Мэри Кассат (Mary Cassatt): «Я увидела искусство таким, как я хотела его увидеть.»

Мэри Кассат (Mary Cassatt) — американская художница и график, феминистка и кавалер ордена Почетного легиона, одна из трех «гранд-дам импрессионизма»., одна из самых ярких женщин-художниц во французском импрессионизме, родилась 22 мая 1844 года в Пенсильвании. Ее отец, Роберт Кассат, был преуспевающим биржевым брокером, а её мать, Кэтрин, была родом из банковской семьи. Мэри Кассат росла в семье, где зарубежные поездки считались важной и необходимой частью, как для семейного образования, так и для общего развития. В свои десять лет Мэри уже побывала во многих столицах Европы, включая Лондон, Париж, Дармштадт и Берлин.
Маленькая девочка в синем кресле. 1878
Несмотря на то, что семья Мэри возражала против её желания стать профессиональным художником, она начала изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии (1861—1865). Нетерпимая к неспешному темпу обучения и покровительственному отношению со стороны мужской половины студенчества и преподавателей, она решила продолжить изучение самостоятельно, и в 1866 году она переехала в Париж.

Мэри была энергичной и самостоятельной девушкой, увлеченной желанием стать художницей. Уже в 1868 году картина Мэри Кассат «Мандолинистка» (романтическая по сюжету, но реалистичная по исполнению) впервые прошла отбор присяжных для Парижского салона. Но и без критиков тут не обошлось. Они в свою очередь утверждали: «…что цвета её полотен слишком ярки и, что её портреты слишком точны для того, чтобы соответствовать оригиналу».

«Мандолинистка», 1868

Однажды, увидев пастели Эдгара Дега в окне магазина по продаже картин Мэри поняла, что была не одинока в своем мятеже на Салон. «Мне пришлось подойти и прижать нос к окну, чтобы впитать все, что я смогла бы из его живописи», писала она к другу. «Это изменило мою жизнь. Я увидела искусство таким, как я хотела его увидеть.» — утверждала она. Удача улыбнулась Мэри. Она стала экспертом в использовании пастели, и большая часть ее лучших работ была создана в период с конца 1870-х до начала 1880-х годов

«В театре», 1878

В 1874 году, за две недели до открытия официального салона в Париже, открывается первая выставка будущих импрессионистов, таких как — Клод Моне, Эдгар Дега, Камиля Писсарро и Берта Моризо. После посещения этой выставки, Мери, находясь под сильным впечатлением и вдохновением от работ импрессионистов, начинает также работать в этом стиле. Спустя 2 года, а именно в 1877 году происходит долгожданная и судьбоносная встреча Мэри Кассат с Эдгаром Дега, оказавшая огромное влияние на ее искусство и определившая ее дальнейшую судьбу. В свою очередь Дега познакомил Мэри другими импрессионистами, а также пригласил участвовать в выставках группы. Впоследствии она вспоминала: «Я с восторгом согласилась. Наконец-то я могла работать вполне независимо, не беспокоясь о суждениях жюри».

Мэри Кассат не просто внесла вклад в импрессионизме, она создала огромное количество «семейных» картин, которые пронизаны домашним теплом и уютом. 1890-е годы, когда была написана картина «Мать и дитя», были для Кассат периодом уверенности, зрелости, признания.

«Мать и дитя», 1890
Взглянув на эту работу, трудно не вспомнить пастели Эдгара Дега – давнего друга и наставника Кассат. Впрочем, у этих двоих было слишком много общего (оба питали слабость к пастели, оба были без ума от японской гравюры, оба были убежденными холостяками, оба под конец жизни практически ослепли). Так что здесь можно говорить не о влиянии, а о творческом родстве, почти мистической связи. Эксперименты с композицией, настроением, цветом остались позади – это вполне иконографическое изображение. У младенца не столько лицо, сколько лик. Остальное отдано на откуп скупой беглой штриховке. Отчасти это дань увлечению минималистичной восточной графикой. Отчасти – смысловой акцент. Ребенок явно накормлен, здоров и не обделен материнской лаской. Остальное, включая избирательные права женщин, не так уж важно.
«Дети, играющие с кошкой». 1908
Мэри Кассат была главной частью феминистского движения, охватившего мир искусства и общество в целом, и на многих ее картинах были изображены женщины и маленькие дети. Хотя она не участвовала в открытом крестовом походе, она была частью движения «Новая женщина», и ее картины часто фокусировались на взглядах женщин 19-го века. Кассат продолжала рисовать, несмотря на множество проблем со здоровьем, и, наконец, была вынуждена остановиться в 1914 году после того, как чуть не ослепла из-за своего здоровья. Она прожила еще 12 лет, прежде чем скончалась (14 июня 1926 г.) в своем доме в Париже.
Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"