Камиль Писсарро: При жизни «отверженный» художник-основатель импрессионизма

Камиль Писсарро, выходец из семьи успешного коммерсанта, родился на Антильских островах, вскоре его семья переезжает в Париж, где он посещает Школу изящных искусств (1842-1847). Затем возвращается на Антильские острова, работает в Венесуэле с датским художником Мельби. В 1855 г. вновь приезжает в Париж и продолжает учебу в академии Сюиса, где знакомится с К. Моне. Много времени проводит в работе на открытом воздухе. Ранний период творчества отмечен сильным влиянием К. Коро и Г. Курбе. В 1860-х гг. его милые, не противоречащие канонам официального искусства пейзажи несколько раз выставлялись в Салонах. Вскоре, преодолев влияние Г. Курбе и выработав свой собственный стиль, Писсарро оказывается в числе отверженных и впадает в глубокую нищету, не имея возможности продать свои картины. В минуты отчаяния пытается навсегда порвать с живописью.

Первую демонстрацию картин тех лет организовали в 1863 году, экспозиция прошла в помещении, так называемых, «отверженных» художников.

Во время франко-прусской войны в 1870 году Писсарро переезжает в Лондон (Англия), где вместе с К. Моне пишет с натуры лондонские пейзажи, и эта смена места жительства оказывает благотворное влияние на его творческую биографию. Теперь он уже не так негативно относится к работе в студии, и полотна живописца становятся более спонтанными.

В это время его дом в Лувесьенне был захвачен пруссаками и разграблен. Большинство оставшихся там картин было уничтожено: солдаты использовали их в качестве фартуков или стелили в саду под ноги во время дождя.

По возвращении в Париж Писсарро по-прежнему живет в нищете, пришедшая на смену империи республика ничего не изменила в жизни Франции, а печальные события, связанные с войной, конфискацией и Коммуной, лишили буржуа возможности покупать картины. В это время К. Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса Поля Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению Писсарро, являлся уникальным изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают звучанию картины определенный ритм («Пейзаж в Понтуазе», 1874, Национальный музей, Стокгольм; «Сад и цветущие деревья. Весна», 1877, Музей Орсэ, Париж).

Камиль Писсарро – Пейзаж в Понтуазе (1873)

Пейзажи Камиля Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины К.Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы. Очень редко использует Камиль Писсарро фрагментарную «случайность» композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен («Въезд в деревню Вуазен», 1872, Музей Орсэ, Париж; «Вспаханная земля», 1874, ГММИ, Москва). Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине «Улица в Сидхеме» (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж «Красные крыши» (1877, Музей Орсэ, Париж).

«Красные крыши» Камиля Писсарро

Картина Красные крыши (Red Roofs) изображает группу домов и хозяйственных построек на склоне холма, известном как Кот-де-Бёф (La Cote des Boeufs), недалеко от Понтуаза. Сюжет о домах, просматриваемых сквозь деревья использовался Писсарро с 1868 года. Чистая конструкция домов нарушена голыми ветвями, образующими что-то вроде прозрачного узора. Через этот поэтический экран мы видим сплошную массу сгруппированных зданий с яркими и веселыми крышами под зимним солнцем и доминирующий склон горы Эрмитаж у их локтей. Его гребень выделяется на фоне узкой полосы голубого неба. Этот зимний эффект достигается за счет великолепной четкости дизайна, которая отличает картину Писсарро от картины Моне на ту же тему.

Ни человек, ни животное не отвлекают взгляд от главного предмета. Покатая крыша, варьирующаяся от красно-оранжевой до коричневой, кажется, покрывает всю поверхность картины. Подобные цветовые тона можно увидеть в полях и растениях на переднем плане, а также на Кот-Сен-Дени на заднем плане, в то время как густая паста краски улавливает свет, придавая мазкам яркости и чудесный вид интенсивности и ощущения движения на поверхности композиции.

Художник создал картину используя множество коротких мазков в широкой цветовой гамме. На расстоянии цвета гармонируют, многие отдельные мазки исчезают и сцена становится чудесно живой. Прекрасная иллюстрация увлечения Писсарро записью эффектов цвета и тона в природе, центральной темы импрессионизма.

До 1870 года Писсарро имел тенденцию работать с плавными красками и полу-импасто в манере Камиля Коро (1796-1875). В период Понтуаза он был более готов использовать массу штрихов, обработанных более толстой кистью. Этой техникой он, несомненно, обязан продолжающемуся влиянию Сезанна, который оставил его в начале 1874 года. Сам Сезанн нарисовал похожий и столь же красивый вид на дом, видимый сквозь пелену деревьев, под названием «Фруктовый сад на берегу Сен-Дени. Понтуаз» (1877, Музей изящных искусств, Санкт-Петербург, Флорида), в котором дома и крыши скрыты за занавеской из растений. См. также вторую похожую работу Писсарро под названием «Кот-де-Бёф в Л’Эрмитаж» (1877, Национальная галерея, Лондон).

Писсарро показал «Красные крыши» на третьей выставке импрессионистов, состоявшейся в 1877 году. Картина была приобретена художником и коллекционером Гюставом Кайботтом (1848–1894) и внесена в каталог под названием «Уголок деревни». Завещанный Кайботтом Лувру в 1894 году, он был переведен в Музей Орсе во время реорганизации 1978-86 годов.

Как все импрессионисты, Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности и т.д.Так, например, художник написал 30 картин с изображением бульвара Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна («Бульвар Монмартр в Париже», 1897, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Писсарро, Камиль — Бульвар Монмартр в Париже (1893)

В своих работах Камилю  Писсарро удалось избежать крайнего проявления пленэра, когда материальные предметы словно растворяются в мерцании световоздушного пространства («Снег в Лувесьенне», 1872, собрание Пола Розенберга, Нью-Йорк; «Улица в Лувесьенне», 1873, Музей Орсэ, Париж). Многие его работы отличает интерес к характерной выразительности, даже портретности, присущей городскому пейзажу («Вид на Руан», 1898, Музей Орсэ, Париж).

«Вид на Руан»

В конце 1880-х гг. Камиль Писсарро на некоторое время увлекается дивизионизмом, но постоянно живущее в нем стремление правдиво и достоверно передавать увиденное и пережитое в пейзаже все же одерживает верх, и художник возвращается к своему прежнему художественному методу. Этой жаждой достоверности объясняется и интерес художника к человеку, воплотившийся в жанровых картинах, при создании которых Писсарро пытался упорядочить мазок и создать, в противовес своим прошлым пленэрным исканиям, некий долговечный монументальный импрессионизм («Кофе с молоком», 1881, Художественный институт, Чикаго; «Девочка с веткой», 1881, Музей Орсэ, Париж; «Женщина с ребенком у колодца», 1882, Художественный институт, Чикаго; «Рынок: торговка мясом», 1883, Галерея Тейт, Лондон).

«Женщина с ребенком у колодца»

Дожив до преклонного возраста, Камиль сохранил крепкое здоровье, единственное, что его омрачало – глазная инфекция, из-за которой он больше не мог писать на улице. Он писал свои автопортреты смотрясь в зеркало, а серия картин на деревенскую тематику получилась благодаря его феноменальной памяти, сохранившей в точности все детали быта людей.

Что стало причиной смерти известного художника, так и осталось тайной. Никто не знает никаких подробностей трагедии. Смерть наступила 12 ноября (в некоторых источниках указано 13 ноября) 1903 года, в номере одной из гостиниц Парижа. Камилю Писсарро на тот момент было 73 года.

Местом упокоения прославленного импрессиониста стало знаменитое парижское кладбище Пер-Лашез.

Печально, но лишь после смерти Камиль Писсарро, его творчество получило заслуженную оценку. Только теперь его называют «апостолом Писсарро» и основателем импрессионизма.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"