Каспар Давид Фридрих: Человеческие фигуры, которые сталкиваются с прекрасной, но пугающей их природой

Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich) — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге). Живописец рисовал прекрасные пейзажи. Главные эмоции на его картинах – это одиночество и скука. Каспар изображал человеческие фигуры, которые сталкиваются с прекрасной, но пугающей их природой.

Карл Иоганн Бэр. Портрет Каспара Давида Фридриха , 1836

Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде (Передняя Померания), в небольшом приморском городке на севере Германии. Его отец, Адольф Готлиб, был владельцем небольшой фабрики по производству мыла и свеч, которая приносила семье неплохой стабильный доход. Несмотря на отсутствие нужды, детство Каспара нельзя назвать счастливым: в семилетнем возрасте Каспар лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.

В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих уехал в Данию учиться изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене.

После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде.

В начале творческого пути Каспар Давид Фридрих увлекся гравюрой, но вскоре переключился на акварельную и масляную живопись. Впервые молодому художнику удалось громко заявить о себе в 1805 году, когда его два пейзажа были удостоены первой премии Веймарского конкурса искусств, организованного мэтром немецкой литературы Иоганном Гёте (Johann Wolfgang von Goethe). Работы Фридриха, наполненные мистической атмосферой таинственности и романтикой, вызвали бурную полемику в художественной среде Германии, но большинство критиков стали на сторону художника.

До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. В 1810 году он стал членом Берлинской, а через 8 лет — Дрезденской академий искусств.

Каспар Давид Фридрих. Могилы античных героев, 1812

Каспар Давид Фридрих был универсальным художником, который не только писал картины маслом и акварелью, но и искусно владел мастерством изготовления гравюр, а также прекрасно рисовал сепией и тушью. Вдохновение для своих работ он черпал в природе родной Германии, немецком фольклоре и скандинавской мифологии.

Каспар Давид Фридрих. Течинский алтарь (Крест в горах), 1808

Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807; Теченский алтарь, или Крест в горах, 1808; обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея; Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург; Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея; все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.

Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу, 1810

Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.

Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи « … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев…. но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана, 1818

Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение.Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее.

В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» (The Stages of Life) изображены человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.

«Четыре возраста жизни»

Другая из наиболее популярных его картин «Северный Ледовитый океан», написанная Каспаром Фридрихом в 1823—1824 годах, и наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.

«Крушение надежды»

На пейзаже изображена сцена кораблекрушения среди глыб арктического льда, нагромождённых в форме дольмена или монолитной гробницы с устремлёнными в небо острыми краями. Справа видна корма погибшего корабля, надпись на которой «HMS Griper» подтверждает, что это один из участников экспедиций Вильяма Эдварда Парри 1819—1820 и 1824 годов.

«Северный Ледовитый океан» произвёл неизгладимое впечатление на французского скульптора Давида д’Анже во время его посещения Дрездена в 1834 году. Он отозвался о работе следующим образом: «Дух Фридриха мрачен. Он безупречно чувствует, как передать в пейзаже великую борьбу природы». В целом, однако, композиция картины была оценена как слишком радикальная, и она оставалась непроданной вплоть до смерти Фридриха в 1840 году.

В настоящее время картин «Северный Ледовитый океан» хранится в Гамбургском кунстхалле.

Своими произведениями художник показал себя предшественником прерафаэлитов конца 40-х лет ХХ века.

Каспар Давид Фридрих. Меловые скалы на острове Рюген, 1819

В январе 1818 года художник женился на дочери красильщика Каролине Боммер, которая стала матерью трех его детей. Спустя два года Фридрих приобрел одного из самых значимых своих покровителей в лице великого князя Николая Павловича (будущего российского императора Николая I), а еще через год познакомился с Василием Жуковским, дружба с которым продлилась более 20 лет.

Среди других известных картин мастера — Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков Французский стрелок в еловом лесу, 1812, частное собрание, Германия; — с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась).

Каспар Давид Фридрих. Восход луны над морем, 1822

С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.

В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.

Каспар Давид Фридрих. Кладбище под снегом, 1826

Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"