Марк Ротко: Простое выражение сложной мысли в абстрактном экспрессионизме… Мазня или искусство!?

«Простое выражение сложной мысли» — такую формулировку придумал для своих произведений художник Марк Ротко. Он не любил, когда его называли абстракционистом, хотя искусствоведы все равно считают Ротко одним из основателей этого направления в живописи.

Марк Ротко (1903-1970) — американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. 23 апреля — 11 августа 2010 проходила выставка в центре современного искусства Гараж — “Марк Ротко: В неведомый мир”.

Марк Ротко

«Вы видите, как приглушен в галерее свет. На самом же деле художник (Марк Ротко, — прим. автора) сам всегда стремился к тому, чтобы зритель видел его произведения в полумраке. В этом и заключается трагизм его творчества». Отметим ещё один нюанс: по словам самого Марка Ротко, он стремился создать некую мультиформу, для того, чтобы включить воображение зрителей. На наш взгляд, Марк Ротко — пионер в этом направлении, ведь он достигал максимального эффекта минимальными способами.

Марк Ротко (настоящее имя Маркус Роткович) родился 25 сентября 1903 года в Двинске, в России (ныне Даугавпилс, Латвия) в многодетной семье еврейского фармацевта. Семья Ротко эмигрировала в США в 1913 году. После смерти отца в 1914 году юноше пришлось торговать газетами — он брался за любую работу, чтобы оплатить свое обучение в Lincoln High School.

В 1921 году он добился стипендии в Йельском университете (художественный факультет). Однако уже через шесть месяцев вынужден был уйти оттуда из-за антисемитских настроений в стенах этого элитного учебного заведения и работать рассыльным и официантом.

В 1924 году поступил в Художественную студенческую лигу в Нью-Йорке, где обучался с перерывами до 1929 года. Его преподавателем был американский художник Макс Вебер, глава модернистского движения в Нью-Йорке. Влияние Вебера сказалось на ранних работах Ротко. После того как, однажды, Роткович сделал образец выкройки в швейной мастерской, его определили на учебу в лигу студентов-художников Нью-Йорка. Тем не менее позже в графе “образование” он всегда указывал “самоучка”.

В 1929 году Роткович получил место учителя искусств в Бруклине.

В начале 1930-х годов он женился на Эдит Захер (развод в начале 1940-х, второй брак в 1945 с Мэри Элис Байстле). Примерно в то же время Маркус познакомился с представителями позднего абстрактного экспрессионизма — Аршиле Горки, Виллемом Де Коонингом, а также с Джексоном Поллоком.

В 1933 году состоялась его первая персональная выставка, на которой были представлены ландшафты и городские пейзажи, а также портреты и изображения обнаженных натур. Два года спустя Роткович и еще несколько Нью-йоркских художников основали “Группу десяти”, представлявшую собой объединение экспрессионистов.

Маркус Роткович. «Три обнаженные», 1933

В 1938 году Роткович получил американское гражданство и сменил свое имя на Марк Ротко.

Работы Ротко 1940-х годов созданы под влиянием сюрреализма: он писал виды сказочных городов, населенные биоморфными образованиями подводные миры и давал этим работам таинственные названия. Со временем его работы стали абстрактными — они изображали формы на расплывчатом, неустоявшемся фоне.

В 1946-1947 годах Ротко пришел к тому неизменному оформлению картин, которое сделало его знаменитым: в продолжение нескольких месяцев он редуцировал ранее применяемые им формы до горизонтальных прямоугольников, раскрашенных в яркие насыщенные цвета и очерченных мягкими, расплывающимися границами.

С начала 1950-х структура картин Ротко не претерпела изменений. Типичные названия его работ — “Черное, фиолетовое и желтое на оранжевом” (1951/1952) или “Землисто-красное и зеленое” (1955). Ротко отрицал какую бы то ни было связь своих картин с реальностью; он хотел “оживить” пространство непосредственно через цвет. Такое ощущение пространства зародилось у него еще в детстве, когда он увидел орегонский ландшафт в пелене белого тумана.

“Черное, фиолетовое и желтое на оранжевом”

Растущее признание Ротко как художника сопровождалось запоями и нервными срывами. Ротко не был согласен с тем, что его относили к художникам-абстракционистам, пишущим под влиянием “живописи цветового поля”. Его единственным интересом было, по собственному признанию, “выражение древнейших человеческих понятий и эмоций — трагедии, экстаза, смерти”. С помощью этого он хотел передать этапы религиозного развития человека. Чтобы подчеркнуть метафизичность своих работ, Ротко применял приглушенный свет на выставках, где демонстрировались картины,- цветовые блоки за счет этого казались повисшими в бесконечном пространстве. Это впечатление усиливалось отсутствием рамок у картин, -цветовое поле шло до самой границы полотна таким образом, что оптически картина казалась растворенной в плоскости стены.

В 60-х годах XX века картины Ротко приобретают гораздо более серьезный формат, а жизнерадостные красные, оранжевые и желтые тона сменяются коричневыми, фиолетовыми и черными красками. Хотя музеи по-прежнему “ходили за ним по пятам”, набиравший в то время силу поп-арт поверг художника в состояние паники. В беспорядочных нападках на это направление Ротко заклеймил его представителей как шарлатанов. Депрессивное состояние приняло постепенно угрожающие масштабы, в конце 1969 он ушел от жены. Ротко уединился в своей мастерской, где создал серию картин в черно-серых тонах.

В 1968 году у Марка Ротко обнаружили артериальную аневризму. Врач расписал художнику диету, курс лечения и поставил табу на курение и алкоголь, на которые Марк благополучно положил член. Спустя год Ротко развелся со своей женой, которая не могла выносить выходки вечно бухого художника. А ещё через год 67-летний Марк Ротко совершил самоубийство в своей мастерской. Его ассистент Оливер Стейндекер обнаружил художника мертвым на полу собственной кухни со вскрытыми венами.

 

 

Марка Ротко «Белый центр»

 

В 2007 году картина Марка Ротко «Белый центр» установила на вечерних торгах Sotheby’s в Нью-Йорке рекорд в 72,8 миллиона долларов (включая комиссионный сбор аукционного дома) Лишь спустя почти год было сообщено имя покупателя, пожелавшего остаться неизвестным сразу после покупки самого дорогого произведения живописи второй половины ХХ века. Им оказался катарский шейх Хамад бин Халиф аль-Тани.

Почему картина «Белый центр» такая дорогая? Во-первых, она написана в 1950 году, когда Ротко наконец пришел к своему фирменному стилю, который прославил его и сделал одним из наиболее узнаваемых художников современности. Это также один из самых масштабных (205,8 x 141 см) и впечатляющих холстов из шестнадцати, написанных в тот год.

Картину характеризует комфортный для восприятия и оптимистичный выбор цветов, что не всегда характерно для работ Ротко. Взять хотя бы для сравнения несколько картин этого же года (1, 2, 3) – их палитра вызывает навязчивый дискомфорт и желание его поскорее избежать. Художник никогда не стремился к тому, чтобы его творчество умиротворяло или улучшало аппетит. Его целью было заставить зрителя испытывать оглушающие чувства – неважно какие, со знаком минус или плюс.

Более того, иногда Ротко сознательно хотел своими работами лишить людей аппетита, как в случае с панно Сигремовского цикла. Но картина «Белый центр» – не тот случай: напротив, ее созерцание может поднять настроение и даже вселить оптимизм. Желтый, розовый, лавандовый и красный – при одном перечислении цветов в голове возникает праздничная картина, даже если на нее не смотреть.

Марк Ротко «Оранжевое, красное, жёлтое», 1961

Вот уже долгое время Ротко входит в число самых дорогих художников мира. Его картина «Оранжевое, красное, жёлтое» в 2012 году стала самым дорогим произведением послевоенного искусства, когда-либо проданным на торгах (86,9 миллиона долларов). Сам же художник так озывался о собственном творчестве: «Не следует считать мои картины абстрактными. У меня нет намерения создавать или акцентировать формальное соотношение цвета и места. Я отказываюсь от естественного изображения только для того, чтобы усилить выражение темы, заключенной в названии».

Отметим ещё одно важное высказывание Марка Ротко: «Когда ты пишешь большую картину, ты находишься внутри своего переживания», — к этой истине американский художник XX века Марк Ротко стремился всю свою жизнь. Он признан наиболее ярким последователем Казимира Малевича, а точнее, его стиля — абстрактного экспрессионизма. Пожалуй, его последнюю работу 1970-го года, выполненную в драматично красных тонах, можно назвать «репликой» на «Черный квадрат» Малевича. Ее можно было увидеть в Эрмитаже в числе других работ на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения художника. Марк Ротко так говорил относительно искусства: «Искусство — это всегда последнее обобщение.Оно должно привносить в нашу жизнь осознание бесконечности».

Марк Ротко, безусловно, создавал «монументальные» полотна, но, в отличие от «живописцев действия», закрашивал их большими цветными плоскостями. Иногда он оставлял между ними не покрытые краской участки, полагая, что это должно возбудить воображение зрителя.

Марк Ротко — это несомненно ведущий представитель абстрактного экспрессионизма. Один из создателей направления живопись цветового поля. Живопись цветового поля (color field) — это род абстрактной живописи, в основе которой лежит использование больших плоскостей однородных цветов, близких по тональности и не центрированных. В 50-х годах прошлого столетия, Марк Ротко достиг пика в своем мастерстве живописи и простого выражения сложной мысли. Марк Ротко является одним из самых известных и влиятельных американских художников второй половины XX века и ключевой фигурой послевоенного абстрактного экспрессионизма.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»