Ив Танги: Марсианские пейзажи — пейзажи- галлюцинации и эксцентричные выходки

Сочетая, казалось бы, несочетаемые формы различных амёб и дивных животных, сплетая их в плавные линии, так похожие на облака, дым, дрожь воды и блики света,  Ив Танги создавал специфические работы с причудливыми сюжетами, отчасти путаными и непонятными, а отчасти – философскими с необычными названиями.  Его картины постепенно развиваются на глазах, раскрываясь подобно сюрпризу с неожиданным смыслом и значением.
Ив Танги. Фотоснимок. 1927

Ив Танги родился в Париже в семье отставного офицера военного флота. Значительную часть детства он провел на побережье Северного моря в Бретани: пустынные береговые ландшафты этого края, впечатления, связанные с морем, оказали огромное влияние на его творчество – в своих работах он часто использовал формы амеб, морских и земноводных животных, плавные линии и очертания дыма и облаков, пульсаций в воде и дрожащий свет.

Ив Танги — самоучка. Он нигде не учился после школы (в 18 лет ушел в море на торговом судне, а через 2 года был призван в армию). Вернувшись в Париж он сменил кучу разных «профессий»- подработок, а потом, в 23 года, решил стать художником. Спасибо де Кирико — именно его картину он увидел в галерее Поля Гийома и потерял голову.

Вернувшись в Париж, Танги брался за разные работы, не зная, чем конкретно он хочет заниматься в жизни. Так он, наверное, и болтался бы по жизни, если бы однажды в витрине магазина-галерее Поля Гийома не увидел полотно прото-сюрреалиста Джорджо де Кирико – Ив выпрыгнул из движущегося автобуса, чтобы лучше рассмотреть это творение. В тот день он решил стать художником, хотя никогда до этого не обучался живописи – смелости парню не занимать! (1923).

Уже в 1924 году армейский знакомый Жак Преве ввел его в круг сюрреалистов, где он стал стремительно развиваться как художник, и в 1927 году состоялась его первая выставка. Андре Бретону так нравились работы Танги, что он подписал с ним контракт на двенадцать картин, из которых Танги закончил только восемь.

Мама, папа ранен! 1927

Название полотна «Мама, папа ранен!» эмоционально, а мотивом для его создания, согласно мнению исскуствоведа Джеймса Тралла Соби, послужила история психической болезни: «Непостижимый фаллический объект справа, возможно, представляет отца, испускающего, подобно некоторым раненым морским тварям, серое облако; мать представляется зеленой фигурой, и в центре подвижный младенец – в образе фасолевого объекта».

Танги был очень наблюдательным художником. Потому что апроприаторством это не назвать — он брал только то, что требовалось именно ему, компилировал и трансформировал это на свой лад, как было угодно именно его фантазии.

Плотные тени, вакуум тишины и безлюдье — это у Танги именно от де Кирико. Биоморфность — от Макса Эрнста, абстрактная биологичность — от Миро, созерцательность — от Магритта.

В 1925 Танги примкнул к движению сюрреалистов, активно участвуя во всех их выставках. Создавал дадаистские коллажи и «автоматические» рисунки, стремясь выразить импульсивный поток сознания.

Ив Танги. Без названия (Сюрреалистическая композиция), 1927

Мистическое безлюдье, бесстрастный свет, таинственный холод, биоморфные образования — Танги создал собственную планету, во многом предшествующую пейзажам научной фантастики последней трети ХХ века.

К концу 1920-х годов нашел свою коронную тему – причудливый пейзаж-«галлюцинацию» с зыбкими пространствами моря или пустыни, заполненными предметной фантастикой биоморфно-геологического рода. Круг этих мотивов окончательно закрепился после путешествия художника по Северной Африке (1930).

Ив Танги. Солнце в коробке для драгоценностей, 1937

В 1930-х годах Ив полностью погрузился в богемную жизнь, полную удовольствий, что привело к краху его первого брака (он женился в 1927 году, но первый брак художника распался из-за романа с Пегги Гугенхайм, которая была слаба на любовные романы со своими подопечными), но подарило ему новую любовь, которую он сохранит до конца жизни.

Приехав незадолго до начала Первой мировой войны в Нью-Йорк, в 1938 году Танги посетил выставку, на которой познакомился с работами американской художницы и поэтессы Кей Сейдж. Сразу после этого они начали встречаться и, в последствии, поженились. Кей Седж художница из богатой семьи, талантливая, любившая не меньше мужа припить, женщина со стальными нервами (потому что эго месье Танги шло всегда впереди него).

Завтра, 1938 Музей искусств, Цюрих

Веселились Ив Танги с  Кей Сейдж долгих 15 лет  А потом Танги умер от инсульта.

Кей со всей страстью принялась сохранять наследие своего дорого супруга — проводила ретроспективные выставки, издала полный каталог его работ и, по классике, в финале миссии, наглоталась снотворного. Но, увы и ах, встретиться с мужем ей не удалось — откачали. Правда, Седж была дамочкой упорной, поэтому спустя 4 года пошла во банк — выстрелила себе в сердце.

Ив Танки. Дворец Оконных скал, 1942.

А далее события разворачивались в лучших традициях голливудского кинематографа — в 1964 году прах супругов развеял над морем в Бретани Пьер Матисс (сын Матисса, крупный арт-диллер и галерист и, по совместительству, одноклассник Танги).

Уникальный стиль не репрезентативного сюрреализма Ива Танги легко узнаваем. Коронная тема Танги – пейзаж-галлюцинация: на полотнах художника изображены абстрактные пейзажи с использованием ограниченного количества цветов, иногда с вкраплением тревожных красочных диссонансов.

«Воображаемые цифры», 1954

Это последняя картина, написанная Танги. Она представляет собой типичный пример его позднего творчества с геоморфными формами, похожими на отполированную гальку, из которых вырастают насыпи и стены. Эта работа все также сохраняет видимость пустынного пейзажа, но теперь этот пейзаж напоминает каменное кладбище, погруженное в воду.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"