Мария Тенишева: Ее «попытки и начинания в России объяснялись только фантазерством, честолюбием, капризами избалованной женщины»

Каковы судьбы русских меценатов конца ХIХ-начала ХХ века? Блестящи и трагичны. Все отдано России, и забвение в конце жизни. Далеко не безумные богатства, расчетливость, много просящих помощи и получающих ее. Жертвования и жертвы, и все во имя России. Такова и судьба крупнейшей меценатки княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, которую при жизни знала вся Россия и Европа, доходили слухи о ее художественных сокровищах и до Америки. А затем почти столетие забвения.“Придите и владейте, мудрые. Влагаю дар мой в руцы ваша. Блюдите скрыню сию и да пребудут вовеки сокровища ея во граде Смоленске на служение народа русского”- написала Тенишева на эмалевом блюде 1911года, на которое положила ключи от своего смоленского музея “Русская старина”. Это было ее духовное завещание, к сожалению, не выполненное в наше время. Здание музея сохранилось, но тенишевских коллекций в нем нет.

Мария Тенишева

Детство и юность для Марии были нерадостны: богатая мать откровенно не любила незаконнорожденную дочь. Девочка трепетала перед ней: “Ее черные строгие глаза леденили меня… Мне было жутко…”. Нигде Тенишева не называет имя матери, и это она скрыла за высокой стеной. Бессмысленно разрушать эту “стену”, за ней может оказаться банальная ситуация обманутой женщины или разочаровавшейся в своем избраннике, и достойной не столь осуждения, сколь жалости. И как бы Мария Клавдиевна потом не критиковала ее отношение к себе, окружение матери, все же нежелание Тенишевой назвать ее имя становится как бы щитом, заслоняющим эту женщину от желания потомков узнать ее истинную биографию.

В парижских воспоминаниях Тенишевой есть сноска, где говорится , что она родилась “20 мая 1867 года в Петербурге”. Эта дата впервые была опубликована А.П. Калитинским в 1928 году в некрологе Марии Клавдиевны в сборнике статей по археологии и византиноведению, изданном в Праге. Он же писал, что она происходит из дворян Тверской губернии.

Первые уроки девочка получила дома, это было типично для дворянских семей, и в прошении 1910 года о зачислении в Московский археологический институт Тенишева написала: “домашнего образования”. Уроки музыки ей давала гувернантка Софья Павловна, “безжалостно вконец убивая во мне охоту своим бездушным преподаванием. Я ненавидела эти уроки и бросила музыку при первой же возможности. Кроме того, ко мне стала приходить учительница пения, с которой я начала сольфеджио. Она предсказала мне хороший голос. Пение мне нравилось”. Закрывшись в своей комнате, девочка даже рисковала петь романсы “На заре туманной юности”, “Как сладко с тобой мне быть”, “Не скажу никому”.

Быстро подошло и время учебы. Девочку отдают сначала приходящей, затем полной пансионеркой в открывшуюся в 1869 году гимназию М.П. Спешневой и М.Д. Дурново. Общество было озабочено поднятием образования женщин, и новое учебное заведение было приближено к курсу мужских гимназий, а это открывало путь к высшему образованию, “ко всякой серьезной деятельности”. Отметим одну примечательную деталь: в гимназию поступали девочки исключительно из семей интеллигенции. К гимназии были привлечены выдающиеся педагоги того времени: Василий Иванович Водовозов, Александр Яковлевич Герд, Павел Александрович Лачинов, Иван Федорович Рашевский, Федор Федорович Резенер, Александр Николаевич Страннолюбский, а также Л.С. Таганцев, Е.А. Латышева, В. Яковлева, впоследствии П.П. Полевой. Сама Мария Петровна Спешнева обладала редкой наблюдательностью и отзывчивостью, а также “…даром незаметно, но сильно влиять на пробуждение хороших начал в юных душах учениц”.

Она преследовала цель не только дать девочкам специальные знания, но и воспитать в них патриотические чувства, нравственную основу для семьи и общественной деятельности.

Вскоре у молодой женщины проявляются вокальные способности, и по совету известного педагога и солиста Мариинского театра И.П. Прянишникова (1847-1921) она едет в Париж брать уроки пения в известную студию Матильды Маркизе. В студии Тенишева провела три года. В этот период она знакомится с композитором и пианистом А.Г. Рубинштейном (1829-1894), с актрисой Александрийского театра М.Г. Савиной (1854-1915), с великим русским писателем И.С. Тургеневым, который тогда жил в Париже.

В 1880-м годам относятся первые уроки рисования, которые она получила в Лувре у французского художника Габриэля Виктора Жильбера. Позже непродолжительное время занимается в студии Штиглица в Петербурге, в парижской академии Жюльена, у Жана Поля Лоранса, и Бенжамена Констана. В Петербурге Тенишева брала частные уроки акварели у Н.А. Гоголинского, пользовалась советами Я.Ф. Ционглинского и И.Е. Репина.

Мать Марии Тенишевой  выдала ее замуж за человека заурядного, нелюбящего и нелюбимого. Несколько лет мучений, развод.

Словно вторым рождением стал для нее в 1892 году второй брак — с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым — крупнейшим российским промышленником. (Тенишев субсидировал строительство первого в России завода автомобилей, был одним из зачинателей электромеханического производства.) Ей шел двадцать шестой год, ему было сорок восемь. Правда, родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.

Тенишев дал Марии Клавдиевне, помимо духовной опоры, княжеский титул, состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.

В 1890-е годы Тенишева собрала уникальную коллекцию русской и западноевропейской графики, которая показала исключительную зрелость новых сил, вступивших в искусство в конце Х!Х века. Ценность этой коллекции определяется и тем, что рисунок и даже акварель еще не были предметом широкого собирательства и только после тенишевского опыта в России стали коллекционировать графику.

Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.

М Тенишева и И. Репин на этюдах в Талашкино, 1890-е гг.

Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино — родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.

М.К. Тенишева, организатор талашкинского художественного центра, сыграла большую роль в русском искусстве конца ХIХ -начала ХХ века. По размаху ее деятельность близка С.И. Мамонтову, С.П. Дягилеву. С ними она была не только знакома, но и соотрудничила. В Талашкине открылась замечательная страница жизни и деятельности М.К. Тенишевой, связанная с предпринятым ею в крупных масштабах собирательством русских древностей и этнографических коллекций. Здесь заполнялась знаменитая “Скрыня” — вначале так называли талашкинцы созданный Марией Клавдиевной историко-этнографический музей “Русская старина”.

Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве — «родом» из Талашкино.

В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу — с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

Теремок во Фленово

Из Талашкинской школы и мастерских вышли не только отличные мастера кустарного дела, но и художники. Так, например, первоначальные навыке живописи и рисовании получил здесь А.П. Самусов и весьма одаренный А.П. Мишонов, оба ученики С.В. Малютина.

Историко-архитектурный комплекс «Теремок» Флёново. Церковь Святого Духа.

Выпускники-фермеры могли заниматься самой разнообразной деятельностью — от промышленного коневодства до пчеловодства. Мария Клавдиевна искала новый путь «подготовки сельских специалистов, патриотически настроенных», способных к созиданию. Потому при школе были организованы мастерские кустарных промыслов. Знаменитые художники — Репин, Рерих, Врубель, Коровин — предлагали свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи этих изделий.

Среди изделий столярных мастерских большое место занимали балалайки с росписью на деках, выполненной крупными художниками. Из них можно было составить не один оркестр. Больше чем кто-либо сделал таких росписей сам Малютин. В его виртуозных рисунках как бы оживляются с детства знакомые образы былин и сказок.

В 1900 году Николай II назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор — во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны.

В своих воспоминаниях Тенишева писала, что все ее «попытки и начинания в России объяснялись только фантазерством, честолюбием, капризами избалованной женщины».

В 1900 году на Всемирной выставки в Париже экспонировалось 14 талашкинских балалаек, расписанных К.А. Коровиным, А.Я. Головиным, М.К. Тенишевой, С.В. Малютиным и М.А. Врубелем, росписи которого привели наибольшее внимание. Врубель с удивительным артистизмом расписал для Тенишевой несколько балалаек на сказочный сюжет, щедро украсив их растительным узором, в чем-то схожем с его орнаментальными росписями в боковых приделах Владимирского собора в Киеве. На выставке Мария Клавдиевна получила целый ряд заманчивых предложений о продаже своих музыкальных экспонатов. Но она такую сделку отклонила и передала все балалайки в талашкинскую “Скрыню”.

Красивые и недорогие изделия своих мастерских Тенишева пыталась противопоставить той мещанской безвкусице, которая захлестывала тогдашний быт не только малоимущих слоев населения. Она организовала в Смоленске выставку изделий талашкинских мастерских, где можно было купить или заказать любую из выставленных вещей. С этой же целью в 1901 году в Москве был открыт магазин талашкинских кустарных изделий “Родник”, на витринах, прилавках и складе которого постоянно имелся самый разнообразный выбор всего того, что производилось в мастерских.

Музей «Русская старина» княгини Тенишевой в Смоленске. Ул. Тенишевой, 7

Порой ее не понимал и муж, Тенишев, у которого было ряд заводов в Бежице. Человек разносторонне образованный, прекрасный музыкант, видный этнограф, археолог-любитель, он, тем не менее, не разделял увлечения Марии Клавдиевны стариной, не одобрял ее дружбу с художниками.

Он хотел видеть жену лишь светской дамой. И всё же князь во всем помогал Марии Клавдиевне, щедро субсидируя ее начинания. Они прожили вместе одиннадцать лет.

В 1903 г. умер муж Тенишевой, а вскоре погибли и все ее любимые детища. После революции жизнь в «русских Афинах», как называли Талашкино, прекратилась. В построенной княгиней и расписанной Рерихом церкви хранили картошку, гробницу Тенишева разорили, мастерские закрыли. Об этих днях она писала: «Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа – и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц».

В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску знаменитый, первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Музею императора Александра III (ныне Государственный Русский музей) подарила большую коллекцию акварелей русских художников.

Сама же она была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, получив единодушное одобрение мастеров-профессионалов (вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки), в Италии — родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге. Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру по истории эмальерного дела.

Мария Тенишева

В 1919 г. княгине пришлось покинуть страну. Последние годы своей жизни она провела в эмиграции, продолжая работать над эмалями, несмотря на тяжелую болезнь. Мария Тенишева умерла в 1928 и была похоронена во Франции, а на родине эмигрантку предали забвению.

М.К. Тенишева была крупнейшим коллекционером; она оставила нам три коллекции: русской графики (Государственный Русский музей), декоративно- прикладного и народного искусства, эмалей и инкрустаций (обе в Смоленском музее-заповеднике).

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"