Илья Глазунов: Вечная Россия и православная культура в творчестве

Илья Сергеевич Глазунов родился в 1930 г. в Ленинграде. В 1942 г. после смерти всех родных был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Новгородскую область. В 1944 г. он поступает в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде. В 1948 г. он впервые упоминается в прессе. В 1951 г. Глазунов поступает на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. В 1957 г. в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова. В 1977 г. выставка, содержащая картину «Дороги войны» (дипломная работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». C 1978 г. он преподавал в МХИ. В 1981 г. И. Глазунов организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. С 1987 года он – ректор Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества, профессор, Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств, почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалер «Золотой медали Пикассо». Глазунов награждён ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, он – лауреат премии Джавахарлала Неру, лауреат Государственной премии Российской Федерации. В 1999 г. в Москве создана картинная галерея Ильи Глазунова.

Фото с выставки — И.Глазунов и В.В.Путин

Илья Глазунов известен как великолепный портретист, иллюстратор классики, сценограф и реставратор. Мастерство И.Глазунова складывается под влиянием великих русских художников: А. Иванова, И. Репина, К. Васильева, М. Нестерова, В. Сурикова, В. Васнецова, Б. Кустодиева и А. Рябушкина. Судьба России стала главной темой творчества художника.
Известность ему принесли рисунки и картины из цикла «Город». Позднее Глазунов написал серию работ «Вечная Россия». В неё входят гигантские картины-панно в духе многофигурных икон. Сюжет картин охватывет российскую и мировую историю от древности до наших дней. («Мистерии ХХ века», 1977 г., «Сто веков», 1988 г. и «Великий эксперимент», 1990 г.)

И. ГЛАЗУНОВ. ВЕЧНАЯ РОССИЯ. 1988
Картина «Вечная Россия» – учебник русской истории в её подлинном величии. Новаторство И. Глазунова заключается в том, что в этой картине он смог на одном полотне уместить всю историю нашей великой Родины. Цветовую палитру этой картины искусствоведы сравнивают с драгоценным ковром.
И. Глазунов посвятил это огромное (размер картины 3х6 метров) полотно тысячелетию Крещения Руси. Хотя временные рамки событий, изображённых на картине, не ограничиваются десятью веками. Первоначальное название картины «Сто веков». Художник представил историю России в виде народного шествия, крестного хода. Православные святые, государственные и общественные деятели, полководцы, писатели, художники, учёные – люди, создававшие, возвышавшие и защищавшие Россию, составляют народное шествие.
Собор Святой Софии в Константинополе. Место истока этого великого крестного хода автор видит у стен константинопольского собора Святой Софии (Божественной Премудрости). София – повелительница стихий, заступница и хранительница, опора мира. Константинопольская София – главный храм христианской Византийской империи.

Собор Святой Софии в Киеве. Вторая София на картине Глазунова – главный храм Киевской Руси, сердце русской митрополии.
Собор Святой Софии в Новгороде – третья София. Средоточие Новгородской земли и символ Новгородской республики. Один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества. Его архитектура близка архитектуре киевского собора.
Таким образом, на картине И. Глазунова присутствую три Великие Софии. Своеобразная храмовая троичная скрепа, символы православной преемственности и соборности, отражающие теорию «Москва – третий Рим».

Храм Покрова на Нерли – еще один важный для становления и развития русского государства храм, являющийся истоком великого Крестного Хода – Вечной России. Во времена своей постройки он находился в месте слияния рек Нерли и Клязьмы, освящая и сохраняя перекресток важнейших водных торговых путей. Храм посвящен празднику Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха как свидетельство особого покровительства Богородицы Владимирской земле. Город Владимир стал столицей Руси после «киевского предательства» (когда Киевское княжество, потерпев поражение в войне, стало вассалом Литвы). Александр Невский перенёс столицу во Владимир. Вплоть до Ивана Грозного все русские великие князья считались «Владимирскими». Даже Иван Грозный добавлял к своему титулу «И князь Владимирский».
Композиция картины «Вечная Россия» представляет собой огромное временное пространство, разделённое людским потоком. Он состоит из множества узнаваемых исторических лиц. Все они внесли свою лепту в становление и прославление России как великого государства. В центре картины изображено Распятие, объединяющее всё полотно, символизирущее грядущее воскресение России. Образ Христа – это Образ Православия, которое создало само понятие Святой Руси. Необыкновенный крестный ход несёт самые важные для понимания русского духа иконы: «Троица», «Успение Божьей Матери», «Чудо святого Георгия о змие».
Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева (XV в.): во времена Андрея Рублева тема Троицы (Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа) воспринималась как идея духовного единства, мира, согласия, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Она призывала князей прекратить междоусобные распри и объединиться перед лицом общего врага – Золотой Орды.
Икона «Успение Божьей Матери» была чудесным образом доставлена из Константинополя в Киево-Печерскую лавру. Согласно русскому православному преданию, Россия (последний оплот Православия) находится под особым покровительством этой иконы. «Успение» означает «успокоение», но не «смерть». Успение предполагает «погружение в свою внутреннюю сущность», «вхождение в мир духовный». Присутствие иконы «Успение» на полотне И. Глазунова связано с образом самой России. Созерцательность и неторопливость – особенности русской ментальности. Судьба России – пребывание в Вечности, в состоянии духовного «покоя», погруженности в свою внутреннюю сущность. За кажущимися упадком, смертью, успением России должно последовать её преображение ради прославления Духа.
Икона «Чудо святого Георгия о змие». Образ святого Георгия на Руси трансформировался в одну из «ипостасей», личностных воплощений русского народа. Мужественный и деятельный образ великомученика стал своеобразным образцом для подражания всем русским мужчинам.
Изображение на картине И.Глазунова иконы «Чудо святого Георгия о змие» помогает понять глубину русского характера. Святой Георгий был небесным покровителем многих русских князей. Его изображение приобрело геральдический смысл: стало изображаться на гербе Москвы и Российской империи. Позднее был учрежден Орден святого Георгия, который давался за вклад в военные победы, воинский подвиг на поле боя. Девиз ордена святого Георгия: «За службу и храбрость».
Полный разгром фашистской Германии пришелся на праздник Георгия Победоносца. Капитуляцию Германии 9 мая 1945 г. принял маршал Георгий Жуков, который руководил победными сражениями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградской битвой, сражением на Курской дуге, штурмом Берлина. Но военные действия на территории Германии были прекращены 6 мая, в день памяти Великомученика Георгия. В 1945 году этот день совпал со Светлым праздником Пасхи.
Цесаревичи. Крестный ход на картине Глазунова состоит из множества лиц, оставивших свой след в истории Святой Руси. Но предстоят в этом крестном ходе цесаревич Алексей и неизвестная девочка с пронзительными синими глазами. Образ царевича Алексея гениально иллюстрирует мысль Ф. Достоевского о том, как тяжела на весах справедливости слезинка замученного ребенка. Убиенный цесаревич Алексей со свечой, и сам как свеча. Ребёнок, вся вина которого заключалась в том, что он был рожден наследником трона. Судьбой ему было суждено наследовать не великую державу, а Царство Небесное, подобно царевичу Димитрию Угличскому, также изображенному на картине. Трагические смерти обоих цесаревичей стали поводом к началу смутных времён. Печальные синие глаза девочки – символ России – напоминают о том, как много невинных детей ещё будет принесено в жертву.
Небо. На многих работах художника, посвященных России, мы видим былинное небо, исполненное борьбы и велений Божьих. Небо для И. Глазунова не просто фон. Оно – персонаж картины и отражает непростую историю нашей Родины. Начинаясь в мутной дымке языческих незапамятных времён, оно набирает православную голубизну, прерываясь чёрным дымом времён смуты, постепенно переходя в кроваво-красное пожарище революции – времени отречения от Веры. Голубая полоска чистого неба в правом углу картины вселяет надежду на будущее возрождение Родины.

И. Глазунов. Вечная Россия. 1988

Русское Православие. Поток людей, изображенных на картине, помогает глубже осознать историю нашей Родины: слева от зрителя (справа от Христа) изображены люди и события, приведшие Русь к Православию: здесь апостол Андрей Первозванный, по жребию отправившийся с проповедью Слова Божия в восточные страны и благословивший земли, на которых сейчас стоят Киев и Новгород. Он воздвигнул апостольский жезл на месте нынешнего Валаама (северного Афона). Справа от Христа стоят за Веру многочисленные святые отцы, посвятившие свои жизни проповеди Евангелия, постом и молитвой освятившие русскую землю. Здесь же свержение идола Перуна и художественный рассказ о страшном поражении русских князей на реке Калке. В народном сознании это событие осознавалось как наступление нового, трагического этапа в жизни Руси. Оно послужило предвестником иноземного ига, которое, тем не менее, укрепило людей в Вере, сплотило Русь вокруг Православия.
Слева от Распятия художник определил место страшным событиям XX века, красно-бело-черного века, вернувшего в обиход коммерческий флаг Российской империи вместо чёрно-жёлто-белого знамени православной монархии, где чёрный – цвет двуглавого орла на гербе страны, жёлтый – цвет золотого поля герба, а белый – цвет святого Георгия, оберегающего Русь и вдохновляющего ее на подвиги ради веры. Это Народ – Царь – Православие.
Русский Апокалипсис. Правая часть картины наполнена хаотическим движением, изломанными линиями, нервной разухабистостью революционных частушек времен гражданской войны, так тонко подмеченной А. Блоком в поэме «Двенадцать». Самый яркий образ здесь – это образ апокалиптической тройки, в которую впряжены рыжий конь войны, вороной конь голода и конь бледный, символизирующий болезни и смерть. Она несётся по зимней дороге – дороге смерти. Снежные клубы на дороге свиваются в трагические фигуры замученных в лагерях людей. В санях стоит Троцкий. Всё как в поэме Гоголя: и «привстал, и замахнулся, да затянул песню», потрясает поруганной имперской короной. Именно Троцкий, по мнению современных историков, реально руководил октябрьским переворотом и последующим революционным террором. Его спутники – тиран Сталин, матрос с гармошкой, красноармеец в будёновке, так похожей на шлемы былинных русских витязей, и Павлик Морозов – мальчик, предавший своего отца. Так художник трансформировал гоголевский образ Руси-тройки, неудержимо несущейся вперёд по трагическим дорогам ХХ века. Этот век для автора – олицетворение крестного пути России, пути унижений и страданий, ведущий к воскресению духа русского народа.
Илья Глазунов не пытается выбирать для своей картины «хороших», «правильных» людей, «правильные» события. В его Крестном Ходе участвуют все, кто тем или иным образом смог повлиять на судьбу нашей Родины. Его главная задача – раскрыть перед зрителями причины трагедий и побед, которыми полна непростая история России. История для Глазунова – это прежде всего правда. Образ молодого Петра I, реформатора, дополняет статуя

Медного всадника, символа красного Петрограда времен революции и состояния России, поднятой, как конь, на дыбы. Метания нетерпеливого правителя ослабили страну и ввергли ее в новый век интриг и переворотов.
В правом нижнем углу картины – фигура великого писателя и философа Льва Толстого с надписью «Непротивление» на груди. Непротивление – это понятие, на котором основано религиозно-философское учение Л. Н. Толстого («толстовство»), к которому он пришел в 1880-е гг. Толстой-философ меньше знаком широким народным массам, чем Толстой-писатель. Но именно его учение привело к сомнительным выводам о ненужности и даже вредности борьбы со злом. Спустя всего три десятилетия после смерти писателя людей, не причинивших никому зла, стали планомерно уничтожать в невиданных масштабах. Именно на этих людей, стоящих за колючей проволокой лагерей, указывает великий русский писатель. Толстовские выводы о непротивлении злу насилием себя не оправдали. Человечество, поддавшись им, позволило злу расцвести как никогда прежде. Зло, будучи безнаказанным, только набирает силу.
Картина И. Глазунова «Вечная Россия» имеет большое сходство с иконой. Это выражается в иконографичности стиля изображения персонажей. Их образы, не утрачивая портретного сходства, приближены по изображению к канону иконы: удлиняется овал лица, черты утончаются, глаза пишутся большими, миндалевидными, взгляд становится строгим и отрешенным, направленным мимо зрителя или сквозь него. Фигуры изображаются уплощенными, двухмерными. Это означает приоритет духовной сущности персонажа над телесной. Картина «Вечная Россия» подобна огромной житийной иконе, где в центре изображен святой мученик – русский народ с крестом, символом страданий за Христа в руках, а по периметру картины размещены клейма – небольшие фрагменты, рассказывающие о крестном пути народа-мученика.

И. ГЛАЗУНОВ. ВИДЕНИЕ БОРИСА И ГЛЕБА. ИЗ ЦИКЛА «ПОЛЕ КУЛИКОВО».1979
Цикл работ И. Глазунова «Поле Куликово» был задуман в 1960-е годы к 600-летию Куликовской битвы и включает в себя 30 произведений, созданных на основе исторических материалов. Великая победа на Поле Куликовом – важная часть русского национального самосознания. Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы… А вернулся единый русский народ. Картины цикла «Куликово поле» рассказывают о победе, которая стала первым шагом к освобождению русских земель от татаро-монгольского ига. На картинах запечатлены образы Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и княгини Евдокии, Куликово поле и панорама Куликовской битвы. Цикл работ Глазунова рассказывает о подготовке и ходе сражения, которое определило судьбу не только русского народа, но и всей европейской цивилизации.

Оборона Родины для русского человека – это не только ратный и духовный подвиг защитников, но и невидимая помощь небесных сил. Война со злом ведется как на земле, так и на небе. Картина «Видение Бориса и Глеба» повествует о том, как особо чутким душам открывалось духовное существо происходящего: они видели ангелов и святых, помогающих русским воинам.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Это сыновья князя Владимира Святославича (Крестителя Руси), убитые старшим братом Святополком. Они пожертвовали собой ради прекращения междоусобной борьбы. Погибнув, братья одержали духовную победу. Духовная победа – это победа не над внешним врагом, а над собой. Над своей слабостью, греховностью, своим страхом. Преодолеть врага в себе – такая задача решается в ходе духовного подвига. Тогда этот духовный подвиг воодушевляет современников, служит им и потомкам образцом для подражания.
После своей физической смерти святые Борис и Глеб встали во главе Небесного воинства на защиту Русской земли. «Вы – наше оружие, земли Русской защита и опора…» – повествует «Сказание о Борисе и Глебе». В тяжёлые для России времена не раз совершались чудесные видения Бориса и Глеба, не раз они оказывали воинам помощь. Видения страстотерпцев были князю Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Дмитрию Донскому в день Куликовской битвы; они помогли князю Андрею Городецкому при взятии крепости Ландскроны, царю Иоанну Грозному в Казанском походе…
По синему небу на белых облачных конях облачные святые князья скачут навстречу считавшемуся непобедимым татарскому войску, предвещая скорую победу своему потомку, Димитрию Донскому Рюриковичу. В замершей природе – величавая торжественность и ясный покой. Линия горизонта делит картину на две неравные части: пространство неба значительно больше земли. Это соотношение показывает значение небесной битвы. Голубой чистый цвет неба является символом мира горнего, которому принадлежат святые братья. Голубой – цвет иного, вечного мира, а также целомудрия и душевной чистоты праведников. Белый цвет облаков, из которых соткано видение, означает праведность, присутствие святого Духа и явление божественной силы. Белые кони в традициях иконографии – аллегория силы Божией, побеждающей зло, знак победы над врагом. Поднятые Борисом и Глебом обнаженные мечи, готовые опуститься на головы врагов, – это символы «военного одоления» и помощи в ратных делах.
Дольний (земной) мир на картине представлен коричневым цветом земли и строений, всего временного и тленного. Он переходит в сплошной красный поток, символизирующий пролитую на поле битвы кровь и многие жертвы, принесённые русским народом ради победы над жестоким врагом. Кроме того, красный цвет, как цвет пасхальной радости в иконографии, в данном случае предвещает скорое возрождение Русской земли, освобождение от ненавистного ига.

И. Глазунов. Видение Бориса и Глеба. Из цикла «Поле Куликово».1979

И. ГЛАЗУНОВ. ДВА КНЯЗЯ. 1994
«Два князя» – одна из самых известных картин И.С. Глазунова. В мощном символическом контексте сталкиваются два противоборствующих начала – добро и зло. На высоком берегу могучей русской реки, под свинцовым тревожным небом князь-отец указывает сыну на вражеские полчища. Фигура юного князя исполнена внутренней силы. Отец готовит сына к защите Родины.
Князь изображён в красном плаще поверх воинских доспехов. Княжич в белой рубахе с расшитым воротом. Ветер развевает плащ князя, русые волосы княжича, гривы их коней, раздувает пожар на противоположном берегу реки. Ветер символизирует беду, идущую с чужой земли. Туда указывает князь. Там, за серыми водами реки, отразившими грозовые облака, полыхают пожары. Дым от них сливается со свинцовой тяжестью неспокойного неба.
Могучи стены крепости, готова к бою ощетинившаяся копьями дружина. Чёрный и белый кони двух князей вызывают ассоциации с иконой.
Картина написана в иконописном стиле. Изображение двухмерно, композиция полотна лаконична, пространство картины наполнено символами. Кони – символ времени. И сюжет картины прямо указывает на передачу знаний молодому князю как представителю следующих поколений, от отца к сыну. Река на полотне выступает в качестве «стержня» всей композиции и третьего персонажа. Она символизирует границу между добром и злом, преграду между своим и чужим пространством.
Сдержанный колорит картины подчёркивает эмоциональность изображённой сцены, ощущение надвигающейся беды. Сильное эмоциональное воздействие оказывает столкновение теоретически не гармонирующих цветов: ярко-красного и стального.

И. Глазунов. Два князя, 1994

Имя Ильи Глазунова стало символом национального самосознания и возрождения России. «История России – это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, – говорит художник. – Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России – красное пламя Революции и вера в будущее. Нет будущего без прошлого». Работы мастера помогают глубже понять и принять историю нашей Родины, дать примеры высокого патриотического служения. И. Глазунов в своём творчестве смог соединить образы классической русской и современной мировой культуры.
Особенностью картин Глазунова является взаимопроникновение истории и современности. Памятные места России, памятники архитектуры, важные исторические события, православные святые, великие правители, полководцы, простые воины, писатели, художники, музыканты… Рассматривать его картины можно бесконечно. Так же бесконечно глубока и богата история нашей страны, вечной России.

 

Использованы материалы из проекта «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю».
Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО. Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор ЗабГУ.
Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской епархии и читинского издательства «Палитра».

 

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»