Пауль Клее: Магия «линии, идущей на прогулку»

За 61 год своей жизни швейцарско-немецкий художник Пауль Клее стал пионером различных стилей, включая экспрессионизм, конструктивизм, кубизм, примитивизм и сюрреализм? новаторскими движениями 20-го века. Эта роль в составе многих художественных течений означала, что он оставался индивидуалистом на протяжении всей своей жизни. Работы Клее не сводятся к одной категории, благодаря системе пульсирующих форм, мистических иероглифов и потусторонних существ, которые он разработал для заполнения своих композиций.
Эти символы первые попытки в XX веке внедрить духовное содержание и подсознание в абстрактное искусство.  В свою очередь, они вдохновили как сюрреализм, так и абстрактный экспрессионизм, и Клее цитировали как лоджестара (путеводную звезду).

Подобно Жоану Миро или Пабло Пикассо, Клее работал с мотивами детского рисунка и художественными стилями различных тогда так называемых «примитивных людей». Клее однажды описал эти элементы в виде фигурок из палочек, каракулей и упрощенных набросков в своем дневнике. По словам художника, детское впечатление от его рисунков — это «последнее профессиональное озарение», которое было: «противоположностью настоящей примитивности».

Пауль Клее (1879-1940) увенчан многими почетными титулами: его называют отцом абстрактного искусства, мастером Баухауза, прародителем сюрреализма и дада — очень весомый в искусстве человек, которого невозможно игнорировать.

Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в Мюнхенбухзее, Швейцария, в семье двух музыкантов. Отец Пауля, немец Ганс Вильгельм Клее, работал учителем музыки, а мать, Ида Мари Клее, была швейцарской певицей. Вдохновленный своими родителями, Пауль Клее научился играть на скрипке еще в школе. Однако в школе у более позднего художника появилось еще одно увлечение: полное рисование тетрадей. Акварель с изображением бабочки, которую Клее, как говорят, нарисовала в возрасте 13 лет, относится к этому периоду.

Безымянный (бабочка), Пауль Клее, ок. 1892 г.

Пауль Клее переехал в Мюнхен, чтобы изучать рисунок и графику в частной художественной школе Генриха Книрра. В феврале 1900 года Клее сменил учебу и начал учиться в Академии художеств в Мюнхене, в октябре 1900 года в мастер-классе живописца Франца фон Штука. Клее не любил свою учебу и бросил университет только через год. Однако за это короткое время произошло нечто значимое: Пауль Клее познакомился со своей будущей женой Лили Штумпф. Они поженились в 1906 году. Всего через год у них родился первый сын Феликс.

В начале 1900-х годов Клее радикально нарушил тысячелетнюю традицию в искусстве: быть верным представлениям сред из реального мира. Он выбросил узнаваемый контент, он верил в то, что искусство должно выражать метафизическое царство.

Пауль Клее обладал ярко выраженным чувством юмора, о чем свидетельствуют его первые карикатуры. Это можно увидеть, например, на офорте «Встреча двух мужчин, каждый из которых предполагает, что другой имеет более высокий ранг» [изобретение № 6] 1903 года. Из-за волос и бород двое мужчин были идентифицированы как император Вильгельм II. и Франц Иосиф I. Очевидно, сбитые с толку своей наготой, которая лишает всех общепринятых упоминаний о чести, два правителя смотрят друг на друга.

Встречаются двое мужчин, каждый из которых предполагает, что другой имеет более высокий ранг, Пауль Клее, 1903 г.

Пауль Клее любил экспериментировать с различными техниками живописи и рисунка. В 1905 году художник разработал новую технику. Иголкой он царапал узоры на почерневших стеклянных панелях. Одной из таких стеклянных картин является «Портрет отца» 1906 года, на котором изображен Ганс Вильгельм Клее в мощной и властной позе. Ранняя одиночная работа Клее подошла к концу в 1910 году, когда он встретил гравера и иллюстратора Альфреда Кубина, который сильно вдохновил его на творчество.

Началась Первая мировая война и пришло известие о гибели его сверстников Августа Макке и Марка. Травмы война наносила все больше и жутче, и абстрактные художники, убегали в свой абстрактный мир, далекий от материального.
Картины, которые он и его коллеги-художники писали, изобилуют линиями и цветами, в экстазисе они сливались воедино, и когда конкретные элементы действительно возникали, они были фантастическими.
Клее работал в сложных техниках и использовал широкий набор материалов: писал картины пастелью, акварелью, маслом, темперой, чернилами, а также делал офорты (гравюры на металле, выполненные способом травления). Часто использовал много разных материалов в одной работе.

Часть иллюстрации Вольтера, Пауль Клее, 1911 г.
Первая выставка картин Пауля Клее открылась в 1910 году в Берне и имела у публики успех. В 1911 году Клее вошел в объединение экспрессионистов “Синий всадник” [Der Blaue Reiter], основанное в Мюнхене в том же 1911 Василием Кандинским и Францем Марком, которое выпускало одноименный альманах.

Графика всегда играла главную роль в его творчестве, и половина его работ в целом состоит из графики. Когда Пауль Клее впервые встретил французского художника Робера Делоне в 1912 году, он заинтересовался цветной живописью. Творчество Робера Делоне относят к «орфическому» кубизму, также называемому орфизмом. Изучение работ и теорий Делоне для Клее означало обращение к абстракции и автономии цвета. В 1911 году немецкий художник познакомился также с Августом Маке и Василием Кандинским . Вскоре он стал членом группы художников «Синий всадник».

В домах Сен-Жермена, Пауль Клее, 1914, акварель

В апреле 1914 года Пауль Клее отправился в Тунис. С ним были художники Огюст Маке и Луи Муайе. В это время Клее писал акварели, изображающие сильные световые и цветовые стимулы североафриканского пейзажа, а также стиль Поля Сезанна и кубистскую концепцию формы Робера Делоне. Две картины, которые художник создал во время своей двенадцатидневной ознакомительной поездки, называются « В домах Сен-Жермена» и «Уличное кафе».

Круги, связанные лентами, Пауль Клее, 1914, акварель

Пока художник был в Тунисе, он также написал несколько абстрактных картин . Однако окончательного отделения от предмета в его картинах не было. Опыты Клее с акварелью длились более десяти лет и привели его к самостоятельному живописному творчеству, в котором красочный восточный мир Туниса стал основой его идей.
Через несколько месяцев после его возвращения в Мюнхен в 1914 году началась Первая мировая война , и художника призвали на военную службу. Однако он был избавлен от фронтовой операции. Именно под влиянием его службы в армии была создана картина «Похоронные цветы» 1917 года. Своими графическими знаками, растительными и фантастическими формами она дает прогноз его позднейших произведений, в которых гармонично соединяются графика, цвет и предмет.

К 1917 году работы Клее уже неплохо продавались, а критики называли его лучшим из современных немецких художников.

Траурные цветы, Пауль Клее, 1917

Его творчество привлекло внимание Уолтера Гропиуса, основателя школы Баухауза в Веймаре, объединившего искусство и ремесло, функцию и форму. Гропиус пригласил Клее преподавать в 1920 году; Кандинский последовал в 1922 году.
Там они работали вместе с разнообразной группой художников. Уроки Клее и Кандинского помогли формализовать принципы абстрактного искусства и современного дизайна. Например, описание рисунка Клее как «линии, идущей на прогулку», олицетворяет его подход к искусству, который анимировал элементы искусства с движением, спонтанностью и даже элементом магии.
С 1921 по 1931 годы Клее преподавал в веймарской Баухауз (Высшей школе строительства и художественного конструирования), с 1931 по 1933 годы — в Дюссельдорфской академии художеств.

Даже после того, как Пауль Клее был назначен работать в Баухаус в Веймаре, а затем в Дессау, изменения в его работе были заметны. Таким образом, абстрактные работы с графическими элементами, такие как картина 1922 года Twittering-Machine, можно найти в этот период.

Твиттерная машина, Пауль Клее, 1922 г.

Это также первый случай критического обсуждения технологий в его работе. На первый взгляд, «Золотая рыбка, 1925» имеет детскую внешность, но она также наполнена символическим значением. Благодаря вариациям фона холста и комбинированным техникам рисования Клее всегда добивался новых цветовых и живописных эффектов. Во время своего профессорства в академии художеств в Дюссельдорфе, Германия, Клее написал одну из своих самых больших картин: « Парнас» (100 х 126 см). В этом мозаичном произведении Клее работал в стиле пуантилизма и снова сочетал разные приемы и композиционные принципы.

Золотая рыбка, Пауль Клее, 1925

«Магия Рыб» – это отличный пример экспериментального характера Пауля Клее. Данное замечательное произведение искусства изображает на себе различных водных животных в сочетании с цветами и другими необычными существами на чёрном фоне. То, как Клее создавал эту картину, также абсолютно удивительно. Для начала он полностью завершил слой красочных элементов, который затем покрыл толстым слоем чёрной краски. Позже художник срезал чёрный слой, таким образом показав нам всем красочные фигуры.

В 1933 году, когда рейхсканцлером Германии стал Адольф Гитлер, о Пауле Клее появилась статья в нацистской газете: о том, что, хоть Пауль Клее и утверждает, что является чистокровным арабом, всё же, он — типичный галицийский еврей.

В квартире Клее гестапо учинило обыск, из Дюссельдорфской академии художеств его уволили. Нацисты оклеветали Пауля как «дегенеративного художника». Клее с самого начала был признанным антифашистом и бежал со своей семьей в Берн, Швейцария. В последние годы жизни художник тяжело заболел. Однако, несмотря на физические ограничения, его продуктивность возросла еще больше. В Швейцарии Клее обратился в основном к широкоформатным изображениям. Его работы тогда касались двойственных тем, которые выражают его судьбу, политическую ситуацию и его остроумие

Пауль Клее, родившийся в Швейцарии, до самой смерти не смог получить швейцарское гражданство, однако, получил его после смерти: прошение Клее о предоставлении гражданства было удовлетворено через 6 дней после смерти художника 29 июня 1940 года.

12238372_1503037069991349_2355968946134271570_o.jpg

Гитлеровцы не оставили Клее в покое и после его иммиграции в Швейцарию: в июле 1937 года в Мюнхене открылась пропагандистская нацистская выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой были представлены около 700 работ разных авторов, в том числе, 17 картин Пауля Клее.

Революция виадука, Пауль Клее, 1937 г.

Однако, у публики выставка вызвала большой интерес, до апреля 1941 года её посетило 3 миллиона человек, что по тем временам было рекордом.

За свою жизнь Пауль Клее создал невероятно большое количество графики, рисунков и картин. В его каталоге произведений, который он строил с 1911 года до своей смерти в 1940 году, значилось несколько тысяч произведений: 733 панно (картины на дереве или холсте), 3159 цветных листов на бумаге, 4877 рисунков, 95 гравюр, 51 реверсивная картина на стекле и 15 скульптур. Даже в последние годы жизни художник создал 1000 работ — несмотря на тяжелую болезнь и физические ограничения. Говорят, что Пауль Клее рисовал и раскрашивал большинство своих работ левой рукой, хотя он был правшой.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"