работ.
Важным событием в его судьбе стало знакомство с семейством Флеге. В 1891 году брат Густава Эрнст женился на Хелене Флеге, а в следующем году умер, и на попечении Густава оказалась семья умершего брата. Художник сблизился с Эмилией, младшей сестрой Хелены, и отношения эти длились до конца жизни художника – несмотря на наличие многочисленных любовниц.
Впрочем, по мнению биографов художника, отношения между ним и Эмилией носили платонический характер. Сестры Флеге держали в Вене дом моды и считались преуспевающими кутюрье. Эмилия вдохновила Густава Климта на создание ряда картин, в том числе, как считается, знаменитого «Поцелуя».
Европа конца XIX века находилась под влиянием модерна, и новаторство Климта, отход от устаревших устоев и форм в живописи сделали его одним из идеологов нового направления искусства. В 1897 году группой австрийских художников был основан «Венский сецессион», объявивший «войну стерильной рутине». В объединение входило 50 учредителей, среди них архитекторы, декораторы, предприниматели, педагоги, художники. Всех их объединяло стремление найти подходящие выставочные возможности. Они хотели дать место новому австрийскому авангарду и привлечь зарубежный модерн, чтобы вдохновляться союзом самим и увлечь этим зрителей. Главой сецессиона был Климт. Главным назначением объединения стала организация выставок, где молодые художники, пишущие в необычном стиле, могли бы заявить о себе. Стал выходить и журнал сецессионистов под названием Ver Sacrum – «Весна Священная».
Модерн, или югендштиль, как называли его в Австрии и Германии, объединял разные течения. Ярким явлением в живописи стал «Золотой период» творчества Густава Климта, начавшийся с работы «Афина Паллада». Полотна этого цикла сразу привлекали внимание активно используемой Климтом позолотой. «Золотой период» принес художнику всемирную известность и считается самым успешным в его карьере.
От пейзажной живописи Климт окончательно перешел к изображению женщин, и этой теме он останется верен до конца своих дней. Художника обвиняли в нарочито эротическом, даже порнографическом подходе к своему творчеству, зачастую его моделями становились женщины легкого поведения. Отсюда, как считается, естественность и расслабленность, отличающие обнаженные фигуры на работах австрийца. Мужчин на своих картинах Климт писал достаточно редко.
В 1905 году, спустя 8 лет, в сецессионе произошел раскол на материальной и идейной почве. Климт и его сторонники считали, что искусство должно проникать во все сферы жизни и уделяли большое внимание декоративно-прикладному искусству. С другой стороны, были «натуралисты», которые считали, что у искусства есть свое четкое место. Коммерческий успех Климта и его друзей злил других, менее востребованных участников сецессиона. Они считали, что их отодвигают на второй план.
В 1912 году Климта избирают председателем Австрийского союза художников и в следующем году, благодаря этому, его работы выставляются на выставке в Будапеште. Потом его картины участвуют в XI Международной художественной выставке в Мюнхене. А уж в 1917 году Климта избрали В 1917 году Густава Климта избрали почетным членом Венской и Мюнхенской академии художеств.
Интересно, что работу над картиной Климт, вопреки традициям, начинал с изготовления рамы. Именно ее он принес на обед, который устроил муж одной из многочисленных любовниц Климта, Адели Блох-Бауэр. Обнаруживший измену жены господин Фердинанд, желая положить конец этой связи и не разрушить свой брак, решил поручить Климту выполнение портрета Адели, планируя своими повторяющимися требованиями исправить эскиз и многочасовым позированием добиться того, чтобы художник и модель друг другу опротивели.
Контракт был составлен очень тщательно и предполагал выплату щедрого гонорара. Цель Фердинанда была достигнута, но к тому времени, как портрет был завершен, это было уже не столь важно, потому что картину ожидала удивительная судьба и репутация одного из самых выдающихся полотен в истории женского портрета.
С улыбкой знаменитой Джоконды часто сравнивают выражение лица Адели на портрете, а сама картина носит неофициальное название «Австрийская Мона Лиза».
С улыбкой знаменитой Джоконды часто сравнивают выражение лица Адели на портрете, а сама картина носит неофициальное название «Австрийская Мона Лиза».
Судьбу «Золотой Адели» решил, по большому счету, случай. Маловероятно, что полотно, изображающее женщину еврейской крови, пережило бы период правления нацистов. Но к творчеству Климта, который скончался еще во время Первой мировой войны, весьма тепло относился фюрер – однажды знаменитый уже художник и профессор Венской академии живописи Климт похвалил работы молодого Гитлера. Так и не поступив в академию, тот тем не менее запомнил добрые слова, сказанные мастером в адрес его пейзажей, и когда дом Блох-Бауэров вместе с картиной оказался национализирован, «Золотая Адель», как и другие полотна авторства Климта, были сохранены.
Сам Густав Климт умер в 1918 году в возрасте 55 лет от пневмонии, сразившей художника после инсульта. Наследство художника досталось сестрам, брату и Эмилии Флеге – близкой подруге, музе и модели Климта. За годы жизни Климт написал огромное количество картин, с полным списком вы можете ознакомиться самостоятельно, но ни одного автопортрета среди них нет.
Климт оставил после себя много незаконченных картин…