Иероним Босх: Связь с Братством Богоматери и «лебединые трапезы» теомистицизма

Эпоха Итальянского Возрождения породила десятки великих творцов – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли и многие другие. Благодаря работам исследователей, жизнеописаниям современников, в целом обширному количеству материалов, посвященных творческой деятельности, сегодня мы можем многое узнать и о происхождении мастеров, о том, кем они были до того, как обрели всемирную славу. Но совершенно иначе обстоит дело с живописцами эпохи Северного Возрождения. Если о жизни Брейгеля, Ван Эйка и Дюрера мы можем получить достаточно информации из источников, то о великом художнике Иерониме Босхе – лишь крупицы, и, возможно, из чего более половины – легенды и выдумки.
Жизнь нидерландского гения полностью покрыта тайнами и загадками. Отсутствие достоверных источников только ухудшают положение этого вопроса. Еще несколькими веками ранее личность Босха изучалась со всех сторон – картины, отношение к религии, взгляды на общество, связи с сомнительными религиозными организациями. Но и по сей день никому так и не удалось целиком раскрыть ни замыслы его полотен, ни деталей его биографии.
Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды.

Даже начав с самого начала , а точнее, с имени художника, мы узнаем, что прославленное «Иероним Босх» не есть настоящее. Иерун Антиниссон ван Акен – именно так был назван будущий мастер при рождении. Свой псевдоним творец позаимствовал у своего родного города Хертогенбоса. И тут же говоря о дне рождения, стоит сказать, что никто не может назвать точную дату этого события – кто-то считает, что живописец появился на свет около 1450 года или на десятилетие позже, другие и вовсе верят, что никакого Босха не существовало – все картины были написаны разными художниками. Но все же большинство историков и искусствоведов придерживаются первой версии – 50-ые годы XV века.

Городом, где родился художник был один из четырех главных городов герцогства Брабант, а в наше время — совсем небольшой городок в Голландии близ бельгийской границы. Иероним принадлежал к известной династии художников – ван Акен, которая, в свою очередь, вероятно, происходила из немецкого города Аахена. Более точные сведения о семье были получены уже ближе к середине XIV века. Деда Иеронима звали Ян, отца – Антонис, у него также было трое дядей – Томас, Гуссен и Ян. У Босха был и старший брат, имя которого было Госсен. Все они были живописцами. В других источниках есть сведения о том, что у Босха была сестра. Мать происходила из простой семьи резчика по дереву.
Известно, что в то чаще всего в средневековье старшие члены семьи передавали свое ремесло по наследству младшим, таким образом, и Иерониму, в любом случае, пришлось бы стать живописцем – хотел он того или нет. Ну, а чтобы стать художником, настоящим мастером своего дела, который с легкостью мог обеспечить себя и свою семью, помимо таланта, необходимо было иметь специальное образование.
Не сохранилось точных сведений и об обучении Босха — неизвестно, получил ли он базовые навыки от отца или учился мастерству живописи у кого-то из братьев, других родственников. Так как семье принадлежала целая мастерская, а в ней принимались самые разные заказы – от обычных портретов, росписей стен до золочения скульптур и изготовления церковной утвари и полного оформления обрядовых таинств, юному Иерониму предоставлялась прекрасная возможность освоить азы сразу нескольких видов искусств.
Иероним Босх автопортрет
Некоторые исследователи творчества Босха предполагают, что художник начал всерьез заниматься искусством уже в зрелые годы, а перед этим успел получить образование, но не в сфере искусства, а богословское. Подобные выводы могут иметь под собой вполне серьезные основания – в основе большинства полотен живописца лежат именно религиозные сюжеты, многие образы представлены не поверхностно, а вполне конкретно и подробно, художник в полной мере воспроизводит библейские сюжеты, показывает героев со всеми свойственными им деталями. Исходя из этого искусствоведы считают, что все тонкости религиозных мотивов мог знать только человек, изучавший богословские тексты в больших объемах, каким, по их мнению, и являлся Босх. Еще одним подтверждением является документ, где есть список заказов мастерской, полученные его семьей, но имя самого Иеронима в нем вовсе не упоминается. Этот факт и порождает мысли о том, что художник в ранние годы жизни занимался каким-то иным ремеслом, имел другую профессию. В любом случае, ни семья мастера, ни он сам не испытывали нужды в деньгах, в особенности это подтверждает и факт женитьбы Босха.

В период между 1478 и 1481 годами живописец вступил в брак с Алейт Гойартс ван дер Меервенне. Девушка происходила из богатой и знатной семьи, что только упрочило финансовое положение молодой супружеской пары. Получив в собственно распоряжение солидное приданое невесты, в которое входило как разного рода имущество, так и земли, художник мог полностью позволить себе отказаться от выполнения заказов в мастерской и сосредоточиться на собственных художественных задумках.

Несмотря на аристократичность супруги Босха и возвысившийся благодаря ей же социальный статус самого живописца, брак не был счастливым, так как пара не имела детей.
Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж.

На формирование Босха как личности сильно повлиял и сам город, в котором он родился, прожил большую часть жизни и встретил свою смерть. Вальтер Бозинг описывает нидерландский Хертогенбос более подробно: несмотря на то, что большую часть населения городка составлял средний класс, культурная жизнь этой местности была устроена иначе, не так, как, например, в Брюсселе. Там не было университета, и не размещался двор, однако, располагалась латинская школа, где зарождались и осуществляли свою просветительскую деятельность литературные сообщества.

Но основной отличительной чертой одного из крупнейших центров герцогства можно считать наличие большого количества монастырей, аббатств и, самое главное, религиозных общин.
Нидерланды в средневековье являлись центром всей европейской и общеевропейской христианской ереси, это то место, где христианская ересь «самая глубокая». Но при всем этом, эти «взгляды неверных» постепенно трансформировались в нормальные, приемлемые и, более того, в последствии, как мы видим, они полностью сформировали главное идейно-философское течение всей эпохи Северного Возрождения.

К религиозной организации, выражаясь современным языком, Иеронима Босха привела молодая жена Алейт ван дер Меервенне. Женившись на ней, художник получил доступ в закрытый круг местной аристократии. Ее знатная и богатая семья занимала почетное место в одном из братств, членами которого являлись влиятельнейшие граждане Хертогенбоса. Такого рода религиозные союзы не представлялись для общества чем-то странным, наоборот, подобное явление было весьма распространенным в то время. Босха приняли в Братство Богоматери, которое также иногда называли Лебединым. Прямым доказательством этого события служит сохранившийся документ – записи из книги самого общества: «В этом финансовом году, который продолжался с 17 июня 1486 года по 22 июня 1487 года, (…) совместно с 353 другими людьми был зачислен в члены Братства Богоматери: Иероним Антониссен ван Акен».

Братство Богоматери было основано в 1318 году группой духовных лиц, которые поклонялись чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в храме Святого Иоанна. В год вступления Босха духовная организация уже насчитывала 353 члена, что свидетельствует о его значимости в обществе. Второе наименование братства («Лебединое») исходит из главного символа – белого лебедя. Иногда члены периодически даже устраивали банкеты, именуемые «Лебедиными трапезами», на котором в качестве главного блюда подавали эту птицу.
Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
Значительную роль в духовной жизни Нидерландов XV века сыграло другое духовное сообщество – Братство совместной жизни. Оно было основано в 1424 году. В основу их взглядов на мир лег мистицизм, но с зарождающимися внутри гуманистическими идеями. В Братство входили как монахи, так и миряне, там люди занимались благотворительностью, просветительской деятельностью – устройство школ, воспитание детей, печатание книг, организация типографии. Например, в одной из подобных школ на протяжении трех лет проходил обучение крупнейший ученый Северного Возрождения, великий гуманист Эразм Роттердамский. В проповедях этого братства звучали резкие обвинения и осуждения в сторону представителей католического духовенства. В целом, как пишет В. Бозинг, члены организации стремились «опростить» религию, придать ей менее формализованных характер.

Примерно таких же воззрений придерживались и члены Братства Богоматери. Будучи адептом этой организации, Иероним много времени уделял собственному образованию, старался как можно большее узнать и увидеть, он стремился расширить свой кругозор знаний настолько, насколько это было возможно. Художник в большом количестве читал богословскую литературу, почти наизусть знал жития многих святых. В его интересы также входили астрология и медицина. Ему нравилось что-то придумывать и изобретать – он хорошо разбирался в инженерном и строительном делах. Стоит отметить и еще одну немало важную деталь – его всерьез привлекала алхимия. Исходя из этого факта, многие исследователи предполагают, что он практиковал магические ритуалы и обряды, был хорошо знаком с оккультными науками или, например, спиритизмом, а некоторые считают, что художник владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих видения из других миров, ада и так далее.

Однако, опять-таки всем «странным» увлечениям Босха нет стопроцентного подтверждения. Все догадки, слухи и легенды порождали полотна творца, а если быть точнее, искаженные библейские сюжеты и герои картин – люди с пугающими, нечеловеческими телами и лицами. Общество, не принимающее творчество и взгляды гения, считало: таким безобразным человека Бог создать не мог, а, следовательно, их «слепил» дьявол, дьявол же проник и в Босха.
Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия.
В любом случае, можно считать, что, обладая знаниями в разных областях науки, нидерландский живописец смог опередить свое время чувством и мыслями. Нельзя сказать, что тематика его работ и символика, отображенная в них, были выбраны бессознательно – автор, скорее всего, наоборот, точно рассчитывал и зашифровывал с помощью аллегорий образы, превращая свои картины в послания будущего.

Культура Европы средневековья была полностью пронизана теоцентризмом, философская мысль основывалась на непререкаемом воспевании божественного образа, в обществе же все это выражалось в жесткой системе сословной иерархии. Но Босх жил и творил в тот период, когда власть католической церкви начала постепенно ослабевать, когда в «переломные», но еще не ярко выраженные моменты зарождался протестантизм. Иероним находился под глубоким влиянием идей Яна ван Рейсбрука, духовного отца «Братства общей жизни». Этого религиозного наставника считали настоящим мистиком, которому во многом удалось как бы предугадать главное церковно-социальное движение ХVI века – Реформацию. Его взгляды, уверены исследователи, действительно могли непосредственным образом сказаться на образах героев картин

Босха, а конкретно, на присутствии острой сатиры в сюжетах. Ведь известно, что Рейсбрук открыто высмеивал испорченные нравы духовенства, порицал ханжество представителей церкви.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Именно благодаря тому, что Иероним Босх состоял в Братстве, сегодня мы имеем хоть какие-то сведения о его личной жизни, так как сохранилось несколько документов, записей, подтверждающих, например, его брак, получение в наследство земельного владения. Еще в архивах остались списки, касающиеся художественной деятельности мастера. Он активно участвовал в оформлении главной капеллы «братьев лебедя» — расписывал алтари, проектировал росписи на витражах, создавал резной крест, светильников, в период 1503-1504 годов занимался гербовыми печатями и многое другое. К сожалению, ничего из перечисленного не сохранилось до наших дней, обветшалые стены перекрашивались и переписывались по несколько раз, другие объекты тоже демонтировались и их заменяли чем-то поновее. Однако, эти факты представляют Босха немного с иной стороны – он показывают нам навыки , полученные еще в семейной мастерской, работать не только с масляными красками, но и с другими материалами. Таким образом, можно сделать вывод: художник с легкостью управлялся с обычными ремеслами и прикладным искусством.
В книгах организации говорится и приобретениях Иеронима: в 1480-1481 гг. он приобрел две створки старого алтаря, которые не успел завершить его отец – Антонис. И тут же младший ван Акен был указан как живописец, то есть уже в этот период он считался свободным мастером.
Но связь Босха с духовным сообщество не прерывалась практически до самой смерти художника — в течение нескольких лет он продолжал щедро жертвовать средства братству на различного рода нужды.
Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516. Музей Прадо, Мадрид
Последний записи в книгах Братства фиксируют сведения о торжественном отпевании «брата Иеронима» — «выдающегося художника» крепко связавшего свою жизнь с культом Девы Марии. Нужно отметить, что наличие документов в архивах исключаю версию, согласно которой автор самых загадочных работ средневековья являлся активным членом христианской секты – адамитов, которые яро выступали за освобождение от первородного греха , их целью было обрести невинность Адама и Евы. Члены секты собирались вместе для проведения обрядовых служб в обнаженном виде, что, возможно, больше всего возмущало общественность.
Таким образом, изучив сохранившиеся документы, в которых зафиксированы сведения о происхождении живописца, его семье, о том, как и чему его обучали, а также чем он занимался в свои более зрелые годы, когда являлся членом религиозного братства, мы можем подытожить: стопроцентную достоверность фактов, касающихся биографии и творчества, трудно подтвердить, и любая часть из них может являться заведомо ложной. Скудность, недостаток материалов породили множество выдумок и легенд, которые могли сочинять не только последователи, но и сами же современники Босха. Кто-то делал это неосознанно, а кто-то с конечной целью – опорочить имя и талант мастера, и, возможно, оспорить ценность произведений великого гения.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510. Музей Прадо, Мадрид
Снова затрагивая тему образования художника, Левкина Е.В. отмечает, что Иероним Босх продолжил свое обучение на территории родного государства – в городах Харлем и Делфт. Неизвестно точно, бывал ли знаменитый нидерландец за пределами своей страны. По мнению Чудова И., ввиду отсутствия каких-либо сведений о жизни Иеронима в период между 1499 по 1503, некоторое время художник пребывал в Италии, где успел познакомиться и пообщаться с самим Леонардо да Винчи.
После этого Босх вернулся родной Хертогенбос, там же он дожил остаток своей жизни, и в 1516 году 9 августа его жизнь прервалась. Творец был погребен в храме Святого Иоанна. Все имущество его супруга раздала наследникам, а сама пережила своего мужа всего лишь на три года.
Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"