Павел Викторович Рыженко родился в 1970 г. в Калуге. В 1982 г. он поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. С 1990 г. учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова в российской академии живописи, ваяния и зодчества, В 1996 г. защитил дипломную картину «Калка».
С 1999 г. Рыженко преподаёт в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества на кафедре композиции. Нестеровская «повёрнутость к небу», перовское мастерство портрета и удивительное жизнелюбие отличают работы этого замечательного художника. Искусствоведы считают его одним из самых талантливых выпускников Академии, его учитель – Илья Глазунов – говорит, что «Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник». Творчество П. Рыженко продолжает традиции мастеров русской классической школы: Г. Семирадского, В. Сурикова, В. Васнецова и М. Нестерова. Павел Рыженко – исторический живописец. Его отличает умение рисовать, знание законов композиции и умение выстраивать сюжет, идею, мета-смысл картины. Он проявляет любовь к деталям и умение охарактеризовать ситуацию через детали, тонкий юмор, построенный на игре человека с природой.
Картины Рыженко, по выражению самого автора, «не просто картины, это бронебойные снаряды, разрушающие наше равнодушие к судьбам России». Они – отражение его внутреннего мощного духа, горячего и бескомпромиссного желания «видеть Россию сильной и свободной от греха».
П. РЫЖЕНКО. СТРАШНЫЙ СУД. 2007
«Страшный Суд» – это огромная (5,7х12 м) роспись западной стены для кафедрального собора Якутска, написанная по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. Это не каноническая (в смысле воспроизведения древних образцов) работа. Для заказчика важнее было сохранение святоотеческого духа при использовании форм, более понятных современному человеку. «Страшный Суд» – современная картина в традиции таких произведений русской иконописи, как «Церковь Воинствующая». Рыженко смог объединить в своей картине реалистическую живописную технику и глубокое, истинно русское, православное содержание. В сознании невоцерковлённого человека живопись и икона несколько противопоставлены. Икону нужно уметь читать. Она представляет собой православный литургический образ, показывающий православное понимание святости, то, как действие Святого Духа меняет и преображает мир. В иконе нет человеческих чувств, нет даже радости – лишь глубокое умиротворение души, кротость и смирение. Эмоциональные образы «Страшного Суда» Рыженко для современника более понятны. В картине строго выверенная, целостная, согласованная композиция; «собранная», не распадающаяся. При этом картина легко делится зрителем на смысловые фрагменты. Картина в целом раскрывает перед зрителем идею реальности Страшного Суда, а каждый отдельный её фрагмент служит иллюстрацией к понятиям добродетели и греха. Полотно дает зрителю пищу для размышлений и повод обратить внимание на своё сегодняшнее существование.
В композиции произведения Рыженко отталкивался от изображения Страшного Суда Виктором Васнецовым. В основе композиции картины лежит прямой крест, делящий пространство по вертикали и горизонтали. В горизонтальной плоскости изображение делится на сферу земную и сферу небесную. В верхней части, на небе, изображен Господь, который держит в руках Евангелие и крест. Господь и апостолы судят мир. Перед Господом умоляют за людей Божия Матерь и Иоанн Креститель. Справа и слева от Христа – воинство небесное. Слева – легионы Константина, древние мученики и древнерусские витязи, справа – Христолюбивое Воинство России, где нашлось место и солдатам первой мировой, и десантникам второй чеченской войн.
Вертикаль картины делит дольний мир полотна на «рай» и «ад». Её образуют Крест в руках Христа; лестница в небо, ведущая к Нему праведников; фигура ангела с весами в руках. Художник специально оставил несорванной одну печать при вхождении в небесные врата на Суд, чтобы каждый представил себя в центре холста и определил свое место на небесном полотне. В образе Грешника в центре картины Рыженко изобразил самого себя. Он в ужасе смотрит на весы в руках ангела. Там чаша бесовская явно перевешивает чашу ангельскую, бесы крючьями тянут её вниз. Судьба грешника – в руках ангела, который еще не положил на чашу весов свой последний свиток.
Рай на картине располагается справа от Христа. Это Восток. Здесь происходит всеобщее воскресение мертвых, торжествует Святая Русь, осеняемая шатровой церковью. Это – великое шествие к Престолу Господню и подобие крестного хода. Из могил встают и приветствуют друг друга русские люди разных эпох. Они направляются к Христу. Впереди идут Царственные Мученики и преподобный Серафим Саровский. В этом потоке людей присутствуют реальные личности: Александр Суворов, Дмитрий Донской, мученик Евгений Родионов – солдат чеченской войны, под пытками не отрекшийся от Христа. Молодой моряк с «Курска», ценой своей жизни остановивший реактор атомной подводной лодки, становится обобщенным образом простого человека, способного пожертвовать собой ради спасения ближнего. Чуть ниже девочка молится у могилы со звездой. У могилы не атеиста и безбожника, а воина, погибшего за Родину в Великой Отечественной войне.
Ад – слева, на Западе. Туда спускается древний змий (образ канонический для православной иконографии Страшного Суда), там полыхают развалины нового Вавилона – небоскребы Америки, статуя Свободы… Внизу воскресают только для того, чтобы оказаться в Геенне, ренессансный алхимик, горделивый фарисей, содомит, самоубийца. Рыженко – мастер аллегории. Он находит детали, способные глубоко раскрыть изображаемый образ. Потрясает фигура блудницы, грудь которой вымазана кровью убитых ею детей. Она одета в деловой костюм, на груди у нее бейджик. Это не просто блудница, а карьеристка, делавшая аборты, чтобы дети не мешали её преуспеванию.
Объединяют все части картины вестники Апокалипсиса, представленные в виде трубящих ангелов.
Своей картиной художник преследовал цель обратить зрителя к пересмотру собственной жизни, осмыслению собственных грехов. Он призывает не оправдывать грех, не размывать понятия Добра и Зла, а сверять свои поступки с евангельскими заповедями.
П. РЫЖЕНКО. БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЕРГИЯ. 2005
«Благословение Сергия» – одна из картин цикла, который П.Рыженко посвятил Куликовской битве. Художник нашёл удивительный образ преподобного Сергия Радонежского. Бог и Родина – понятия, руководившие жизнью и судьбой святого. Трудясь для России, Сергий Радонежский прозревал будущее. Смиренный и кроткий, он сыграл значимую роль в становлении русской церкви и русского государства. Всё, что он создавал, влияло на ход последующей истории России. П.А. Флоренский считал Сергия Радонежского «первоузлом»: «Нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному.» Сергий Радонежский сумел исполнить заповедь Господа о любви к людям. Народ обрел в Преподобном наставника, справедливого судью, целителя духовных и телесных немощей, заступника перед притеснителями.
Образ преподобного Сергия Радонежского на картине П. Рыженко чист и прекрасен. Выбранная художником цветовая палитра воссоздаёт атмосферу духовного спокойствия и молитвенно-созерцательного настроения. Автор постоянно напоминает, что Преподобный Сергий – это реальный живой человек, только отдаленный от нас во времени. Его лицо обращено к зрителю, а взор выцветших старческих глаз устремлён ввысь, откуда Сам Господь благословляет русское воинство на святое дело. В картине художник отразил понимание чуда как проявление Божьего Промысла. В образе Сергия Радонежского духовность прорывается в мир земной, преображает его, делает чище и совершеннее.
Вокруг князя Дмитрия собралась его дружина. Сергий Радонежский обнимает своим сердцем воинов, идущих на смерть. Прозревая победу, он тихо шепчет своему духовному сыну: «Ты победишь…»
Святой старец положил руку на плечо склонившегося перед ним князя. Другой рукой Преподобный опёрся на меч. Эфес меча под рукой монаха выглядит как крест. Перевязь ножен сплелась с лестовкой на руке Преподобного. Это символ сплетения судеб двух святых, двух ратных путей: земного и небесного. Находясь от поля битвы за сотни вёрст и молясь в Лавре за победу русского оружия, Сергий Радонежский «телом стоял на молитве, а духом был на поле битвы». Молясь, Преподобный называл имена погибвших воинов, и братия молилась об упокоении героев Куликова поля.
Предсказание Святого исполнилось. Русские воины одержали победу на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига.
Рядом с князем стоит мальчик. Три главных персонажа картины составляют круг, замкнутый руками – отец и сын. Сергий Радонежский – игумен Земли Русской, символ православной духовности. Позднее Сергий Радонежский по просьбе святого князя засвидетельствует духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Оно положит конец раздроблению русских земель, которые Великий князь Владимирский Дмитрий Донской начал собирать вокруг Москвы.
П. РЫЖЕНКО. ПОБЕДА ПЕРЕСВЕТА. 2005
На полотне изображён исход легендарного поединка Пересвета и Челубея на Куликовом поле. Считалось, что результат единоборства богатырей перед битвой предсказывает судьбу всего сражения. Уже после Куликовской битвы на Руси говорили: «Наша победа началась с Пересвета».
Ордынские воины той поры считались непобедимыми. Предполагалось, что они владели сверхъестественной силой и одолеть их в честном бою было невозможно. Нужна была великая сила духа и помощь Свыше. Преподобный Сергий Радонежский благословил войско князя Дмитрия Донского на битву и предсказал победу над иноплемёнными полчищами. Чтобы воодушевить русское воинство, Сергий Радонежский послал на помощь князю монахов Троице-Сергиевой Лавры: братьев Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Челубей отличался силой и особым мастерством военной выучки, не проиграл ни одного поединка. Он был не простым воином, а воином-монахом, поэтому с ним мог справиться только воин Христов. В этом состоит сакральный мотив посыла Сергием Радонежским на помощь Дмитрию Донскому именно монахов. Пересвету предстояло выполнить свое предназначение. Он знал, что погибнет в этом противостоянии.
Огромным ростом отличался Челубей, поэтому его копьё было значительно длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не успевал даже нанести удара, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл в бой вопреки логике поединка – сняв с себя доспехи, он остался лишь в Великой схиме (монашеской накидке с изображением креста). Только так он мог победить своего врага. Так ему предписывал поступить Сергий Радонежский. Копьё Челубея, пройдя сквозь тело Пересвета, не успело выбить его из седла, и он смог нанести решающий удар. Челубей упал, сражённый, на месте поединка. Александр Пересвет, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле, доехал до русского строя и там умер.
Теме поединка Пересвета и Челубея посвятили свои работы многие русские художники. Каждый из них по-своему увидел значение поединка. Для Павла Рыженко главное в нём – победа Пересвета. Для этого вышел на бой русский монах-богатырь. На победу благословил его преподобный Сергий. Художник на своём полотне не изображает неба. Только высокая трава Куликова поля, далёкий строй ордынского войска, поверженный враг и скачущий на сказочном коне навстречу зрителям смертельно раненный схимник Пересвет. Небесная и земная составляющие поединка сосредоточены в фигурах поединщиков. Духовное значение и подоплёку этого боя художник изображает просто и ясно: схима Пересвета и рогатый шлем поверженного Челубея. Ряды мамаева войска, скреплённые стремлением к наживе, хорошо видны зрителю. В них стоят степняки и разноплемённые наёмники: половцы, аланы, касоги, генуэзцы… Куликовское сражение не было битвой народов. Это была битва Руси с ордой разбойников, которая не имела права выступать от имени какой-либо нации.
Главным в поединке перед боем было не только сразить противника, но и добраться до своего войска. Упал на землю поверженный Челубей. Монах-богатырь на сказочном коне возвращается в строй. Зритель видит живого человека. В его лице нет гнева, нет радости победы. Он исполнил свой долг и предназначение.
Изображения русского войска на полотне П. Рыженко нет. В его рядах – каждый, кого привлекла картина «Победа Пересвета». Куликово поле всегда находится здесь и сейчас, там, где стоит зритель. В аннотации к картине автор подсказывает зрителям: «Пересвет скачет навстречу нам, вдохновляя ряды соотечественников и нас с вами на победу. Чтобы не подумали, что сказочки всё это – луга, кони да богатыри».
Использованы материалы из проекта «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю».
Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО. Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор ЗабГУ.
Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской епархии и читинского издательства «Палитра».