Иван Акимов: Исторические аллегории и жажда добродетели вне времени

Сын наборщика Сенатской типографии Иван Акимович Акимов родился в Санкт-Петербурге в 1755 году и в 10-летнем возрасте, после смерти отца, сам написал прошение о том, чтобы его приняли в Академию художеств за казенный счет. Ваня написал о нужде и бедности своей семьи, о том, что очень любит живопись.
К прошению он приложил несколько рисунков. Таким образом, в 1764 году Иван Акимов был зачислен в «Академию знатнейших художеств», недавно образованную. Эта новая Академия должна была управлять всей художественной жизнью государства.
Главными предметами в Академии были рисунок и композиция. Иван Акимов учился хорошо. За годы учебы он получил за рисунок серебряные медали, малую и большую, еще одну золотую медаль – за программу «Великий князь Изяслав Мстиславович чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими в бою, открывается им». В 1773 году Акимов получил золотую медаль за свою работу «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев». Эта медаль дала ему право на поездку в Италию.

«Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев».

Произведение Акимова для своей эпохи было образцовым. Художник обратился к древнерусской истории – к событиям Х века. Сын князя Игоря и княгини Ольги князь Святослав, находясь в Переяславле на Дунае, узнал о нападении на Киев печенегов. Он возвратился со своей дружиной, изгнал врагов и был встречен своей спасенной семьей. Обращаясь к сюжету из отечественной истории, художник эпохи классицизма словно игнорирует исторические и национальные особенности. Герои картины, облаченные в античные плащи и тоги, менее всего напоминают жителей Древней Руси. Свою главную задачу автор картины видит не в точном воспроизведении исторической атмосферы давно ушедших времен. Сюжет всего лишь повод для воплощения высокой идеи искусства – вселять в сердца своих сограждан «жажду добродетели», подвига, стремление следовать примеру великих людей.

В возрасте 19 лет он отправился в Болонью, но как оказалось, в то время там не было учебных классов, и Акимову пришлось копировать картины в городской галерее. Он стал писать в Петербург с просьбами о том, чтобы ему позволили переехать в Рим. Но ответа не получал. И, в конце концов, решил это сделать самостоятельно.
В Риме его также ждало разочарование. Капитолийская академия тогда была не столько учебным заведением с учебными программами и классами, сколько обществом художников с частными учениками. Но благодаря рекомендации известного русского мецената И.И. Шувалова, в то время путешествовавшего по Италии, Иван Акимов попал в мастерскую знаменитого итальянского живописца Помпео Баттони. По совету Баттони Акимов поехал в Венецию, где копировал работы местных мастеров.

Акимов Иван Акимович. Прометей делает статую по заказу Минервы. 1775

В 1775 году Академический совет Академии художеств назначил Ивану Акимову, находившемуся в качестве пенсионера в Риме, тему для его картины: «Прометей делает статую по приказанию Минервы». В основе сюжета – один из вариантов мифа о Прометее, изложенный Овидием в «Метаморфозах». Согласно мифу, гигант Прометей, побуждаемый богиней мудрости Минервой, создал из глины статую, которая, будучи одушевленной богами, положила начало роду человеческому:

Так недавно сама без образа грубая масса,
Ныне земля приняла человеков неведомых облик.

Эта версия мифа использована в связи с распространенным в 1770-е годы сравнением Екатерины II с Афиной Палладой (эта метафора стала особенно популярной в торжественных одах по случаю военных побед России). При такой трактовке роль Петра I уподоблялась роли Прометея, основателя цивилизации.

Картина обнаруживает виртуозное владение художником всеми способами моделировки и пластического построения обнаженного человеческого тела, отличается спокойной уравновешенностью композиции, отточенностью рисунка, свободой в передаче ракурсов.

За эту картину в 1778 году живописец получил звание «назначенного».

Возвратившись в Петербург, Акимов в январе 1779 года был назначен преподавателем в натурные классы – помощником профессора Г.И. Козлова. В августе ему была задана программа по написанию картины «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета по получении смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной Дейяниры, похищенной кентавром Незусом». В этой работе Акимов показал все свое художественное умение и талант, за что в 1782 году был признан академиком.

«Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета по получении смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной Дейяниры, похищенной кентавром Незусом»

Несмотря на все отрицательные стороны образования в Академии, художник всегда был ей благодарении и готов был следовать всем ее рекомендациям.
Жизнь Ивана Акимовича сложилась благополучно – после академического звания он, в 1785 году, получил звание профессора. С 1786 инспектор и член конторы Императорской Шпалерной мануфактуры, с 1791 ее директор. В период 1796-1800 годов был ректором Академии, преподавал рисование детям императора Павла I. Однако его собственные картины появлялись все реже.
Академия не способствовала раскрытию творческого потенциала Ивана Акимова, однако была и другая сторона его жизни – преподавательская. В Академии он преподавал 35 лет. Его учениками были известные художники В.К. Шебуев, А.И. Иванов, А.Е. Егоров, которые, вероятнее всего, обязаны учителю хорошим крепким рисунком, за что современники ценили и самого Акимова.

Самое ценное для Ивана Акимовича было время. В 1802 году он написал картину «Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезывающий крылья Амуру». Сатурн, символизирующий Время, описывается следующим образом: «Представляют его в виде крылатого старика, что значит скорость времени; в руке у него коса, показывая чрез то, что он все пожинает».

А. Акимов. «Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезывающий крылья Амуру», 1802
Философская категория Времени, его быстротечности и бренности всего сущего волновала воображение художников на протяжении многих столетий. Среди предшественников Акимова, писавших картины и рисунки с одноименным сюжетом, были А. ван Дейк (1627, музей Жакмар-Андре), Ф Перрье (около 1630–1635, Штеделевский художественный институт), П. Миньяр (1694, Денверский художественный музей). По композиции картина Акимова наиболее близка к офорту Ф. Перрье (1632–1633) из Британского музея. Однако от барочной патетики и динамики Перрье и ван Дейка изображение Акимова отличается классицистической ясностью и гармонией. Скорбный взгляд Амура не искажает миловидности его лица, движения Сатурна неторопливы и полны величия. Поза Сатурна, сидящего на камне, обладает классицистической устойчивостью, но не лишена и некой подвижности благодаря тому, что ноги опираются на разноуровневое основание. Такое же решение Акимов использовал ранее для фигуры главного героя на картине «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета» (1782). Пластическая выразительность форм и правильно найденные пропорции делают маленькое произведение Акимова шедевром зрелого периода его творчества.
Представленный сюжет имеет многозначную трактовку. Во-первых, он наталкивал на рассуждения о безжалостном и неумолимом Времени, которое уничтожает все на своем пути, в том числе и любовь. В данном случае образ Сатурна можно трактовать также как символ старости. Амур же, или Эрос, ассоциировался не только с любовью, но и с плотскими желаниями, которые угасают по мере наступления старости. Старость ослабляет физические возможности человека и гасит в нем любые желания, любую творческую и созидательную энергию, иными словами, обрезает крылья.

Иван Акимович был, возможно, одним из первых историографов русского искусства. Хорошо известна его статья «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках». Занимался также драматической литературой.
Он завещал Художественной Академии капитал в 15 тыс. руб. ассигнациями на содержание двух стипендиатов его имени.
Скончался Иван Акимович Акимов 27 мая 1814 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском православном кладбище.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"