24 марта 1828 года родился Николай Густавович Шильдер (г. Харьков) — живописец-жанрист. Работы Николая Шильдера находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Артиллерийском музее (Санкт-Петербург), Музее Орсэ (Париж) и др.
Николай Шильдер из дворянского рода прибалтийских немцев — третий сын отставного корнета, смотрителя Московской коммерческой школы Отто Густава (Евстафия Андреевича) Шильдера.
В 1845 и 1846 гг. пытался поступить в рисовальную школу Общества поощрения художников, но не был принят.
В 1850-61 гг. обучался в Императорской Академии художеств, в классе батальной живописи у Б.П.Виллевальде, получая по прошению своего учителя до 1858 года содержание от Совета Академии. За период учёбы неоднократно отмечался медалями: в 1853 году был награждён малой серебряной медалью за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка», в 1857 — большой серебряной медалью за картину «Искушение», в 1859 — малой золотой медалью за картину «Ростовщик».
Знак высочайшего мастерства живописца и художественной ценности его работы, а также признания публикой, можно назвать картину «Искушение», которая дала начало знаменитой коллекции Павла Третьякова, основателя Национальной галереи русской живописи.
Федотовская сепия «Бедной девушка краса — смертная коса» (1846) и подала ему идею для картины «Искушение».
В мрачной и темной полуподвальной комнатушке разворачивается драматическая сцена. Главная героиня — молодая привлекательная девушка. Видимо, она белошвейка — правее центра композиции художник изобразил вышивальный станок с работой.
В глубине комнаты, за темными занавесками — тесное ложе, на котором дремлет или находится в забытьи бледная пожилая женщина. Она явно нездорова или вообще находится на грани жизни и смерти.
С бедной обстановкой и скромной одеждой этих двух героинь составляет контраст старуха-сводница в нарядном чепце. Она предлагает девушке драгоценный браслет, одновременно жестом указывая на дверь позади. Через щель в дверном проёме, слева за плечом старухи, можно разглядеть потенциального клиента — усатого мужчину, который пытается увидеть, что происходит в комнате.
Судя по позе, жестам и выражению лица девушки, она возмущена предложением сводницы и не станет принимать её предложение. Бедная, но чистая обстановка комнаты, скромная чистота образа девушки контрастируют со старухой и тем, кто её послал.
В 1854-55 гг. Шильдер работал над картинами на темы Крымской войны, затем обратился к жанровой живописи. В 1859-60 гг. дважды участвовал в конкурсе на получение большой золотой медали «по живописи народных сцен», дающей право на пенсионерскую поездку за границу, но награды не получил. В 1861 году за картину «Расплата с кредиторами» был удостоен звания академика жанровой и батальной живописи.
Жил в Санкт-Петербурге. Работал как жанрист, писал на заказ портреты, сцены охоты, копии с картин старых мастеров. Обращался к технике пастели. Создал иконостас церкви в Даниловском уезде Ярославской губернии. Периодически принимал участие в выставках в залах ИАХ (1853-73, с перерывами). В 1857 году стал членом-учредителем Художественного общества в ИАХ. В 1863-79 гг. являлся действительным членом Санкт-Петербургского собрания художников.
Николай Шильдер принадлежит к числу так называемых «малых» жанристов 1860-х гг. В своём творчестве испытал влияние П.А.Федотова. Картинам художника, посвящённым преимущественно судьбе «маленького человека», присуща критическая направленность, несколько прямолинейная и демонстративная разработка сюжета.
В 1880-90-е гг. создавал портреты в академическом ключе. Живописная манера отличается отточенностью, но некоторой схематичностью приёмов, сдержанным колоритом и тщательной проработкой деталей.
В 1890-х гг. работал над портретами царской семьи (Александра III, императрицы Марии Фёдоровны, великого князя Николая Николаевича и др.).
Неоднократно Н. Г. Шильдер получал разрешение копировать картины, находившиеся в Зимнем дворце, в их числе: портрет А. В. Суворова, портрет генерала Сиверса из военной галереи, портрет Екатерины II (работы И. Б. Лампи).
В конце своей жизни художник отошел от мирской живописи и стал работать как иконописец. Гораздо большей известности добился его сын, Андрей Николаевич Шильдер (1861-19) — известный художник-пейзажист, ученик И.И. Шишкина. В тени его успеха имя отца оказалось почти забытым.
Скончался Николай Густавович 25 марта 1898 года (Царское Село, Санкт-Петербургская губерния). Похоронен в Царском Селе на Казанском кладбище.