Кацусика Хокусай: Японский мастер стиля укийо-е

Кацусика Хокусай — неординарный и неповторимый художник, всю жизнь посвятивший рисованию, но признавший себя истинным живописцем лишь в 50 лет, творил в стиле укийо-е  (или укиё-э) – своеобразной ксилографии, иными словами, гравюрной живописи. С его творчеством были знакомы Ван Гог, Моне, Ренуар, и в известной степени оно оказало влияние на работы европейских мастеров.
К.Хокусай «Бухта Эдзири в провинции Сунсю», 1830-33 годы
Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания
Точная дата рождения Токитаро (настоящее имя мастера, данное ему при рождении — за все время творчества сменил порядка 30 имен) неизвестна, но предполагают, что он родился 30 октября 1760 года в бедной семье. Приемный отец будущего художника работал на сёгуна — занимался изготовлением и росписью зеркал, так и Токитаро начал рисовать с шести лет. Однако законным наследником он не стал: в 1770 году мальчик ушел из мастерской отца, устроился посыльным в книжную лавку и взял себе имя Тэцудо. Там он и обучился грамоте.
К. Хокусай «Мост у храма Камэйдо» Тэндзин, 1834 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Страсбург, Франция

Кацусика – это название района, в котором жил художник, а Хокусай – это псевдоним, но именно под ним он известен всему миру. Когда юный Хокусай начинает работать в мастерской гравера и проявлять себя в резьбе по дереву, в стране начинается бум именно этого вида искусства.

Токитаро было всего лишь 14 лет, ему уже хотелось вырезать композиции по собственным эскизам. Строгие запреты на творческие эксперименты подтолкнули юного художника к уходу из мастерской. Так в 1778 году он поступил учеником в студию Кацукавы Сюнсё, творившего в жанре укийо-е  (или укиё-э).
Фантазии жены рыбака, Кацусика Хокусай
К 36-ти годам художник берет свой знаменитый псевдоним Хокусай. Имя само по себе интересно, так как переводиться с японских иероглифов как «Студия полярной звезды». Тематика звезд, а именно Большой Медведицы, в созвездие которой входит Полярная звезда, будет периодически появляться в творчестве мастера.
В период между 1796 и 1799 годами художник сделал множество картин и гравюр с шутливыми надписями, что очень понравилось интеллигентной публике. Затем был период «сюнга» с серией картин эротического содержания.
Эротические картинки, Кацусика Хокусай

Благодаря плодотворному изучению разных техник, Хокусай смог выработать свой собственный уникальный стиль. В 1790-х годах художник, уже превзошедший в мастерстве своего учителя, трудится над иллюстрированием книг. Молодой человек создает иллюстрации на исторические темы из жизни родной страны и Китая. Кстати сказать, китайский язык, как и грамоту, он выучил, когда работал в книжной лавке.

Из творчества художника очень популярными становятся традиционные японские поздравительные гравюры – суримоно. Ажиотаж, связанный с суримоно Хокусая, вызывает у других художников желание подражать ему.К каждой из своих суримоно Хокусай сам пишет поздравительные стихи. В дальнейшем, в Японии появилась традиция коллекционировать эти суримоно.

К. Хокусай «Суруга-тё в Эдо», ок.1831 года
Местонахождение: Художественный музей Фудзи, Токио, Япония
К старости Токитаро пришел под именем Гакёродзин или Старик, обезумевший от любви к живописи. Пиком его творчества стала серия пейзажей с изображением Фудзиямы. В «36 видов Фудзи» вошла и самая известная работа — «Красная Фудзияма» (известная еще как «Победный ветер, ясное утро»), проданная в марте 2019 года на аукционе Christie’s за 507 тысяч долларов.
Красная Фудзияма, Кацусика Хокусай
Удивительно, но именно дополненная серия с изображениями вечной Фудзиямы завершила творческий путь Хокусая. Закончив публикацию «100 видов Фудзи», Токитаро вернулся к скромному образу жизни. Благодаря своей работе «Большая волна в Канагаве» Хокусай стал знаменит за пределами родины.
Большая волна в Канагаве, Кацусика Хокусай
К.Хокусай «Панорама реки Сумида» (фрагмент свитка, мост Рёгоку)
Местонахождение: Музей Хокусай-Сумида, Токио, Япония

 

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"