Клара Цеткин и Георг Фридрих Цундель: «Дикая Клара» и молодой социал-демократ

Многие слышали такое выражение, что «есть только двое настоящих мужиков — Клара Цеткин и Роза Люксембург». Но мало кто знает о любви «Дикой Клары» к молодому художнику.

В 1891 году активистка феминистского движения XX века Клара Цеткин была редактором в женском журнале «Die Gleichheit» («Равенство»). На протяжении 26 лет страницы этого печатного издания стали для нее одной из трибун, с которых она убеждала граждан в своих взглядах. Более того, благодаря работе в этом журнале Клара познакомилась с 18-летним художником Георгом Фридрихом Цунделя, которого была ровно вдвое старше. Между ними сразу же возникло взаимное притяжение.

Георг Фридрих — сын виноградаря и трактирщика, лишился матери в шесть лет и плохо уживался со второй супругой отца. В 14 лет покинул родительский дом и отправился в Пфорцхайм учиться на маляра. Выучившись, с 1891 года в течение шести лет работал в декорационной мастерской во Франкфурте и близко познакомился с жизнью рабочих.

Друзья и коллеги предостерегали Клару, что ее союз с Георгом не принесет ничего хорошего и даже опозорит активистку в глазах общественности, но «Дикая Клара» – что в молодости, что в зрелые годы – всегда поступала так, как сама считала нужным.

Цундель и Цеткин официально оформили брак в 1899 году и прожили вместе до 1914 года. Цеткин была очень счастлива в браке с Цунделем и долгие годы после этого жили душа в душу. Цеткин со своими связями помогла ему с мастерской и заказами. Высокие доходы Цунделя позволили ему приобрести хороший дом и даже автомобиль. Супруги проживали в загородном доме с садом и рощей и отдельным зданием мастерской в Зилленбухе под Штутгартом, который стал излюбленным местом сбора вождей социалистических организаций со всего мира. В гостях у Цеткин и Цунделя в Зилленбухе часто бывала Александра Коллонтай. В 1907 году в доме у Цунделя останавливался Ленин.

Идеологические взгляды Цунделя нашли отражение в его творчестве. В этот период была создана серия портретов рабочих, страдающих от голода и восстающих против капиталистического строя. Рабочих на своих крупных портретах Цундель лишал привычной обстановки, чтобы она не указывала на их происхождение, и тем самым ставил акцент на личности изображаемых. Цундель также написал несколько портретов жены.

Их брак начал распадаться только во время Первой мировой войны во многом из-за непреодолимой приверженности Клары Цеткин своей работе. Женщина была ярой противницей войны, а ее супруг – напротив, под влиянием патриотических настроений отправился на фронт одним из первых.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"