Николай Шильдер: Портреты великих и картины, посвящённые судьбе «маленького человека»

24 марта 1828 года родился Николай Густавович Шильдер (г. Харьков) — живописец-жанрист. Работы Николая Шильдера находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Артиллерийском музее (Санкт-Петербург), Музее Орсэ (Париж) и др.

Николай Шильдер

Николай Шильдер из дворянского рода прибалтийских немцев — третий сын отставного корнета, смотрителя Московской коммерческой школы Отто Густава (Евстафия Андреевича) Шильдера.

В 1845 и 1846 гг. пытался поступить в рисовальную школу Общества поощрения художников, но не был принят.

В 1850-61 гг. обучался в Императорской Академии художеств, в классе батальной живописи у Б.П.Виллевальде, получая по прошению своего учителя до 1858 года содержание от Совета Академии. За период учёбы неоднократно отмечался медалями: в 1853 году был награждён малой серебряной медалью за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка», в 1857 — большой серебряной медалью за картину «Искушение», в 1859 — малой золотой медалью за картину «Ростовщик».

Знак высочайшего мастерства живописца и художественной ценности его работы, а также признания публикой, можно назвать картину «Искушение», которая дала начало знаменитой коллекции Павла Третьякова, основателя Национальной галереи русской живописи.

Николай Шильдер «Искушение» (1857?). Государственная Третьяковская галерея.

Федотовская сепия «Бедной девушка краса — смертная коса» (1846) и подала ему идею для картины «Искушение».

В мрачной и темной полуподвальной комнатушке разворачивается драматическая сцена. Главная героиня — молодая привлекательная девушка. Видимо, она белошвейка — правее центра композиции художник изобразил вышивальный станок с работой.

В глубине комнаты, за темными занавесками — тесное ложе, на котором дремлет или находится в забытьи бледная пожилая женщина. Она явно нездорова или вообще находится на грани жизни и смерти.

С бедной обстановкой и скромной одеждой этих двух героинь составляет контраст старуха-сводница в нарядном чепце. Она предлагает девушке драгоценный браслет, одновременно жестом указывая на дверь позади. Через щель в дверном проёме, слева за плечом старухи, можно разглядеть потенциального клиента — усатого мужчину, который пытается увидеть, что происходит в комнате.

Судя по позе, жестам и выражению лица девушки, она возмущена предложением сводницы и не станет принимать её предложение. Бедная, но чистая обстановка комнаты, скромная чистота образа девушки контрастируют со старухой и тем, кто её послал.

Расплата с кредиторами. 1861

В 1854-55 гг. Шильдер работал над картинами на темы Крымской войны, затем обратился к жанровой живописи. В 1859-60 гг. дважды участвовал в конкурсе на получение большой золотой медали «по живописи народных сцен», дающей право на пенсионерскую поездку за границу, но награды не получил. В 1861 году за картину «Расплата с кредиторами» был удостоен звания академика жанровой и батальной живописи.

Жил в Санкт-Петербурге. Работал как жанрист, писал на заказ портреты, сцены охоты, копии с картин старых мастеров. Обращался к технике пастели. Создал иконостас церкви в Даниловском уезде Ярославской губернии. Периодически принимал участие в выставках в залах ИАХ (1853-73, с перерывами). В 1857 году стал членом-учредителем Художественного общества в ИАХ. В 1863-79 гг. являлся действительным членом Санкт-Петербургского собрания художников.

Николай Шильдер принадлежит к числу так называемых «малых» жанристов 1860-х гг. В своём творчестве испытал влияние П.А.Федотова. Картинам художника, посвящённым преимущественно судьбе «маленького человека», присуща критическая направленность, несколько прямолинейная и демонстративная разработка сюжета.

Сговор невесты. 1859

В 1880-90-е гг. создавал портреты в академическом ключе. Живописная манера отличается отточенностью, но некоторой схематичностью приёмов, сдержанным колоритом и тщательной проработкой деталей.

Портрет великого князя Михаила Николаевича. Середина 1880-х
Великий князь Николай Николаевич Старший, генерал-фельдмаршал, генерал-инспектор по инженерной части

В 1890-х гг. работал над портретами царской семьи (Александра III, императрицы Марии Фёдоровны, великого князя Николая Николаевича и др.).

Николай Шильдер — портрет императрицы Марии Фёдоровны

 

Портрет Александра III

Неоднократно Н. Г. Шильдер получал разрешение копировать картины, находившиеся в Зимнем дворце, в их числе: портрет А. В. Суворова, портрет генерала Сиверса из военной галереи, портрет Екатерины II (работы И. Б. Лампи).

В конце своей жизни художник отошел от мирской живописи и стал работать как иконописец. Гораздо большей известности добился его сын, Андрей Николаевич Шильдер (1861-19) — известный художник-пейзажист, ученик И.И. Шишкина. В тени его успеха имя отца оказалось почти забытым.
Скончался Николай Густавович 25 марта 1898 года (Царское Село, Санкт-Петербургская губерния). Похоронен в Царском Селе на Казанском кладбище.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"