Поль Сезанн: Похищение импрессионизма и старых концепций живописи XIX века

Фамилия Сезанн тянется из итальянского городка Чезанн, из которого была родня художника по отцовской линии. Сезанны перебрались во Францию и офранцузились, живя на юге, в городе Экс-ан-Провансе. Отец Поля вполне успешно создал банк и хорошо зарабатывал. Быстро разбогатев, отец Сезанна приобрел в собственность поместье Жа-де-Буффан и обзавелся семьёй. В поместье Жа-де-Буффан и родился Поль Сезанн и его две сестры.

Портрет отца Луи Огюста написанный Полем Сезанн

Учился Поль в самой престижной школе городка. Она была для обеспеченных жителей и имела богатые гуманитарные традиции. В этой школе Поль познакомился с Эмилем Золя.  Поль по настоянию отца поступил на юридический факультет в университете Экса, так как отец Поля Сезанна хотел, чтобы сын стал юристом. Но Поль учебу в университете не выдержал и бросил обучение. В тоже время Поля тянуло к живописи и  он учился рисунку в местной школе. Когда жизнь под постоянным прессом отца стала совсем невыносимой, Сезанн перебрался в Париж и очень тесно общались с Эмилем Золя, который раньше Поля ехал в Париж завоёвывать Францию и многие годы они оставались ближайшими друзьями.

Картина Поля Сезанн «Девушка у пианино»

В Париже Сезанн посещал художественные заведения, в том числе и академию Сюиса, где он и познакомился с натурщицей Гортензией, которая стала его возлюбленной.  Спустя 2 года у них родился сын, которого назвали Полем в честь папы. Отец долгое время ничего не знал про Гортензию и маленького Поля, но когда семья Сезаннов узнала об этом, то заставили сына жениться на Гортензии, к которой Поль уже остыл и увлекся маминой служанкой. Любви не было, но Сезанн и Гортензия не разводились до конца жизни и их отношения были достаточно сложные. Сезанн заболел диабетом, и от этого стал более раздражительным и вспыльчивым, а иногда просто шел на резкость сознательно, провоцируя постоянные скандалы. Старый Сезанн жил один, Гортензия с сыном отдельно, хотя они и были женаты.

Похищение. 1867 г.

Дружба с Золя тоже плохо кончилась. Но так бывает с писателями, им нужен жизненный материал, чтобы писать. Аналогичная история была у Чехова и Левитана, они тоже сильно дружили, но Антон Павлович взял да и написал рассказ «Попрыгунья». В героях все без труда узнали художника и его возлюбленную, замужнюю даму Софью Кувшинникову. Левитан даже собирался вызвать Чехова на дуэль. Но им всё-таки удалось восстановить дружбу. А Золя написал роман «Творчество», и главного героя он списывал с Сезанна. Золя показал художника вечным неудачником, покончившим жизнь самоубийством. Сезанн посчитал это предательством. Он совершенно рассвирепел, причем раз и навсегда. И эта дружба с детства кончилась разрывом.

Дом повешенного в Овере. 1872-1873

В 1860 году в академии Сюиса Сезанн также познакомился с будущими импрессионистами, которые имели огромное значение для творчества Сезанна. Первым наставником Сезанна стал импрессионист Камиль Писсарро — Сезанн даже подписывался одно время как ученик Писсарро, а затем просто друг, который его всегда поддерживал и помогал. Эта связь была особенно судьбоносной, хотя Сезанн был знаком и с другими. Поль также участвовал и в знаменитых посиделках в кафе «Гербуа», там художники обменивались идеями и спорили о живописи. Это была очень живая группа, где Эдуард Мане играл роль мэтра. Он был старше остальных и уже пережил свои самые важные художественные скандалы. Мане был признанный новатор, и это привлекало молодых. Кроме того, он был настоящим джентльменом, держал стиль и одевался всегда с иголочки.
Клод Моне рассказывал, что если в кафе приходил из мастерской перепачканный краской Поль Сезанн, то он часто вёл себя вызывающе до неприличия. Сезанн обходил всех присутствующих, чтобы пожать им руки. Но перед Мане останавливался и говорил: «Вам, господин Мане, я сегодня руки не подам, поскольку я уже неделю не мылся.» Но Сезанн был не так прост, это он, конечно, напускал на себя.

Тающий снег в Эстаке. 1870 год

В 1860-е годы импрессионисты уже созревают и вырабатывают свои живописные идеи. Сезанн участвовал в двух выставках импрессионистов, но идеи импрессионистов Сезанна совершенно не вдохновляют, у него другие ориентиры, и в дальнейшем, по разным причинам, Сезанн больше не участвовал в выставках импрессионистов. Если говорить о классике, то особое значение для него имел Тинторетто. А из современников — Курбе, Домье, Делакруа. Это видно по его тёмным картинам с драматическими сюжетами. Спустя годы, самой важной фигурой для Сезанна станет Пуссен. Но переработанный и переосмысленный. Казалось бы, холодный и рассудочный классицист Пуссен, но именно по нему «настраивается» зрелое творчество Сезанна, которое мы называем сезаннизмом. Потому что ранние картины Сезанна к сезаннизму не имеют никакого отношения, хотя их писал всё тот же человек.

Вид на гору Сент-Виктуар с Лов. 1904г

Независимо от будничных обстоятельств и личных связей, дружбы с Писсарро, Сезанн, впитав кое-что от импрессионистов, очень быстро переосмыслил это наследие и начал вырабатывать свою «систему». Сезанн вырабатывал систему антиимпрессионизма.Творчество Сезанна ознаменовало собой переход от старых концепций живописи XIX века, к совершенно новым, зародившим мир искусства XX века.

Сезанна выставляли на всемирных выставках и были триумфальные персональные выставки. При том, что всю жизнь он терпел насмешки обывателей и мастеров творчество и  Поля Сезана долгое время не признавали, но он творил потому, что попросту не мог не творить и при жизни стали знаменитым и признанным художником.

В 1906 году в Экс-ан-Провансе на пленэре, работая над картиной и не замечая непогоды, Сезанн  простудился . Началось воспаление легких, и через 2 дня его не стало.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"