О натурщиках: «Один человек стоит голый, а остальные шуршат карандашами»

«Профессиональная натурщица всегда похожа на чучело совы …» А. де Тулуз-Лотрек

Жорж Сёра. Натурщицы

Взаимоотношения художников и моделей часто интригуют почтенную публику. Тем более, что, позируя, некоторые не только обессмертили себя в великих произведениях, но и оставили след в судьбах художников.
Я же хочу вспомнить безвестных натурщиков, без которых невозможно художественное обучение, хоть как-то связанное с реалистической или просто с фигуративной традицией.

Профессия натурщика или натурщица представляет собой человека, который будет позировать художнику или скульптору, помогая создавать произведение художественного искусства.
Еще одно название профессии натурщик — демонстратор пластических поз или модель. Очень часто услугами этих специалистов пользуются различные творческие люди, особенно часто прибегают к ним художники и скульпторы.

В Императорской Академии натурщики из государевых крестьян или отставных солдат состояли на жаловании и жили там же подвальных каморках. Кроме позирования они кочегарили, убирали помещения, столярничали. Женщины в натурных классах появились лишь в самом конце 19 века.
Позднее, «Демонстратором пластических поз», как писали в трудовых книжках, становились пенсионеры, студенты вечерники, спортсмены, «лимитчики», вольнослушатели. Приходили и романтические барышни, настроенные на общение с молодыми талантами. Желающие подработать или плотно загрузиться на весь учебный год, должны были оформиться у бригадира натурщиков, колоритной дамы Дибахан. В распределении «натуры» существовала негласная иерархия. Самые красивые девушки и самые мускулистые юноши попадали в монументальную мастерскую проф. А.А. Мыльникова, завкафедрой и признанного авторитета. Затем выбирали ассистенты и старосты старших курсов других мастерских. Первым курсам оставались старички, старушки или случайные персонажи.
В работе модели ценится умение в течение занятия сохранять заданную позу, зафиксировав взгляд, и способность после перерыва вернуться в исходное положение. Опытные натурщики, зная требования к постановкам, сами могли предложить позу. Женщины приносили часто сумки полные разноцветными шарфиками, шапочками, кофточками для выбора.
Позирующие впервые, обычно нервничают, в перерыв спешат ревниво взглянуть на свои изображения, часто огорчаясь от несоответствия ожиданиям. Настоящих же «демонстраторов пластических поз» не интересуют студенческие экзерсисы. Они смотрят на аудиторию с высоты своего подиума, слегка отстранено и даже немного высокомерно. На отчетные выставки обязательно приходят, скептически рассматривая работы и вспоминая былых «корифеев».

Jean Leon Gerome. The Artist’s Model 1895

Работы тарифицирована – «портрет», «одетая фигура» и наиболее выгодная, но и наиболее сложная, «обнаженка», которая не только определенный психологический барьер, особенно для женщин, но и физически утомительна. Чаще приходится стоять, чем сидеть. И лежать, что как говорят опытные натурщики, еще труднее, особенно на спине. От неподвижности страдают суставы, отекают ноги, болит спина. В мастерской обычно душно от красок и разбавителей. Тепловое поле рефлекторов обогревает тело снизу, сбоку продувает, сверху слепит и жарит софит. Случалось, модели теряли сознание. Убежден, длительное позирование влияет и на психику. Профессионалы, кажется, впадают в некий транс, словно дремлют с открытыми глазами, даже стоя. У многих вырабатывается чувство времени, и они просыпаются буквально за несколько минут до окончания сеанса.

«Натурщик должен быть подобен яблоку. Яблоку ведь не надо вертеться» П. Сезанн

Осмар Шиндлер (1867 — 1927). Мышцы, 1907.
Staatliche Kunstsammlungen
Dresden, Germany

Мужчин чаще предпочитают для постановок по рисунку, девушек для живописи. По отечественной традиции мужчины позируют в плавках или специальных мешочках на завязках. Девушки обнажены полностью. Элемент белья или одежды придает ненужный подтекст, зачастую гривуазный. Хотя браслет или бархотка могут добавить элегантность.
Хочу сказать, что к позирующим, особенно обнаженным у студентов бережное и тактичное отношение. Далекие от живописи люди часто подозревают в этом процессе игривость. Еще бы — «Обнаженное (особенно красивое) тело должно увлекать в греховные мысли». Чушь. Сами студенты оберегают модель от проявления хамства и пошлости, стараются создать доверительную, комфортную обстановку. Во время работы натура воспринимается, конечно не как табуретка или ваза, но как объект изучения. И хотя восторг перед прелестью и совершенством человеческого тела присутствует, художник сосредоточен на передаче характера, пластики, колорита и т.д. Случались ли у студентов влюбленности в модели (и наоборот)? Естественно, еще как. Но проявлялось это вне занятий, и это уже другая история.
Помнятся мне и забавные моменты. Одна бабушка, позируя, сочиняла стихи. Про летчиков, моряков и пограничников. И в перерыв громко декламировала их нам. С выражением. Другая женщина, постояв обнаженной пол-урока, вдруг посоветовав профессору самому позировать за такие деньги, оделась и ушла. Рисовали длительную постановку. Натурщик, посмотрев наши штудии, заявил, что рисунки выглядят уныло. И встал на подиум с широкой улыбкой. Всех скрючило от смеха. Обнаженный лысый мужик, с палкой в руке и «опорой на одну ногу», стоит улыбаясь во весь рот. Рисовать было невозможно.

В нашей мастерской позировала прелестная белокожая девушка. Очень застенчивая. Профессор И.П. Веселкин, чтоб как-то взбодрить студентов, стал восхищаться очарованием постановки. Увлекаясь сам все больше и больше, он медленно приближался к модели вытянув ладони. «Посмотрите, какое золотистое бедро, жемчужный животик, какая перламутровая грудь, какой кремовый сосок!». У девушки расширились глаза, она стала гранатово-пунцовой, схватила халатик и убежала за ширму. После долгих уговоров, удалось продолжить. Но в дальнейшем, когда профессор появлялся в мастерской, девушка краснела всем телом. Был случай, один ревнивец, каким –то образом узнав, что его подруга позирует обнаженной, поколотил ее. Так что, дорабатывала постановку она с сиреневым разводом под глазом. Знаю натурщиков, вследствие позирования, занявшихся живописью и небезуспешно.
Однако среди меняющихся лиц и фигур, встречались и индивидуальности, оставшиеся в памяти, уверен, не только у меня.

Весёлкин И. Натурщик. 1955

Пожалуй, самый известный нескольким поколениям схшатиков натурщик — Василий Иванович. Яркий типаж красноармейца-чапаевца с седыми топорщащимися усами. Позировал много лет, часто в выцветшей гимнастерке, с забинтованной головой или рукой на перевязи. Мог прийти немного «приняв» и тогда лицо приобретало плотный кирпичный цвет. Его портреты и сейчас висят в школе как образцы.
В Институте были свои знаменитость, работавшие десятилетиями. Старшие товарищи рассказывали о натурщиках в определенные годы специализирующихся на образах «основоположников марксизма-ленинизма».
«Графиня», Мария Андреевна. Не знаю, когда она появилась и когда завершила позирование. Маленькая сухонькая, сгорбленная, в неизменном огромном черном берете на гордо вскинутой головке аристократки. Студентам нравилось ее писать и рисовать, так как даже у самых нерадивых получалась похоже. Она почти не менялась, что видно на портретах, сделанных в разное время.
Мне не посчастливилось рисовать, так называемого «Человека-экорше». Он ангажировался исключительно мыльниковской мастерской. Остальным оставалось только рассматривали рисунки этой идеальной с точки зрения изучения анатомии модели. То ли по сложению, то ли из-за болезни у него практически отсутствовала жировая прослойка, поэтому кости, сухожилия, даже пучки мышц отлично просматривались, что очень удобно для учебного рисунка.
Так же не пришлось рисовать пышнотелую белокурую Лиа, знаменитость Репы и Мухи. Только видел ее запоминающуюся фигуру. Она нравилась студентам своими рубенсовскими формами и откровенными рассказами о приватном позировании академической профессуре.
С Виктором я познакомился, когда заканчивал институт. Приехавший их южного города, с хореографическим образованием, длинноногий, пластичный, с выразительным лицом восточного принца, открытый и эмоциональный. Он буквально играл образы предложенных постановок. Охотно рассказывал о себе, приглашал на спектакли. Попал в Институт случайно, в перерывах между выступлениями на сцене. В тяжелые 90-е потребность в балете была все меньше, и Виктор позировал все больше, тем более, что был нарасхват. Его изображения можно увидеть в академических пособиях. Потом не видел его лет двадцать. Случилось, что пригласил по старой памяти попозировать уже своим студентам. Он сильно изменился. Суставы распухли, выступили вены, по животу длинный шрам от операции, апатичный, с отстраненным тусклым взглядом, словно погруженный в сон. Отработав минута в минуту, молча ушел.

Думаю, были и сейчас есть не ординарные натурщики.

 

В статье использованы материалы с https://vk.com/wall-211238637_720 (с) Петр Лернер

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"