Ив Танги родился в Париже в семье отставного офицера военного флота. Значительную часть детства он провел на побережье Северного моря в Бретани: пустынные береговые ландшафты этого края, впечатления, связанные с морем, оказали огромное влияние на его творчество – в своих работах он часто использовал формы амеб, морских и земноводных животных, плавные линии и очертания дыма и облаков, пульсаций в воде и дрожащий свет.
Ив Танги — самоучка. Он нигде не учился после школы (в 18 лет ушел в море на торговом судне, а через 2 года был призван в армию). Вернувшись в Париж он сменил кучу разных «профессий»- подработок, а потом, в 23 года, решил стать художником. Спасибо де Кирико — именно его картину он увидел в галерее Поля Гийома и потерял голову.
Вернувшись в Париж, Танги брался за разные работы, не зная, чем конкретно он хочет заниматься в жизни. Так он, наверное, и болтался бы по жизни, если бы однажды в витрине магазина-галерее Поля Гийома не увидел полотно прото-сюрреалиста Джорджо де Кирико – Ив выпрыгнул из движущегося автобуса, чтобы лучше рассмотреть это творение. В тот день он решил стать художником, хотя никогда до этого не обучался живописи – смелости парню не занимать! (1923).
Уже в 1924 году армейский знакомый Жак Преве ввел его в круг сюрреалистов, где он стал стремительно развиваться как художник, и в 1927 году состоялась его первая выставка. Андре Бретону так нравились работы Танги, что он подписал с ним контракт на двенадцать картин, из которых Танги закончил только восемь.
Название полотна «Мама, папа ранен!» эмоционально, а мотивом для его создания, согласно мнению исскуствоведа Джеймса Тралла Соби, послужила история психической болезни: «Непостижимый фаллический объект справа, возможно, представляет отца, испускающего, подобно некоторым раненым морским тварям, серое облако; мать представляется зеленой фигурой, и в центре подвижный младенец – в образе фасолевого объекта».
Танги был очень наблюдательным художником. Потому что апроприаторством это не назвать — он брал только то, что требовалось именно ему, компилировал и трансформировал это на свой лад, как было угодно именно его фантазии.
Плотные тени, вакуум тишины и безлюдье — это у Танги именно от де Кирико. Биоморфность — от Макса Эрнста, абстрактная биологичность — от Миро, созерцательность — от Магритта.
В 1925 Танги примкнул к движению сюрреалистов, активно участвуя во всех их выставках. Создавал дадаистские коллажи и «автоматические» рисунки, стремясь выразить импульсивный поток сознания.
Мистическое безлюдье, бесстрастный свет, таинственный холод, биоморфные образования — Танги создал собственную планету, во многом предшествующую пейзажам научной фантастики последней трети ХХ века.
К концу 1920-х годов нашел свою коронную тему – причудливый пейзаж-«галлюцинацию» с зыбкими пространствами моря или пустыни, заполненными предметной фантастикой биоморфно-геологического рода. Круг этих мотивов окончательно закрепился после путешествия художника по Северной Африке (1930).
В 1930-х годах Ив полностью погрузился в богемную жизнь, полную удовольствий, что привело к краху его первого брака (он женился в 1927 году, но первый брак художника распался из-за романа с Пегги Гугенхайм, которая была слаба на любовные романы со своими подопечными), но подарило ему новую любовь, которую он сохранит до конца жизни.
Приехав незадолго до начала Первой мировой войны в Нью-Йорк, в 1938 году Танги посетил выставку, на которой познакомился с работами американской художницы и поэтессы Кей Сейдж. Сразу после этого они начали встречаться и, в последствии, поженились. Кей Седж художница из богатой семьи, талантливая, любившая не меньше мужа припить, женщина со стальными нервами (потому что эго месье Танги шло всегда впереди него).
Веселились Ив Танги с Кей Сейдж долгих 15 лет А потом Танги умер от инсульта.
Кей со всей страстью принялась сохранять наследие своего дорого супруга — проводила ретроспективные выставки, издала полный каталог его работ и, по классике, в финале миссии, наглоталась снотворного. Но, увы и ах, встретиться с мужем ей не удалось — откачали. Правда, Седж была дамочкой упорной, поэтому спустя 4 года пошла во банк — выстрелила себе в сердце.
А далее события разворачивались в лучших традициях голливудского кинематографа — в 1964 году прах супругов развеял над морем в Бретани Пьер Матисс (сын Матисса, крупный арт-диллер и галерист и, по совместительству, одноклассник Танги).
Уникальный стиль не репрезентативного сюрреализма Ива Танги легко узнаваем. Коронная тема Танги – пейзаж-галлюцинация: на полотнах художника изображены абстрактные пейзажи с использованием ограниченного количества цветов, иногда с вкраплением тревожных красочных диссонансов.
Это последняя картина, написанная Танги. Она представляет собой типичный пример его позднего творчества с геоморфными формами, похожими на отполированную гальку, из которых вырастают насыпи и стены. Эта работа все также сохраняет видимость пустынного пейзажа, но теперь этот пейзаж напоминает каменное кладбище, погруженное в воду.