Кирилл Валентинович Киселёв родился в 1976 году в Москве. С детства он серьезно занимался музыкой, писал стихи и рассказы для газет и журналов. В 1991 году Киселёв окончил московскую городскую художественную школу №1, а в 1994 году – Московскую среднюю художественную школу при Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Обучался в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, которую успешно окончил в 2001 году. Он – ученик И. Глазунова, член Московского союза художников, член Творческого союза художников России и международной федерации художников ЮНЕСКО. Работы художника хранятся в собрании Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова; в Историко-мемориальном музее В.С. Черномырдина; монастырях, храмах, частных коллекциях и кабинетах высших лиц государства; российских и зарубежных галереях.
Кирилл Киселёв – современный художник, пишущий картины в стиле классического реализма. В своём творчестве он смог соединить секреты живописи старых мастеров и потребности нашего времени. Художник своими работами задает вопросы и отвечает на них. Историческая картина, портрет, пейзаж, натюрморт – это его жанры. Многообразие творчества художника отражает многосторонность его натуры. У него нет похожих работ. Они всегда разные по настроению и по цветовой гамме. В его пейзажных работах буйство красок юга, холодная красота гор и дождливая пора.
Творчество художника представлено многочисленными портретами. Автор уверен, что смысл живописных портретов давно перестал заключаться в передаче внешнего сходства. Истинный смысл художественного произведения – в создании образа, отражающего суть души изображённого человека.
К. КИСЕЛЁВ. ИКОНА СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО И СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ. (90-е гг. ХХ в.)
Одна из множества иконописных работ К.Киселёва – икона святого преподобного Серафима Саровского и Святых Царственных мучеников. Иконография её очень необычна: преподобный Серафим, живший задолго до рождения Царственных мучеников, держит в руках икону, на которой они уже прославлены как святые. К. Киселёв написал эту икону ещё до канонизации Святых мучеников в России. Своей работой художник показывает, что задолго до прославления царя Православной Церковью это сделал Преподобный Серафим. К.Киселёв написал икону, представляющую преемственность православной традиции в современной жизни, соединение эпох и времен.
Необычность этой работы в том, что образ Преподобного Серафима изображен на иконе почти как портрет, объемно и реалистично. А вот икона, которую он держит в руках, написана в традиционной иконописной манере. Фигуры святых устремляются вверх, становятся выше, тоньше; все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Взгляды Царственных мучеников строги и отрешённы. Святые смотрят прямо в душу предстоящего перед иконой человека. Фигуры святых двухмерны, потому что православная икона показывает не земной мир, а мир небесный, наполненный светом Божественной благодати, которая заполняет все пространство иконы. Царственные Страстотерпцы изображены на иконе в гражданской одежде, что отражает их скромность и самоотверженное служение в миру. Царица и старшие дочери царя во время первой мировой войны были сестрами милосердия. Военная форма Государя и наследника подчеркивают миссию главы государства как защитника вверенной Богом страны, народа, за которых воин готов отдать свою жизнь. Николай II был главой семьи, разделившей с ним мученическую участь. В своей семье он воплотил христианский идеал, достичь которого стремился и во всей России.
Император и его семья канонизированы Русской Православной Церковью в чине страстотерпцев. Это подчёркивает особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам, страдание за исполнение Заповедей Божьих. В чине страстотерпцев прославляются святые, которые, подражая Христу, со смирением переносят физические, нравственные страдания. Они принимают мученическую кончину не от рук гонителей христианства, а в силу зависти и ненависти, неверности, лживости и лицемерия, жажды власти, богатства, славы и прочих греховных страстей окружавших их людей.
Преподобный Серафим Саровский был канонизирован в 1903 году, во время правления и по инициативе Николая II. Существует «зеркальный» образ, написанный современными иконописцами Людмилой и Владиславом Низовыми. На нём Царь-страстотерпец Николай II изображен держащим в руках икону с образом преподобного Серафима Саровского. Лик Преподобного приходится на область сердца Государя. Красный мученический крест Царя-мученика, красный фон иконы и детали одежды Серафима Саровского означают предсказанное преподобным Серафимом мученичество Государя и молитвенный подвиг самого Преподобного. Серафим Саровский тысячу дней и ночей молился на камне против сил зла. Красный цвет на иконе – это одновременно цвет Воскресения Христова, победы над смертью Царя-мученика и пасхальной радости, которая не оставляла святого Серафима Саровского уже при жизни. В кротости, смирении, любви к людям и любви к России, в благодушном терпении скорбей и молитве за врагов император-мученик Николай достойно подражал преподобному Серафиму Саровскому.
Еще в 1832 году Святой предсказал падение Царской власти, её восстановление и воскрешение России. Через много лет письмо Преподобного, вручённое Государю Николаю II, помогло Царю и его семье достойно подготовиться к принятию мученического венца. Преподобный Серафим, изображенный на иконе К. Киселёвым, не зритель, а участник духовного подвига Царственных Страстотерпцев. Художник изображает не встречу Преподобного и Царя с семьей, этого в реальности не могло быть. В руках преподобного Серафима их икона – образ Будущего, которое находится в духовном пространстве, где Прошлое, Настоящее и Будущее существуют одновременно.
Новаторство К.Киселёва проявляется в стремлении идти «узкими», непроторенными путями. Создание необычных по сюжету икон и картин у художника основано на глубоком знании канонов православной иконописи и классической живописи. Истинное развитие, по убеждению самого художника, возможно только на основе традиций и высокой степени мастерства.
К. КИСЕЛЁВ. НОЕВ КОВЧЕГ. ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ. 2005
На написание картины «Ноев ковчег. Возрождение монастыря» художника вдохновила судьба настоятеля Свято-Воскресенско-Феодоровского монастыря игумена Георгия (Ильина). В прошлом капитан корабля, о.Георгий стал свидетелем Чуда. Во время трагического происшествия на море, которое могло погубить корабль, капитан Ильин, прежде скрывавший свою веру, встал на колени на капитанском мостике и молил Бога помиловать команду. В случае спасения он дал обет посвятить себя Богу и стать священником. Корабль с людьми был спасён. Потрясённый моряк стал монахом, а спустя годы – игуменом монастыря.
Отцы Церкви очень часто прибегают к образу корабля для обозначения Церкви как образа единения и спасения людей, верных Богу. Ноев Ковчег понимается как одна из метафор самой Церкви. Как Ковчег, плывущий по волнам между небом и землёй, явился спасением от потопа, так Церковь спасает христиан в море мирских искушений и соблазнов.
На картине о.Георгий запечатлён на строительных лесах монастыря, как на капитанском мостике, только уже духовного корабля. Образ Ковчега, использованный художником в этой картине, – это образ современной возрождающейся Церкви. Она спасает от гибели тех, кто «алчет и жаждет» спасения в бурном житейском море. Церковь для верующих – такое же надёжное прибежище, каким был Ноев Ковчег во время потопа. На картине, помимо названия, присутствуют ещё два указания на ветхозаветный Ковчег Спасения: во-первых, это восстанавливаемый храм, на лесах которого стоит батюшка и, во-вторых, в нижнем правом углу картины изображение входящих в церковь людей. Так Ковчег принял на свой борт семью праведника. Спасаясь от суеты мира, человек приходит к кораблю церкви. Только войдя внутрь, он видит истину: где шел, и каким чудом было, что он не утонул.
Аллегорией мира, полного опасностей и соблазнов, выступает бескрайняя тайга. Борьба добра и зла присутствует в изображении неба: предгрозовое, неспокойное, почти полностью закрытое сгущающимися тучами. Оно означает смятение людских душ, переменчивость и нестабильность человеческой жизни, мирские соблазны. Небольшой участок голубого неба находится над куполом храма, указывая путь всем, кто осознал опасности и сделал шаг к спасению. Этот путь к Храму на картине символически обозначен рекой, подступающей к самым стенам монастыря.
Монах, стоящий на строительных лесах, – не только капитан корабля, отвечающий перед Богом за свои судно и команду. Он напоминает матроса в «вороньем гнезде», вглядывающегося в даль, высматривающего спасительную землю и тех, кто нуждается в помощи. Купола храма изогнулись полными ветра парусами, белыми от отраженного неба. Православные кресты как мачты корабля. Натянутыми канатами на них выглядят цепи. Как матросы, готовящие корабль к грядущей буре, снуют по строительным лесам братья-монахи.
За поясом у отца-настоятеля топор, под ногами его гора стружек. Он плотничает. Ной строил свой корабль, и Христос, обучившись мастерству плотника у своего земного отца Иосифа, в последствии Сам строил мир как дом, огражденный надёжными стенами Веры от безбрежных пространств хаоса.
Еще одно указание на Новый Завет есть в изображении вспаханного поля около реки. Это поле – аллегория притч Христа о сеятеле, о зёрнах и плевелах. Весь мир – это поле, которое не может принести урожай, если не будет засеяно. Зерно, которым засеивается поле, – это учение Христа. Урожай – это исполнение Заповедей Христа каждым христианином. Жатва – грядущий конец света, когда, отделив зерна от плевел – добро от зла – верные войдут в Царствие Небесное. Чтобы принести плод, зерно должно попасть на удобренную, обработанную почву и умереть. Так и монахи, умирая для мира, отрекаясь от мирской жизни, призвание своё видят в принесении духовного плода: молитве за весь мир, возделывании собственной души.
В христианстве колосья пшеницы и виноградные лозы символизируют хлеб и вино Евхаристии (Причастия). Причастие объединяет всех верующих в единую Церковь. Она, как настоящий корабль спасения, плывет и плывет среди бурных волн и соблазнов житейского моря, спасая погибающих.
К. КИСЕЛЁВ. ЯРМАРКА. 2004
Большую известность приобрела картина К.Киселёва «Ярмарка». Работа зрелищная, декоративная, пёстрая, живая, ярко передающая атмосферу народного веселья и раскрывающая особенности русского характера через бытовой жанр.
«Ярмарка» – идиллическая панорама русского праздника. В него вовлечено множество людей разных сословий. Все участники праздника безусловно счастливы. Атмосфера раздольного масленичного веселья захватывает с первых мгновений. В «Ярмарке» есть всё, что присуще народному гулянию: весёлая карусель с шумным балаганом, лихая езда в расписных санях с важными бородатыми кучерами, игра в снежки и залихватские песни под задорную гармошку. Широта, веселье, хлебосольство, удаль.
Художник создал собирательные образы православного праздника, русского народа, русской души. Прозрачный морозный воздух, гирлянды пёстрых воздушных шаров, качели, яркие шатры на снегу… Нарядные одежды, цветные платки, толстые рукавицы – множество достоверных деталей украшают картину. Её персонажи индивидуальны и узнаваемы. Радость и счастье светятся на улыбающихся, румяных от холода лицах людей: они добры, поэтичны, полны достоинства и живут, почитая законы и традиции. Над всем этим радостным раздольем расстилается, освящая праздник, православный город .
Мост делит картину на две условные части: «мир дольний»и «мир горний». «Мир дольний» – это ярмарка, расположившаяся на льду реки под мостом. «Мир горний» – это аллегория Небесного Иерусалима, она полностью состоит из храмов. Их светлые купола и стройные колокольни устремляются свечами ввысь к лазурному, почти весеннему небу. По небу плывут желто-розовые облака и кружат голуби. Голуби связывают все части и планы картины. Птицы наполняют полотно ощущением присутствия Святого Духа, символом которого они являются.
В этой картине отражена преемственность творчества К. Киселёва, его духовная связь с работами русских художников конца XIX – начала XX вв. Например, кустодиевскими «ярмарками», «масленицами», «деревенскими праздниками» с неизменно красочным, пестрым, мажорным, близким народному искусству эффектом. Полотна обоих художников напоминают диковинные расписные шкатулки, настолько они декоративны по своему колориту и композиционному построению.
Своим главным долгом художник считает создание образа современной Святой Руси. Кирилл Киселёв говорит: «Культура – от слова «культ». В ней главное – чему ты служишь. Сила твоего таланта – это не добродетель сама по себе. Это только сила, данная Богом. Грань между добром и злом очень тонка, ее можно увидеть только если ты живешь по заповедям Божиим».
Использованы материалы из проекта «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю».
Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО. Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор ЗабГУ.
Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской епархии и читинского издательства «Палитра».