Козьма Терентьевич Солдатенков вошел в историю и как удачливый предприниматель, и как покровитель искусств, и как просветитель, издатель и коллекционер. В Козьме Терентьевиче было огромное желание послужить обществу и родной стране не словом, а делом. На свои социальные проекты Солдатенков жертвовал огромные средства, но как бы ни были масштабны его проекты, они никогда не приносили ему материального ущерба. И несмотря на всю свою щедрость, а в некоторых случаях и безотказность по отношению к просящим его о помощи, он, не в пример многим другим российским предпринимателям-просветителям, не разорился, помогая и просвещая других.
Козьма Терентьевич Солдатенков родился 22 октября 1818 года в Москве и был вторым сыном зажиточного купца-старообрядца Терентия Егоровича Солдатенкова, в конце XVIII века перебравшегося вместе с братом Константином из Богородского уезда в Первопрестольную и развернувшего здесь активную предпринимательскую деятельность. Козьму растили в благочестии, строгости и послушании, а большую часть своего времени он, как и его старший брат Иван, проводил в лавке отца, помогая ему по хозяйству и на практике изучая премудрости купеческого дела.
Основной бизнес Солдатенковых был сосредоточен на текстильном производстве.
Деловой хваткой Козьма Терентьевич обладал недюжинной. Войдя в лета и получив от отца положенную ему долю семейного предприятия, Козьма активно занялся бизнесом и приумножил полученные капиталы.
У Козьмы Солдатенков было еще одно качество, которое отличало его от многих сверстников: его, не особенно образованного и росшего в простой среде, вдали от высококультурной жизни, интересовали не только материальные блага, но и ценности высшего порядка. Тяга к прекрасному не отпускала молодого купца: сначала он увлекся коллекционированием картин, а потом, в один прекрасный день, взяв заслуженный отпуск, поехал путешествовать за границу.
В Италии Козьма Терентьевич особенно сблизился с представителем известнейшей купеческой семьи — Николаем Петровичем Боткиным. Младшее поколение элитной московской купеческой династии Боткиных оказалось близко Солдатенкову по духу, и, надо думать, их совсем не коммерческие пристрастия в свое время причинили немало беспокойства главе рода, основателю знаменитого чайного предприятия Петру Кононовичу Боткину. Четверо из девяти сыновей купца не имели пристрастия к семейному делу. Его первый сын, Василий, стал известным литератором и историком искусства; второй, Николай, с которым сдружился Солодовников, путешественником, другом писателей, среди его близких знакомых, в частности, был Николай Васильевич Гоголь, и художников. Еще один сын «чайного короля», Михаил, выбрал для себя поприще художника и коллекционера, а младший отпрыск основателя династии Сергей стал прославленным врачом и общественным деятелем. Через много-много лет, в другой России, когда давно уже будут покоиться с миром и Козьма Терентьевич, и Сергей Петрович, их фамилиям будет суждено снова «встретиться»: в 1920 году одна из крупнейших и авторитетнейших российских больниц, основанная по завещанию Козьмы Терентьевича Солдатенкова и до того времени носившая его имя, будет переименована в больницу имени Сергея Петровича Боткина.
Николай Петрович Боткин познакомил Солдатенкова со своими друзьями из мира искусства. Благодаря Боткину, Солдатенков познакомился с Александром Андреевичем Ивановым, давно уже жившим в Италии и вот уже почти 20 лет работавшим над своим «всемирным сюжетом» — картиной «Явление Христа народу». Иванов стал для Козьмы Солдатенкова гидом и советником в мире искусства.
Собрание Солдатёнкова стало первым собранием русской живописи в Москве, на несколько лет опередив коллекцию Павла Михайловича Третьякова. Начало коллекции Козьмы Солдатенкова положила «Вирсавия» Брюллова.
Несколько этюдов, в том числе первый эскиз картины «Явление Христа народу», Солдатенков приобрел и у Иванова.
После смерти Александра Иванова в 1858 году Риццони стал одним из главных советчиков Солдатёнкова в вопросах искусства и дальнейшего формирования коллекции.
Дома Солдатенкова ждали печальные известия: в 1852 году скончался его старший брат Иван, завещавший брату управление семейным предприятием и доверивший ему воспитание единственного сына. К племяннику Солдатенков отнесся как к собственному ребенку, и после смерти известного купца он стал наследником его предприятий. Сам же Козьма Терентьевич так и не вступил в законный брак и считался холостяком. При этом подруга жизни у Козьмы была красавица-француженка Клеманс Дюпуи, с которой купец жил в гражданском браке. В Москве любили шутить о странности этого союза. Дело в том, что мадемуазель почти не говорила по-русски, а Солдатенков не владел ни одним иностранным языком, в том числе и французским, но языковой барьер не препятствовал их совместной жизни — она была долгой и счастливой.
Начало 50-х годов — время становления Солдатенкова и как крупного предпринимателя, и как мецената-просветителя. Козьма Терентьевич, видимо, через тех же Боткиных близко сошелся с московскими западниками, главой которых был Тимофей Николаевич Грановский, и несмотря на свое патриархальное воспитание и исконно русское происхождение проникся идеями общественного движения, ратовавшего за развитие России по западноевропейскому пути. С этого знакомства начался просветительский этап жизни купца.
В 1856 году Солдатенков в партнерстве с Николаем Михайловичем Щепкиным (сыном великого актера) открывает Товарищество книгоиздания К. Солдатенкова и Н. Щепкина, в советские годы приобретшего репутацию первого российского идейного издательства. Это был абсолютно некоммерческий проект, тем не менее оказавшийся прибыльным. Партнеры стали издавать труды передовых и по разным причинам доселе малоизвестных широкой публике российских литераторов и зарубежных авторов. В частности, здесь были выпущены первое в России 12-томное собрание сочинений Виссариона Белинского, сочинения Тимофея Грановского, стихи Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Николая Огарева, Дмитрия Григоровича, сборники «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды» Александра Афанасьева, труды Адама Смита. Все книги были хорошо и дорого оформлены, а стоили всего ничего, и потому тиражи их на прилавках не залеживались.
Благодаря К. Солдатенкову и Н. Щепкину российские читатели познакомились с произведениями Ивана Тургенева (Солдатенков выпустил первое издание «Отцов и детей»), стихами Афанасия Фета, Якова Полонского, Семена Надсона, историческими трудами Василия Ключевского. Заслуга Козьмы Терентьевича, выпустившего огромное количество переводных сочинений, и в популяризации западной научной мысли. Солдатенковым были выпущены «Очерки первобытной экономической культуры» Зибера, «Всеобщая история» Вебера (в переводе Николая Чернышевского), «Римская история» Моммзена, «История упадка Римской империи» Гиббона. Выпускал издатель и мировую классику, в том числе Гомера и Шекспира. К тому же Солдатенков издавал дешевые учебники и книги для чтения для крестьянских детей.
В начале 60-х Солдатенков навлек на себя недовольство властей, не причинившее ему, впрочем, больших неудобств. Дело в том, что московские западники, к которым он принадлежал, были в очень тесной связи с лондонскими политическими эмигрантами — Александром Ивановичем Герценом и Николаем Платоновичем Огаревым, и, что греха таить, Солдатенков нередко материально поддерживал издательские проекты этих неспокойных вольнодумцев.
Позже Козьма Терентьевич разошелся с западниками, по крайней мере с радикальным их крылом, но до конца своей жизни придерживался либеральных воззрений. Что же касается основного бизнеса Солдатенкова, то в нем никакого альтруизма не было и в помине. Купец был хозяином одного из крупнейших текстильных предприятий в России, активно занимался торговлей хлопчатобумажной продукцией, участвовал в организации ряда мануфактурных предприятий: Товарищества Гюбнера Альберта, Товарищества «Эмиль Циндель», Товарищества Даниловской мануфактуры, был пайщиком Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». Кроме того, в конце 50-х Солдатенков стал одним из создателей и членом правления самого амбициозного и масштабного в тогдашней российской текстильной промышленности предприятия — знаменитого Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий. Козьма Солдатенков был среди основателей и членов правления известной страховой компании — Московского страхового от огня общества, членом совета директоров Московского учетного банка.
До конца жизни Козьма Терентьевич оставался верен своей страсти к коллекционированию. Как и было им задумано, основу его собрания составили произведения русских художников. Среди жемчужин русского искусства, бережно хранимых меценатом, были «Вдовушка» и «Завтрак аристократа» Павла Федотова, «Проводы покойника» и «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова, «Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль» Василия Тропинина, «Весна — большая вода» Исаака Левитана, скульптуры Матвея Чижова, Марка Антокольского, Николая Лаверецкого. Были в коллекции и произведения западного искусства, но в основном копии. Особое место в собрании Солдатенкова занимали иконы, к которым он, всю жизнь бывший очень религиозным человеком, по-видимому, относился не только как к произведениям искусства. В основном это были произведения строгановской школы и среди бесценных — «Спас» Андрея Рублева.
Еще одной страстью Козьмы Терентьевича была библиофилия, его собрание книг и журналов насчитывало 20 тыс. изданий. Коллекция Солдатенкова размещалась в огромном доме мецената, приобретенном им в середине 50-х годов на Мясницкой улице. Этот неоднократно перестраивавшийся особняк включал в себя палаты конца XVII века. Солдатенков его расширил, а для своего художественного собрания выделил роскошно убранные комнаты с эффектными названиями: «Помпейская», «Византийская», «Античная», «Мавританская», «Светелка». Коллекция была доступна для всеобщего обозрения — чтобы ее увидеть, требовалось лишь разрешение хозяина.
Козьма Терентьевич пользовался любовью представителей богемы, в его хлебосольном доме любили бывать известнейшие писатели, среди которых Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, а также критики, ученые, общественные деятели, актеры. Что же касается художников, то те не могли нарадоваться на такого коллекционера, ведь часто он платил за картину цену большую, чем его просили, просто для того, чтобы поддержать ее автора.
Как известно, Солдатенков не получил систематического образования, но это не мешало ему на равных общаться с первыми интеллектуалами своего времени. Козьма Теретьевич был очень интересным и умным собеседником и радушным хозяином, умевшим тепло и непринужденно принять любого гостя. Козьма Терентьевич вообще умел ладить с людьми и находить общий язык и с власть имущими, и с собратьями-купцами, и с представителями общественной мысли, и с богемой. Ему удавалось дружить с членами соперничавших друг с другом политических лагерей.
В 1860-х годах коллекция Солдатенкова получила новые помещения, а его многочисленные знакомые — еще один гостеприимный дом. Купец приобрел у князей Нарышкиных усадьбу и 130 десятин земли в подмосковном Кунцеве. Этот живописный уголок был в те годы излюбленным местом дачного отдыха элиты купечества и состоятельной интеллигенции. С появлением нового хозяина имения в Кунцеве закипела веселая жизнь: летом, когда здесь жил Козьма Терентьевич, сюда стали съезжаться его богемные друзья, постаравшиеся запечатлеть красоты Кунцева и радушие своего колоритного хозяина в своих произведениях. Здесь Солдатенков устраивал для своих друзей великолепные праздники, с роскошными обедами, концертами и фейерверками. Не забывал он помогать и местным крестьянам, открыв, в частности, в Кунцеве детскую школу.
Много известно и о других социальных проектах Козьмы Солдатенкова. В частности, он помогал многим музеям. В 1861 году он материально поддержал создание в Москве публичного Румянцевского музея и, став почетным членом музея, ежегодно жертвовал на него 1 тыс. руб.
Помогал Солдатенков и Художественно-промышленному музею, и Ивану Владимировичу Цветаеву, задумавшему создание в Первопрестольной Музея изящных искусств. Солдатенков был учредителем двух московских богаделен: одна размещалась на Рогожском старообрядческом кладбище, вторая — на Мещанской улице. Жертвовал он и на дома призрения вдов и сирот, дома призрения душевнобольных, стипендии студентам и гимназистам.
За несколько месяцев до смерти Козьма Терентьевич составил завещание. Оно не было похоже на то, что сделал другой миллионер, Гаврила Гаврилович Солодовников — один из богатейших купцов в стране, который при жизни славился изрядной бережливостью, если не сказать скупостью, что, впрочем, не мешало ему щедро жертвовать на благотворительность — свою последнюю волю изъявил с настоящим русским размахом, оставив по завещанию самое крупное пожертвование на социальные нужды в истории России. Из почти 21-миллионного состояния Солодовникова его многочисленным родственникам досталось менее одного миллиона, остальное пошло на создание женских земских училищ, профессиональных школ для детей всех сословий, приютов и строительство социального жилья для малоимущих.
Скончался Козьма Терентьевич Солдатенков 19 мая 1901 года на своей даче в Кунцеве. Он ушел из жизни купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином, академиком петербургской Академии художеств, коммерции советником. По воспоминаниям современников, в последний путь его провожала вся Первопрестольная, гроб с телом почившего несли на руках от имения до Рогожского кладбища.
Личное состояние Козьмы Терентьевича к 1901 году было меньше, чем у Солодовникова, но тоже очень немалое — свыше 8 млн рублей. Почти половина из них пошла на благотворительность. Около 2 млн рублей были оставлены на строительство в Москве бесплатной больницы «для всех бедных без различия званий, сословий и религий». Через несколько лет на Ходынском поле Московским городским управлением было выделено на эти цели 10 десятин земли, и в декабре 1910 года состоялось официальное открытие больницы имени Козьмы Терентьевича Солдатенкова. Как уже говорилось, потом эта больница стала известна под названием Боткинской. О том, благодаря кому появилось медицинское учреждение, в России вспомнили лишь в начале 1990-х, когда на территории больницы был установлен памятник Козьме Терентьевичу.
Свыше 1 млн рублей были пожертвованы на создание в Москве ремесленного училища, которое тоже было названо именем мецената. Остальные средства пошли на содержание социальных учреждений, основанных купцом при жизни, поддержку крестьян деревни Прокунино Богородского уезда, откуда пошел род Солдатенковых, и Кунцева.
Свою коллекцию русской живописи и скульптур (258 картин и 17 скульптур), а также богатейшую библиотеку (8 тыс. книг и 15 тыс. журналов) Солдатенков завещал Румянцевскому музею. В 1925 году, когда музей был ликвидирован, коллекцию распределили между Третьяковской галереей, Русским музеем, Государственной библиотекой имени В.И. Ленина и другими музеями Советского Союза. Значительная часть редких икон из собрания Солдатенкова была отписана Покровскому собору Рогожского кладбища.