Никанор Чернецов: Любовь к России — Кавказ, Крым и Волга

Братья Чернецовы, Никанор и Григорий, внесли большой вклад в развитие русского пейзажа, в первую очередь национальной тематикой. Они много ездили по России, бывали и за границей, делали с натуры множество зарисовок и этюдов, чтобы запечатлеть виды разных мест. На основе этого материала художники писали потом в мастерской картины — пейзажи и перспективные виды.

Никанор Григорьевич Чернецов (1805—1879) был одним из первых живописцев-пейзажистов и литографов, который совершил большое путешествие по Кавказу с целью зарисовки видов этого края.

Никанор и его брат Григорий Чернецовы родились в г. Лух, Костромская губерния, Россия. Отец будущего живописца – Григорий Степанович – владел иконописной мастерской. Его многочисленные дети пошли по стопам родителя. Учились у отца, у старшего брата Евграфа. Двоим из них – Григорию и Никанору – посчастливилось поступить в Петербургскую Академию художеств. Помощь оказало Общество поощрения художников.

В Петербургской Академии художеств Никанор и Григорий учились (1823 – 1827) в классе академика, профессора перспективной живописи М.Н. Воробьёва. В 1827 Никанор Григорьевич блестяще окончил курс, получив звание «художника XIV класса» и большую золотую медаль за «Вид галереи французской живописи в Императорском Эрмитаже».

Никанор Чернецов вскоре по окончании Академии художеств отправился на Кавказ, где путешествовал около двух лет, в 1829-1831 гг. Художник проехал вдоль побережья Черного моря от Поти до Анапы, посетил Абхазию и Кахетию, жил в Тифлисе, проехал по Военно-Грузинской дороге, был в предгорьях Северного Кавказа и на границе с Турцией.

Н. Г. Чернецов. Вид на Троицкую церковь и Казбек. Рисунок. 1829 г.

Путешественника интересовало все — природа, горы, крепости, аулы и города, быт людей и их традиции, этнические типы, костюмы. Он торопился как можно больше увидеть и старался запечатлеть каждое место — виды гор, Военно-Грузинскую дорогу, Терек, Казбек. Кавказские зарисовки – путевой дневник художника, который стремился как можно ближе к натуре изобразить то, что он увидел. Во время путешествия художник сделал в общей сложности не менее трехсот очень тщательных рисунков акварелью, пером и сепией.

Н. Г. Чернецов. Дарьяльское ущелье. 1832 г.(ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва)

Акварели, рисунки, эскизы, начертанные на месте, послужили Никанору основными материалами для будущих картин. Вернувшись в Петербург в 1831 году, Чернецов на основе сделанных на Кавказе рисунков написал множество живописных полотен. Романтический дух и экзотический колорит его кавказских пейзажей вызывали живой интерес у публики, и картины художника имели большой успех.

Живописец был в дружеских отношениях с Александром Сергеевичем Пушкиным. Для А. С. Пушкина Чернецов написал картину с видом Дарьяльского ущелья, которая стала украшением кабинета великого поэта в его петербургской квартире на Мойке, 12. Дарьяльское ущелье Пушкин проезжал, странствуя по Кавказу в 1829-м году, и подробно описал его в произведении «Путешествии в Арзрум». На своем эскизе «Вид Дарьяла, взятый с дороги ведущей из Тифлиса во Владикавказ 1830 года сентября 22 дня» Чернецов сделал пометку: «Писана была картина для поэта А.С. Пушкина».

Н. Г. Чернецов. Дарьяльское ущелье

Чернецов был и прекрасным рисовальщиком, и высокопрофессиональным живописцем. Он стремился к документальной точности в изображении всего увиденного, что соединялось в его работах с классицистической академической выучкой. Для его картин, исполненных с большой добросовестностью и очень интересных по содержанию, характерны прекрасный рисунок пейзажа, хорошая композиция и группировка человеческих фигур, строго соблюденная линейная перспектива.

В 1831 году Никанор Григорьевич Чернецов был признан «назначенным», а в 1832 за созданный по материалам поездки «Вид Тифлиса» получает звание академика (1832) и золотую медаль ТПХ.

Н. Г. Чернецов. Вид Тифлиса. 1832 г. (Государственная Третьяковская галерея)

Несколько раз художник возвращался в Тифлис. У него был высочайший заказ от Академии художеств — написать три картины с видами Кавказа и в частности «вид Тифлиса, снятый с натуры».

В 1833 году Никанор поступает на службу к Новороссийскому генерал-губернатору М.С. Воронцову. Обследует побережье Чёрного моря от Поти до Анапы, вновь посещает Тифлис, Кахетию, Абхазию.

Вид в Крыму на речке Кача. Никанор Григорьевич Чернецов

По 1836 год Никанор Чернецов путешествовал по Крыму. Крымская серия зарисовок и акварелей Н. Чернецова – первая в русском искусстве по численности и разнообразию.

Вид Каралезской долины на южном берегу Крыма. Никанор Григорьевич Чернецов

Горы Крыма небольшие и больше похожи на маленькие горки или холмики, но даже они не оставят равнодушным никого, в том числе и покорителей пятитысячников. Крымские горы созданы из разных пород (есть даже бывшие вулканы!), они живописны в любой сезон, а какие с них открываются виды!

Южный берег Крыма. Вид на Ливадию сверху.
1873 год, холст, масло, 45,5 х 97 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крым часто называют «миром в миниатюре» и это действительно так. На полуострове есть пляжи с белым песком, напоминающие фотографии с Мальдив, есть розовое Кояшское озеро – брат-близнец солончаков Уюни в Чили, есть степи, есть вулканы, маленькие горные озера и уютные долины, карьеры с невероятного цвета водой и многое-многое другое.

Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря. Никанор Григорьевич Чернецов

Крым — это соприкосновение с историей разных эпох, стран и народов. В разное время Крым населяли эллины, иранцы, скифы, генуэзцы, караимы, турки татары, русские. Все они оставили свой след на этой земле. И сегодня мы имеем возможность побродить по улицам греческого города Херсонеса, увидеть караимские молитвенные дома в пещерном городе Чуфут-Кале, восхититься тонкой красотой фонтанов ханского дворца в Бахчисарае или отдать должное мастерству зодчих, строивших дворцы для царской семьи и знати Российской Империи.

Вид Бахчисарайского дворца. 1837 год, холст, масло.
Татарский дворик в Крыму.
1839 год, холст, масло, 47 х 71,5 см, Саратовский государственный художественный музей.

В 1837 году, совместно с братьями Григорием и Поликарпом, предпринимает грандиозную поездку по Волге. На специально оборудованной лодке братья спускаются от Рыбинска до Астрахани «снимая» по пути подробную, документально точную панораму волжских берегов. Объединив классические панорамные построения берегов Волги, общий объём проделанной работы составил 1981 лист!

Титульный лист первой книги Чернецовых

С первого дня путешествия и до его конца Чернецовы вели подробные путевые записки. Каждый из братьев отдельно записывал свои впечатления, материалы о посещенных местностях, наблюдения над художественными и историческими памятниками, ход путешествия. Потом оба дневника были сведены в один. В Государственном Русском музее хранятся отдельные путевые записки Григория Григорьевича и Никанора Григорьевича и черновик сводной записи. В 1862 году художники преподнесли Александру II старательно переписанный от руки и великолепно иллюстрированный 149-ю миниатюрами — рисунками пером, акварелью и сепией беловой экземпляр путевых записок. Александр II, как и Николай I, равнодушно отнёсся к трудам и нуждам художников и ограничился распоряжением передать рукопись в эрмитажную библиотеку, где она хранится и поныне.

Иллюстрация с обложки книги Чернецовых
Г.Г. Чернецов. «Волжский вид». Акварель. 1838 г.
Русский музей, Санкт-Петербург

В 1844 году Никанор Григорьевич удостаивается звания «живописца Его Величества». Однако больших материальных благ творчество не принесло. Длительные путешествия требовали больших затрат. Денег катастрофически не хватало.

В начале 1840-х братья отправляются в очередную поездку. На этот раз за рубеж. Целью становятся Италия, Ближний Восток, Египет. Результатом путешествия явился альбом «Палестина», изданный в 1844 – 1845 гг. и так же не принесший коммерческого успеха.

Дабы поправить дела Григорий и Никанор Григорьевичи устраивают в Петербурге небывалую экспозицию – выставку «Панорама Волги». Это было нечто совершенно необыкновенное. Комната, где происходил показ, представляла собой полномасштабный макет лодки с иллюминаторами мимо которых, с барабана на барабан, прокручивалась склеенная панорама волжских берегов. 746 погонных метров! Под плеск «волн», мерное покачивание и крики «чаек». Настоящая «инновация»! Но и это мероприятие больших денег не принесло…

Чернецов Г.Г. «На Волге. Художники за работой. Этюд» 1838 Холст, масло 31х44 Государственная Третьяковская галерея

Между тем подступала старость, а вместе с ней настоящая бедность. В 1865 году умер Григорий Григорьевич Чернецов. Денег на похороны не хватало и Никанор предложил Академии художеств 4 портфеля путевых записок, зарисовок, графических и акварельных листов. Ответа пришлось ждать не один месяц…

Сам Никанор Григорьевич пережил старшего брата на четырнадцать лет и тихо скончался хмурым январским днём 1879 года.

Художнику был присущ большой интерес к природе и всему увиденному во время путешествий. Многочисленные пейзажи Крыма, Кавказа, Грузии, Абхазии, Черноморского побережья благодаря работам Никанора Чернецова открыли тысячам россиян экзотические окраины Российской империи, столь непохожие на земли средней полосы России.

 

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»