Гюстав Доре: Художник, карикатурист, иллюстратор и создатель комиксов

Гюстава Доре оформил множество книжных изданий XIX века и один из самых известных иллюстраторов за всю историю книгопечатания. Особенно популярными стали его гравюры и рисунки для Библии. Однако далеко не всем известно, что художественного образования Доре так и не получил, а первый контракт при окладе в 5 000 франков годовых он заключил с издательством, когда ему исполнилось 15 лет. Его слава иллюстратора затмила тот факт, что художник был также талантливым живописцем и скульптором. Иллюстрации Гюстава Доре известны во всем мире.

В семье инженера-мостостроителя Жана-Филиппа Доре 6 января 1832 года во французском городе Страсбург на улице Нуэ-Блей родился мальчик Гюстав Доре. Он детства демонстрировал выдающееся воображение и необычный талант к рисованию. Уже к 10 годам он научился использовать прием антропоморфизма. В его иллюстрациях прослеживалась живая и юмористическая манера, свойственная и поздним работам автора. Перенося человеческие образы на другие одушевленные существа, к примеру, животных, Густав с романтизмом и легкой иронией отражает окружающий мир.

Гюстав Доре. Фотопортрет Гюстава Доре, 1867

В 1840 году отец Гюстава, получив должность главного инженера «Корпуса мостов, вод и лесов», был назначен в департамент Эн, и вся семья переехала в город Бург-ан-Бресс. В Бурге Гюстав Доре поступает в Королевский колледж и становится одним из самых преуспевающих учеников. Первый альбом с рисунками Густава Доре, датированный 1842 годом (мальчику исполнилось десять лет), демонстрирует удивительный профессионализм ребенка: наличие титульной страницы, подписей к иллюстрациям и оглавление. Мальчик в подробных уличных сценах отражает окружающий его мир Бурга. Его вдохновляют работы иллюстраторов-карикатуристов Чама, Грандвина и Родольфе, считавшегося теоретиком и первым создателем искусства комикса.

Когда Гюставу исполнилось 13 лет (1845 год), одно из издательств Бург-ан-Бресса напечатало три его литографии, которые стали самыми ранними опубликованными работами.

Гюстав Доре. Карикатура для сатирического журнала, 1845

Доре и его родители понимали, что талант Гюстава должны увидеть люди. В 15 лет в 1847 году Доре с матерью переехал в Париж, где поступает в лицей Карла Великого (Charlemagne) и начинает работать над карикатурами своего «Дневника для смеха». Он показывает рисунки Шарлю Филипону — парижскому издателю, мастеру политической сатиры и директору популярных журналов «Карикатура» и «Чаривари». Издатель предлагает Доре трехлетний контракт и выделяет страницу для его рисунков в еженедельнике Le Journal. Юноша создал 1379 эскизов для газеты, и это стало для него хорошей практикой с достойной оплатой. Молодой человек вскоре становится видным карикатуристом в издательстве, его изображения отличаются графическим новаторством и резкой иронией. Но стремясь угодить одновременно интеллектуальным и правящим кругам, а также, чтобы миновать скандалов, он избегает политических и социальных тем.

Его первый альбом литографий «Подвиги Геркулеса», интерпретирующий античную мифологию, был выпущен в 1847 году издательством Aubert & Cie. На каждой странице размещалось не более трех изображений с короткими подписями, подчеркивающими комичность сюжетов. Рисунки Гюстава Доре для этой серии, созданные под влиянием творчества иллюстратора Родольфа Топфера, составляли последовательное повествование в карикатурах, что производило впечатление непрерывности и движения. После выхода альбома и работы в Le Journal художник быстро прославился и в 1848 году с двумя рисунками пером он впервые выступил в Парижском салоне.

В 1849 году в семье художника случилось горе — умер глава семейства. Гюстав не оставил мать и до самой ее смерти (1879) жил вместе с ней под одной крышей.

Хотя Доре жаждал славы и признания, о личной жизни предпочитал не распространяться. Он единственный раз запечатлел портрет жены, который впоследствии увидел свет.

В 1851 году были опубликованы издательством Aubert & Cie два альбома Доре, один из которых — «Благодарность удовольствия» — сегодня значится в числе первых французских комиксов. В своей технике иллюстратор использовал литографический карандаш. С годами стиль карикатур и рисунков Густава Доре стали утонченными, линии приобрели чувственность и гибкость.

Гюстав Доре. Иллюстрация к роману Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль, 1854

С 1851 года Гюстав Доре впервые выставляет свои живописные картины и создает скульптуры на религиозную тему. Он сотрудничает с различными журналами, в том числе Journal pour tou. В 1854 году издатель Джозеф Брай публикует роман Рабле, иллюстрированный сотней гравюр Доре. В 1873 году Гюстав выпустит еще одну версию иллюстраций для произведений этого величайшего французского сатирика. В 1854 году под редакцией Джозефа Брая вышла книга «Парижский зверинец» о столичном быте с 99 гротескными рисунками и 14 гравюрами Гюстава Доре. Но это недорогое издание с низким качеством печати и скромным форматом не соответствовало высоким амбициям художника. Становясь все более известным, он между 1852 и 1883 годами иллюстрирует более 120 книг, которые появляются сначала во Франции, затем — в Англии, Германии и России.

Во время Крымской кампании в 1854 году в свет вышла книга-альбом «История Святой Руси», которая содержала более 500 изображений и считалась сильной политической пропагандой. Альбом был создан в контексте широкого националистического движения начала Крымской войны и возрождал западное клише русского «варварства».

История Святой Руси

Это была первая крупномасштабная работа Доре, ставшая единственным политическим и последним его альбомом сатиры. Художник в живописной карикатурной форме выступил как иллюстратор и рассказчик драматической истории России — страны, против которой Франция и Англия выступили с военными действиями. С помощью удивительных графических трюков, смешных изображений и остроумных подписей Доре отображает историю России весьма кровавой и жестокой, начиная от истоков и до эпохи современной художнику. Но комичный характер военных сцен, массовых убийств и пыток вызывает лишь улыбку, а не ужас. Издание сразу после выхода в свет получило невероятную известность во Франции.

В 1856 году происходит творческий прорыв Гюстава Доре в графическом искусстве печатного оттиска. Иллюстрируя стихотворение Гренира «Блуждающий еврей», положенное на музыку Пьера Дюпона, художник совершенствует технику цветной гравюры на дереве. Его нововведения дали возможность рисовать с размывкой красками непосредственно на древесине доски и достичь бесконечной палитры тонов, очень близкой к живописным эффектам. Каждая такая пластина с изображением и короткой строкой из стихотворения стала произведением искусства. Эта работа считается прогрессивной в истории гравюры, и она заслуженно обрела большой общественный успех.

Странствующий еврей в Судный день, гравюра Гюстава Доре

Самыми продуктивными и насыщенными в творчестве Доре стали 1860-е. Он создает большие живописные полотна, такие как «Данте в девятом круге ада» (1861), Доре в равной степени склонностью к иллюстрации и живописи, не видя между ними несовместимости. В  1861 году Густава Доре награждают орденом Почетного легиона. Также Густав совершает поездку в Испанию, где знакомится с бароном Дэвилье. Эта встреча закончилось тем, что один популярный журнал Le Tour du monde опубликовал цикл заметок с рассказами и рисунками художника «Путешествия по Испании» и «Боевые быки».

Пресытившись карикатурой и шаржами для новостей, талантливый гравер и художник Гюстав Доре намерен выразить свои способности в иллюстрациях к великим литературным произведениям. Желая отобразить их в том же формате, что и «Блуждающий еврей», он составляет список из тридцати книжных шедевров, среди которых присутствуют «Ад» Данте, «Дон Кихот», сказки Перро, произведения Гомера, Вергилия, Аристотеля, Мильтона, Шекспира….

Гюстав Доре. Иллюстрация к сказке Спящая красавица, 1867
Дон Кихот

Роскошные иллюстрации делали очень дорогим выпуск этих книг и  многие издатели отказываются их выпускать, поэтому Доре некоторые книги был вынужден издавать самостоятельно и за свой счет. Так Доре работает над гравюрами к «Аду» из «Божественной комедии» Данте и в 1861 году самостоятельно опубликовывает книгу, на страницах которого было представлено 76 гравюр. Книга стоила в то время в семь раз дороже самой дорогой книги. Успех издания превзошел все ожидания, что можно обобщить одной из рецензий: «Автор (Данте) сокрушен рисовальщиком. Более чем Данте, проиллюстрированный Доре — это Доре, который иллюстрирует Данте». С тех пор она выдержала более 200 изданий.

Гюстав Доре. Иллюстрация к поэме Данте Божественная комедия, 1857

 

1-й круг. Души в этом кругу испытывают «безбольную скорбь». Здесь – младенцы, которых не крестили и добродетельные нехристиане, античные философы и поэты (в том числе — Вергилий), здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники и пророки, упомянутые в Ветхом Завете, которым позже позволили вознестись в Рай.

В 1862 году Доре создает иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бёв, получив это издание Доре, назвал его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор, увидел в «Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что видишь Оберона в костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами». Шедевры импровизации, выдумки, остроумия — рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе (1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.

Гюстав Доре довольно долго работал над иллюстрациями к Библии, которая вышла в 1866 году с 238 иллюстрациями и самый известный цикл работ на тему библейской картины мира. Конечно же, ангелов в них — великое множество. Библия стала самым всемирно известным шедевром художника.

Смерть Авеля
Ной проклинает Хама и Ханаана
Иаков борется с Ангелом

Особого внимания заслуживает  живописная картина Густава Доре «Загадка» или «Христос, покидающий преторий» (1867-1872). Большинство критиков того времени упрекали его в том, что живопись его является лишь увеличенного формата иллюстрацией с присущей ему композицией, общим планом, декором и постановкой поз персонажей. Это суждение негативно повлияло на Доре, отчаявшегося быть признанным в качестве живописца.

Христос, покидающий преторий

Масштаб картины, её религиозный характер, восхищение, которое она вызвала у современников — всё это повлияло на её невероятную судьбу. Полотно было спрятано, закопано в землю; затем оно имело международный успех, а потом исчезло на полвека

Известность гравюр и рисунков Доре распространяется по всей Европе, в том числе и Англию. В 1869 году творца ждал успех на лондонской выставке. Он пребывает несколько месяцев в Лондоне, чтобы создать графический образ столицы Британии для издательства Grant & Co. Его искусство композиции достигло пика в оформлении книги «Лондон: паломничество» (1872 год) Уильяма Бланшара. На страницах книги было 180 гравюр, за права на которые Harper & Brothers of America ему заплатили больше, чем $100,000. Доре работал над этим проектом пять лет. Винсент Ван Гог назвал его своим любимым произведением искусства.

Лондон: паломничество

А графика к стихотворению Сэмюэля Кольриджа The Rime of the Ancient Mariner (1875) является одним из величайших шедевров художника.

В 1882 году Гюставу Доре было выплачено 30,000 франков, чтобы он проиллюстрировал «Ворона» Эдгара По. Эта работа стала для него последней.

Ворон

Сложно сосчитать общее количество написанных живописцем за всю жизнь работ, но то, что он внес вклад в развитие искусства во Франции, остается для всех неоспоримым фактом.

Гюстав Доре ушел из жизни зимой 1883 года, причиной смерти стал сердечный приступ. Могила находится на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез. До наших дней сохранились портретные фото Доре, в том числе сделанные фотографом Феликсом Надаром.

Он оставил впечатляющее наследие, которое превышает десять тысяч произведений.

В 1896 году выставка его картин гастролировала в Америке. Последняя остановка была в Чикаго, где его работы вызвали настоящую сенсацию. Все рекорды посещаемости Института Художеств в Чикаго, в стенах которого проходила та выставка, были побиты. 1,5 миллиона человек смогли посмотреть его картины в течение восьми месяцев, это примерно 16,000 человек в день.

В 1931 году Анри Леблан опубликовал научное исследование каталог-резоне, в котором перечислены 9850 иллюстраций, 68 музыкальных наименований, 5 плакатов, 51 оригинальная литография, 54 рисунка с размывкой, 526 рисунков карандашом и тушью, 283 акварели, 133 картины и 45 скульптур Гюстава Доре. Большая часть работ художника сегодня хранится в музее Бург-ан-Брессе, экспозиция включает 136 рисунков, скульптур и экземпляров масляной живописи.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"