Наталья Гончарова: «Амазонка русского авангарда»

Н. С. Гончарова, художник-живописец, постановщик театральных проектов, график, иллюстратор книг, представительница русского авангардизма, принадлежит к старинному дворянскому роду Гончаровых (потомков калужского купца Афанасия Абрамовича — основателя Полотняного Завода), приходится двоюродной правнучкой жене А. С. Пушкина. Наталья Сергеевна родилась в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова (1862—1935) и его жены Екатерины Ильиничны (урожд. Беляевой). Дед — волоколамский исправник коллежский секретарь Михаил Сергеевич Гончаров (1837—1867) — племянник Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Его жена — бабушка Натальи Сергеевны — Ольга Львовна (урожд. Чебышёва; 1836—1908), сестра известного математика П. Л. Чебышёва.

До того, как начала заниматься искусством, Гончарова посещала занятия в Московском университете. В 1901 г. поступила в МУЖВЗ, где училась на скульптурном отделении у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1904 г. за свои скульптурные работы она получила малую серебряную медаль и вскоре оставила училище.

В 1900-х гг. Гончарова много путешествовала, тогда же начала заниматься живописью. Ее ранние импрессионистские работы с успехом демонстрировались на выставках МТХ, «Мира искусства» и др. В 1906 г. ее пригласил С. П. Дягилев для участия в русском отделе Осеннего Салона в Париже.

Еще в училище Гончарова познакомилась с М. Ф. Ларионовым, который вскоре стал признанным лидером художников русского авангарда. Гончарова связала с ним свою личную и творческую судьбу, была постоянной участницей всех его художественных начинаний. Их имена неразделимы в истории русского искусства. Так же как Ларионов, художница испытывала интерес к кубизму и футуризму, а в 1906 г. увлеклась примитивом.

«Уборка хлеба»

Неопримитивизм Гончаровой — огромный вклад ее в искусство начала XX в. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах». Народным искусством и религиозной живописью навеяны ее картины «Уборка хлеба» (1908), «Рыбная ловля» (1909). Первобытной мощью веет от «Идолов» (1908-09).

В 1910-х годах Гончарова создает ряд произведений на религиозные сюжеты. Одной из таких картин стала работа «Евангелисты» 1911 года. В ней Наталья Гончарова, используя древние исконно русские символы, пытается выразить картину изменения действительности, революцию как «конец света», пластика этой работы напоминает древнерусский лубок — вид изобразительного фольклора нового времени, чрезвычайно интересовавший ее еще во времена участия в группе «Бубновый валет».

«Евангелисты»

Особенностью ее живописи было использование плоских цветовых пятен, очерченных четким контуром, напоминавшее приемы Гогена, влияние которого испытали многие русские художники. В 1911-12 гг. Гончарова начинает исповедовать принципы лучизма, разработанные Ларионовым. К числу наиболее известных ее работ этого времени относится «Велосипедист». Однако вновь и вновь возвращалась художница к примитиву.

Гончарова участвовала во всех выставках «левых» художников. Современники называли ее, А. А. Экстер и О. В. Розанову «амазонками русского авангарда». Работы Гончаровой не всегда встречали понимание.

В 1911 г. с выставки «Бубнового валета» полиция потребовала убрать картину «Бог плодородия». В 1912 г. церковная цензура выступила против четырех частного цикла «Евангелисты», показанного на выставке «Ослиный хвост». Отдельную страницу творческой биографии Гончаровой составляет ее работа над футуристическими изданиями.

В 1912 г. появились изданные по инициативе поэта А. Е. литографированные открытки с рисунками Гончаровой. В 1913 г. она иллюстрировала издания поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, К. А. Большакова, С. П. Боброва, при этом была едва ли не единственной из футуристов, кто не боялся повествовательности, «литературности» своих произведений.

В 1914 г. отдельной серией вышли «Мистические образы войны» — большие литографии, ставшие не просто попыткой создания современного лубка на патриотическую тему, но и символическими изображениями, потрясающими своей экспрессией и силой. Для Гончаровой особое значение имел 1913 г. — он был самым насыщенным в ее творчестве. На организованной Ларионовым выставке лубка демонстрировались 6 акварельных работ Гончаровой, представлявших собой опыт возрождения традиций народной картинки.

В каталоге выставки была помещена статья Гончаровой «Индусский и персидский лубок». На выставке «Мишени» художница впервые показала свои лучистские произведения. В этом же году в Москве состоялась персональная выставка Гончаровой, на которой экспонировались и ее прикладные работы. Наконец, именно в этом году С. П. Дягилев по совету А. Н. Бенуа заказал Гончаровой оформление балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова для «Русских сезонов» в Париже.

Эскиз декорации к спектаклю «Золотой петушок»

В 1915 г. Гончарова и Ларионов уехали из России, приняв предложение Дягилева о совместной работе. В дягилевской антрепризе художница трудилась над оформлением спектаклей «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова, «Шарф Коломбины» Г. Гофман-сталя и др. Лучшими ее творениями стали декорации и костюмы к «Свадебке» (1923) и «Жар-птице» (1926) И. Ф. Стравинского. После смерти Дягилева в 1929 г. эта работа прервалась, однако в дальнейшем Гончарова часто сотрудничала с театрами Европы и Америки; не оставляла она и занятий живописью и графикой, участвовала в выставках.

Эскиз занавеса к балету «Свадебка»

С 1919 г. Гончарова и Ларионов поселились в Париже, и хотя их семейный союз вскоре распался, они сохраняли дружеские отношения. В 1950 г. официально оформили брак, чтобы сберечь таким образом свое творческое наследие.

Скончалась в Париже 17 октября 1962 года.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»