Константин Флавицкий: Ученик не превзошел своего учителя

Флавицкий Константин Дмитриевич (1830, Москва – 1866, Санкт-Петербург), русский живописец. Родился в семье чиновника. В возрасте девяти лет потерял отца и был определён в дом для воспитания бедных детей, где впервые увлёкся рисованием. Учился в Петербургской академии художеств у Ф. А. Бруни. (1850—55). Испытал влияние искусства К. П. Брюллова. Флавицкий всегда хотел быть похожим на Карла Брюллова. Флавицкому не давала покоя слава Брюллова, хотелось сделать свой «Последний день Помпеи».

Константин Дмитриевич закончил Академию художеств с Большой золотой медалью за библейский сюжет «Иосиф и его братья» в картине «Дети Иако­ва продают своего брата Иосифа».

«Дети Иако­ва продают своего брата Иосифа»

Возбуждённые не­малой прибылью, братья, кажется, и вовсе забыли об Иосифе, только что проданном ими в рабство. Располо­жившись неподалёку от вырытого рва, они с удоволь­ствием пересчитывают серебряные монеты. А в это время купцы вытаскивают связанного Иосифа и уса­живают его на верблюда. По оживлённому выражению их лиц, энергичным жестам и позам можно судить о том, что они вполне довольны приобретённым това­ром. В скором времени они надеются выгодно сбыть его в Египте.

Контрастность композиции и насыщенная цветовая гамма картины лишь усиливают драматизм происхо­дящего. Бедному Иосифу не приходится рассчиты­вать на милосердие братьев. Занятые своим делом, они даже не смотрят в его сторону. На фоне их ярко-крас­ных и белых одежд бледный и измученный Иосиф ка­жется ещё более беспомощным и беззащитным. Когда караван ушёл, братья закололи козлёнка, вымазали кровью одежду Иосифа и принесли её Иакову. Горько заплакал отец, долго оставался он неутешным в своём горе.

Закончив Академию художеств с Большой золотой медалью, дающей право на пенсионерскую поездку, Константин Дмитриевич Флавицкий на шесть лет уехал за границу; жил в Германии, Франции и Италии. Итогом поездки стало огромное полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), написанное в стилистике брюлловской живописи.

«Христианских мучеников на арене Колизея»
Ученик не превзошел своего учителя Карла Брюллова. Полотно «Христианских мучеников на арене Колизея» осталось лишь подражанием Брюллову. Публика встретила его прохладно и отчужденно. Всё это она уже видела. Наигранные позы, театральный ужас. Дети, младенцы, матери, которых вскоре ждет смерть. Осталось добавить только несчастного котенка или щенка, чтобы картина была совсем полной. Смотришь на неё и понимаешь: тебе не страшно. Совсем. Никак. Это был провал вместо ожидаемого триумфа. Удар судьбы, но только первый из двух. Второй оказался намного страшнее. Именно там, в Петербурге, Флавицкий понял, отчего так часто чувствовал себя усталым, даже когда просыпался. Почему иногда колотил озноб, а иногда, даже в холод, было неимоверно жарко. Все чаще мучил кашель, приступы невозможно было остановить. И кровь на носовом платке не оставляла сомнений. Лекарств от чахотки в XIX веке не было. Можно было только рассчитывать на случай. А еще поехать в теплые страны. Но какая поездка, когда денег фактически нет, когда публика не приняла картины, над которой ты работал 4 года, когда студию от Академии оставили только из милости, а будущее дает слишком мало надежд.

На протяжении всей своей творческой жизни Флавицкий мечтал о создании значительного исторического полотна. «Княжна Тараканова» (1863) стала главным произведением художника. За это произведение художник был удостоен звания профессора исторической живописи. Картина имела небывалый успех у публики и впоследствии неоднократно копировалась живописцем.

«Княжна Тараканова»

Внимание художника привлекла легендарная история авантюристки, известной в русской истории под именем Елизаветы Таракановой (около 1745–1775). Она выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с А.Г.Разумовским и выдвигала претензии на российский престол. По велению Екатерины II князь А. Г. Орлов обманом арестовал княжну в Италии и доставил её в Россию (1775), где она была заключена в Петропавловскую крепость и, согласно легенде, погибла в тюремной камере во время наводнения. Флавицкий изобразил романтический эффектный финал исторической драмы. Роскошное платье, разметавшиеся чёрные кудри красавицы контрастируют с мрачными серыми сводами, отвратительными крысами, взбирающимися на убогую кровать в поисках спасения.

Да, она в оргазме. Это единение с новой жизнью. С тем, что маячило на горизонте жизни самого художника, что приближалось с каждым приступом кашля, с тем, от чего было невозможно сбежать. Душа наша, по мнению Флавицкого, невеста смерти. Гибель тела – её обряд бракосочетания, переход в новую жизнь. Под маской исторического сюжета Флавицкий создал нечто большее. Он написал картину о победе над страхом смерти, историю о собственной борьбе.

А после создания картины начались торги. Полотно сразу заметил Павел Третьяков и захотел купить его. Он предлагал художнику 3.000 рублей (очень большие деньги по тем временам), но тот хотел не меньше 5.000. Нужны были средства на путешествие в Италию, нужно было оставить деньги семье. Третьяков не сдавался, стоял на своем. А Флавицкий вскоре умер в Петербурге, так и не отправившись в Италию. Потом его братья повысили цену. За картину теперь просили не меньше 12 с половиной тысяч рублей. Но Третьяков снова не соглашался. В итоге он все же купил картину. Братья художника оказались на гране нищеты. Они продали его «Княжну Тараканову» за 2.500 рублей.

Флавицкий работал также по официальным заказам: писал церковные образа, портреты президентов Академии художеств. Постоянная нужда, необходимость работать на заказ и питерский климат подорвали здоровье мастера. Флавицкий упорно отказывался от рекомендаций врачей и продолжал работать над картинами. Он умер, не дожив нескольких дней до 36 лет.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"