Лагорио Лев Феликсович (16 июня 1827- 9 декабря 1905), сын неаполитанского вице-консула из аристократического генуэзского рода, который принял российское гражданство в 1852 году, российский живописец и акварелист, профессор и почётный член Академии художеств Санкт-Петербурга.
Лев Лагорио учился в России, был учеником и брал уроки живописи у И.К. Айвазовского.
С 1853 по 1860 годы Лев Феликсович работает за границей. Из пенсионерской поездки Лагорио привез на суд Академии более 30 готовых картин и получил (минуя звание академика) чин профессора Академии.
Картины Лагорио этих лет редко встречаются на антикварных салонах, поскольку лучшие из них давно находятся в крупнейших музеях страны. Тем неожиданней появление на XVII Антикварном Салоне картины «Окрестности Неаполя с видом на Везувий» (1860).
Выбором точки зрения с окрестных гор на дымящийся вулкан и город у его подножия Лагорио подчеркнул, что его привлекали тихие, уютные места итальянского побережья. Он находил в них особую романтику и умиротворенность.
Профессорское звание открывает для художника двери аристократических салонов Петербурга.
В 1861 году Лев Феликсович в свите великого князя Михаила Николаевича отправляется на Кавказ. Два года художник пишет кавказские виды и волею судеб оказывается вовлеченным в войну с горцами. За участие в боях получает мечи к ордену Св. Анны (орден был получен за виды Кавказа, а мечи – за военные достижения).
С начала семидесятых годов девятнадцатого века художник всё чаще пишет Крым. Нужно сказать, что во второй половине девятнадцатого века Крым становится Меккой для русских живописцев – Италия далеко и поездка в те края стоит огромных денег, а Крым – рядом. И крымские виды ничем не уступают видам итальянским.
Многие картины художника дошли до нас без авторских названий. Между тем крымские пейзажи Лагорио всегда конкретны: они изображают хорошо знакомые достопримечательности, а отсутствие названий лишний раз подчеркивает их известность: художник не считал необходимым специально указывать место — зрители и так должны были его знать.
С началом русско-турецкой войны (1877 – 1878 годы) Лев Феликсович становится российским корреспондентом на этой войне, а свои впечатления от увиденного и пережитого он выразил в батальных полотнах.
Современники высоко ценили творчество Лагорио, что выразилось, например, в одном из некрологов: «Мягкая «бархатная» кисть Л. Ф. Лагорио словно каким-то волшебством переносила на полотно меняющиеся краски моря, сизые тона скал и воздушную дымку дали. Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба, поэт Крыма и Кавказа, изображению которых он с особенной любовью посвящал свои досуги».
Лев Феликсович был популярным художником, однако эта популярность не способствовала материальному достатку – художник часто обращался с просьбой о выдаче авансов в счёт будущих картин и для финансирования его творческих поездок. Уж больно кропотливо он работал над своими картинами. Писал их буквально годами, что совсем не способствовало финансовому благополучию.
Лев Лагорио был влюблён в море (точнее, в морские побережья), он почти не работал с историческими темами, нам мало известны его портреты, если не считать созданного его воображением знаменитого Козьмы Пруткова. Картина «На берегу пустынных вод», его картина с Петром, есть, в своём роде, исключение.
Пётр хотел строить каменный город, но камень слишком дорог и везти его приходилось аж с волжских каменоломен. В 1714 году Пётр даже своим указом запретил каменное строительство в других городах, и все каменщики направлялись в новый город. Однако мечтам императора не суждено было сбыться при его жизни – строительство часто велось хаотично, а камень был доступен лишь для состоятельных. Весьма точно иллюстрируют «неудачу» петровской задумки слова Екатерины II: «Август говорил, что он застал Рим выстроенным из кирпича и оставит его мраморным, а я скажу, что застала Петербург почти весь деревянным и оставлю в нем здания, украшенные мрамором».
Лев Лагорио неслучайно взял для названия картины строчку из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». По замыслу художника, царь Пётр I стоит именно на том самом месте, где в недалёком будущем будет воздвигнут новый город, названный в честь апостола Петра Санкт-Петербургом.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе…
А.С. Пушкин (отрывок из поэмы «Медный всадник»)
В 1900 году Лев Феликсович Лагорио становится почетным членом Академии художеств.
А в 1905 году художника не стало. Прах художника похоронен в Петербурге.