Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., Прянишников Илларион Михайлович отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.
Илларион Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 г. в селе Тимашово (нынешняя Калужская область), в купеческой семье.
Сын калужского купца 1-й гильдии в 12 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но вскоре был вынужден бросить учебу, чтобы помогать в семейном деле. Илларион учился у таких мастеров, как Е. С. Сорокин и С. К. Зарянко. С. К. Зарянко ориентировал учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры.
Возобновив учебу, он близко сошелся в В.Г. Перовым и даже позировал ему для картины «Приезд станового».
Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.
С самого начала существования Товарищества передвижных художественных выставок Прянишников был его членом-учредителем, со второй передвижной выставки он стал бессменным членом правления Товарищества. Жил преимущественно в Москве, однако ездил на русский север для зарисовок с натуры. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.
Уже в первых работах начала 1860-х гг. («Мальчик-коробейник», «Чтение письма в мелочной лавке») отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
В последний год обучения в училище (1865) Прянишников написал картину «Шутники. Гостиный двор в Москве», за которую получил большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени. Картина принесла художнику широкую известность; она даже была направлена на Международную выставку в Вене, но экспонировать ее не стали, по мнению критика В.В. Стасова, «из-за боязни показывать свои язвы Европе».
Картина «Шутники»., хоть и носит веселое название, но изображает весьма печальный сюжет.
Картина навеяна одноименной пьесой А.Н. Островского, премьера которой состоялась в 1864 г. Купцы и приказчики «шутят» – они напоили и издеваются над отставным чиновником, на груди у которого медаль за 20 лет беспорочной службы. Ради лишнего гроша пожилой мужчина, то ли спившийся, то ли вконец обедневший, вытанцовывает перед торговцами как базарный паяц. Такой сцены в пьесе Островского нет, но параллель очевидна.
В пьесе «Шутники» бедный молодой человек делает предложение дочери отставного чиновника Оброшенова. Во время подготовки к свадьбе становится известно, что жених потратил на похороны матери деньги, взятые в долг. Оброшенов пытается помочь найти деньги, молит знакомых дать в долг, да только богатые не торопятся помочь — на все отчаянные просьбы они отвечают небезобидными розыгрышами, чуть не сводящими с ума бывшего чиновника.
Гостиный двор в Москве» (1865) — сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых «ревнителей» официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем «высокого» предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.
В 1870 г. Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени. Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.
С 1873 практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, известные в последствии живописцы, в частности, А. Е. Архипов, В.Н. Бакшеев, Н.П. Богланов-Бельский, В. К. Бялыницкий-Бируля, С. Ю. Жуковский, С. В. Иванов, Н. А. Касаткин, А. М. Корин, С. А. Коровин, К. В. Лебедев, С. В. Малютин, А. С. Степанов и многие другие.
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами «Погорельцы» (1871), «Порожняки» (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.
Картина «Погорельцы» была задумана художником на волне общественного подъёма, вызванного отменой крепостного права, и стала собирательным образом всех «униженных и оскорблённых». Выбирая сюжет, Прянишников стремился показать тёмные стороны народной жизни, призвать общество к изменению невыносимого положения простых людей. Чтобы написать достоверную сцену, он внимательно исследовал типажи и детали крестьянского быта, всматривался в лица, изучал колорит.
Для создания визуального эффекта мастер использовал многомерную композицию, соединил в работе два жанра, тщательно прописав и бытовую сцену, и пейзаж. Фигурки детей художник разместил в разных частях холста, композиционный центр выдвинул на передний план, дополнил произведение экстерьерными и ландшафтными элементами. Зритель непроизвольно всматривается в детали произведения, пытаясь отыскать ранее незамеченных персонажей. Статичная структура и прямой контакт героев со зрителями усиливают негодование по поводу изображённого события. Пейзаж из условного фона превратился в среду, которая не только дополняет сцену крестьянской жизни, но и увеличивает напряжённость восприятия.
Широкую известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года» (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.
Картина В 1812 году была написана Илларионом Михайловичем Прянишниковым под впечатлением от романа «Война и мир». Живописец находился в теплых, дружеских отношениях с автором литературного произведения Львом Толстым. Взгляды гениального писателя и художника, рассматривавших события 1812 года как освободительную войну всего русского народа против армии Наполеона, во многом совпадали.
Полотно демонстрирует один эпизод военных будней. Вереница пленных французов под конвоем партизан движется по заснеженному полю, на котором лежат поваленные и разбросанные ветром снопы. Прянишников изображает незаметных героев военного времени, чей подвиг сыграл огромную роль в разгроме интервентов. Образы партизан, вооруженных топорами и вилами, выглядят особенно выразительно.
В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (начало 1890-х).
На картине И.М.Прянишникова «Спасов день на Севере» изображено большое количество людей, собравшихся по случаю молебна у реки, который совершается священником.
На переднем плане – крестьяне (подростки, мужчины, девки) верхом на лошадях, стоящие в реке в ожидании освящения воды. Молебен уже начался, но со всех сторон подтягиваются опоздавшие, справа по косогору скачут крестьяне, догоняют крестный ход пешие прихожане, под руки ведут немощных стариков. Однако их движение не нарушает общего впечатления спокойствия и размеренности происходящего, что позволяет говорить об укорененности в бытовом обиходе старинного православного обряда и устойчивости многовековой традиции. Вдали виднеется храм, откуда пришли крестным ходом нарядно одетые женщины в ярких платках и узорчатых национальных сарафанах, рослые мужчины в темных кафтанах, подпоясанные праздничными кушаками. Пестрое и шумное людское сборище на фоне бескрасочного неба и неяркой северной природы напоминает скорее народное гуляние, но возвышающиеся хоругви фиксируют композиционный центр полотна, как впрочем, и всадники, «отвернувшиеся от зрителя». Все разнообразное, только на первый взгляд, движение людей невольно стягивается к центру полотна. Геометрический и смысловой центр картины – священник, читающий Евангелие, и четко определяемые иконы Спасителя и Богоматери в серебряных окладах.
Критики оценили в полотне Прянишникова выразительность лиц, полноту жизни, простоту и правду. Один из критиков, восхищаясь найденными художником типами людей и животных, отметил «недоумевающего жеребка»
Одновременно с масштабными полотнами в творчестве Иллариона Михайловича Прянишникова возникали камерные, «сумеречные» по настроению образы и сюжеты «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, «чеховского» поколения.
— «Совсем замёрзла натурщица! Пора подкинуть побольше дровишек.»
Кстати, для собирательных образов этого будничного сюжета художнику позировали его близкие: моделью для озябшей стала его племянница, а прототипом живописца, не выпускающего из рук палитру, Прянишников выбрал графика и жанриста Сергея Коровина.
В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел.
И последняя картина Прянишникова — «Крестный ход» — осталась незаконченной из-за смерти автора.
Ввиду сложности и объёмности полотна как ни старался автор, так и не успел его закончить – умер в возрасте 53 лет.
Работу эту относят к разряду религиозных, на картине изображён масштабный крестный ход – церковное шествие с иконами, крестами и хоругвями, отличающееся особой торжественностью.
Прянишников скончался 12 (24) марта 1894 г. в Москве. Его именем названа улица на севере Москвы.
Творческий диапазон Прянишникова был достаточно широк. Художник работал в жанре портрета, пейзажа, исполнял картины на военно-исторические темы, выступал в роли иллюстратора.