Куно Амье: Настроение легкой зимней задумчивости, даже меланхолии…

Куно Амье (1868-1961) — швейцарский художник, родившийся в Золотурне, очаровательном городке, расположенном в Швейцарских Альпах. Свой первый автопортрет он написал в 15 лет.

Автопортрет Куно Амье

После окончания школы Куно учился в Академии изящных искусств в Мюнхене, а затем вместе со своим другом Джованни Джакометти продолжил обучение в Академии Жюлиана в Париже. Благодаря этому в его искусстве гармонично сплелись немецкие и французские черты.

В 1892 году Амье отправился в деревню Понт-Авен в Бретани. Вдохновленный Полем Гогеном, Полем Сезанном и Винсентом Ван Гогом, он вначале отказался от академической живописи, а затем постепенно заинтересовался совершенно новым направлением – дивизионизмом. Дивизионизм – это живописная система, разработанная французскими художниками Ж. Сёра и П. Синьяком и характерная для неоимпрессионизма. Она основывается на разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносятся на холст чётко различимыми отдельными мазками в расчёте на то, что в процессе восприятия картины зрителем произойдет оптическое смешение этих мазков. С этого времени Амье начал использовать в своем творчестве цвет в качестве основного выразительного средства.

Вернувшись в Швейцарию, в 1893 году Амье встретил Фердинанда Ходлера. Наряду с Ходлером и Джакометти, он стал пионером швейцарского модернизма. Однако, в отличие от Ходлера, в своих поздних работах Амье не создавал новую иконографию, а просто переосмысливал традиционные темы с помощью художественных средств.

Женившись, в 1898 году художник поселился в Ошванде и прожил там всю жизнь. У Амье было много учеников, и его студию посещали выдающиеся личности: художники, музыканты, писатели и ученые.

Одна из самых известных картин Куно Амье «Снежный пейзаж» («Глубокая зима»). Те, кто не видел полотно в реальности в музее д’Орсэ, могут подумать, что оно маленькое, как картины малых голландцев. Но обратите внимание на размер картины: 178×235см! Это более 4 квадратных метров и почти все пространство занято снегом!

Куно Амье. Снежный пейзаж (Глубокая зима). 1904

Снега очень много и он удивляет количеством оттенков белого, голубого, бежевого, серого. Эти деликатные цветовые переходы, пятна и мазки формируют рельеф, фактуру снежной поверхности и взгляд скользит по полотну, отдыхая, настраивая на спокойное созерцание. Зритель смотрит на снежное царство с какой-то высокой точки. Возможно, представляет себя стоящим на вершине горы и решающим, а не прокатиться ли ему на лыжах вниз.

Почти в самом центре композиции – маленькая фигурка одинокого лыжника. Этот крошечный герой картины играет очень важную роль – он создает настроение легкой зимней задумчивости, даже меланхолии. Одинокий лыжник Куно Амье – это не просто человек в зимнем пейзаже – это герой философских историй о сущности человеческой жизни, о жизни как путешествии в огромном таинственном мире.

Если бы на полотне была только маленькая фигурка лыжника среди бескрайнего снежного океана, то, возможно, у зрителя появилось бы чувство тревоги и безнадежности. Но Куно Амье дополнил композицию, поместив в верхнюю часть картины цветовые пятна, контрастирующие с белой массой снега. Художник показал зрителю то, что находится за ледником: деревья, пастушью хижину. Показал, что есть что-то еще за пределами этого бескрайнего снежного пространства. Наверное, там есть и теплый уютный дом, куда лыжник вернется после своей долгой зимней прогулки.

В 1906 году он присоединился к группе художников-экспрессионистов, известной под названием «Мост». А в 20-х годах XX века Куно Амье стал ведущим художником Швейцарии.

Пожар в мюнхенском Стеклянном Дворце в 1931 году был тяжелым ударом для Амье: 51 его картина погибла в огне! Но художник не пал духом и попытался восполнить потери новыми работами.

Помимо огромного количества картин (их более 4000) Амье создал множество акварелей, рисунков и гравюр, ряд скульптурных работ, особенно бюстов, большинство из которых относятся к 1930-м годам.

Куно Амье. Зима в Ошванде. 1940

Уютные дома и пейзажи появляются в зимних картинах Куно Амье. Теплые тона, подчеркивают спокойствие и размеренную жизнь силы одиночества «Зим в Ошванде».

Куно Амье. Зима в Ошванде. 1941

Куно Амье прожил долгую жизнь, его творческая карьера продолжалась почти 70 лет, но художник никогда не уставал экспериментировать, никогда не подчинял свою живопись какому-то одному стилистическому принципу. Эта его особенность может создать впечатление, что в его творчестве нет целостности и индивидуального стиля. На самом деле у всех его экспериментов был один основной и очень важный стержень – главенство цвета. Совершенно справедливо Куно Амье часто называют «мастером цвета».

Куно Амье умер в Ошванде в 1961 году в возрасте 93 лет, оставив после себя обширное и очень разнообразное творческое наследие.

Картины Амье можно увидеть в Художественном музее Винтертура, Берна, Цюриха.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"