Ричард Дадд: Талант с психическим заболеванием и невероятной эстетикой

Теплым летний вечерком где-то в Древней Греции, философ Платон называл творческое вдохновение данным Богом безумием. В наши дни от художника ждут, как минимум, ментального расстройства. Не может же творец разочаровать публику и практически признать себя ординарным, отказавшись от зыбкого ореола гениальности/сумасшествия. Если копнуть вглубь вопроса истинно «сумасшедших художников» не так то и много.

Один из самых трагических примеров блистательного таланта в сочетании с серьезным психическим заболеванием был викторианский художник с невероятной эстетикой Ричард Дадд (Richard Dadd) 1817-1886 гг.

Летом 1844 года в отделение умалишенных уголовных преступников госпиталя Бетлехем (известном как Бедлам) был доставлен 27-летний Ричард Дадд. Его арестовали неподалеку от Парижа в Фонтенбло, когда он набросился с ножом на пассажира дилижанса, следовавшего из Кале в столицу. На допросе в префектуре Дадд заявил через переводчика, что едет в Вену, чтобы убить там австрийского императора! Он также признал, что 28 августа 1843 года убил в лесу своего отца, лорда Дарнли, о чем в Париж уже пришло «сообщение» от английской полиции с просьбой задержать убийцу.

Ричард Дадд. Спящая Титания, 1841 Richard Dadd, Titania Sleeping, 1841
Сын лорда, с достойным образованием, юный Дадд наследовал художественные склонности отца. Он был четвертый из девяти детей. Ричард Дадд обучался миниатюрной живописи, затем в 1837 году начал учебу в Королевской академии в Лондоне.  Он был веселым, живым и компанейским молодым человеком. На различных выставках Академии он завоевал три медали и начал активно выставляться в престижной галерее на Саффолк-стрит. В целом, Дадд комфортно вписывался в арт среду.
Ричард Дадд. Снизойди на эти жёлтые пески, 1842 Richard Dadd, Come unto These Yellow Sands, 1842

В 25 лет Дадд со своим покровителем сэром Томасом Филлипсом в 1842 году, следуя давней академической традиции, принял участие в экспедиции на Ближний Восток и Египет, чтобы рисовать и изучать классическое искусство. Альпы, Венеция, а затем Греция, Константинополь (современный Стамбул), Кипр, Бейрут и Иерусалим… Долгое и трудное путешествие вызвало у молодого художника тяжелое нервное истощение: появилась головная боль, в Египте начались приступы бреда и явной агрессии. А посещение знаменитого «города мертвых» привело к галлюцинациям, в которых власть над Даддом захватил могущественный Осирис, повелитель подземного царства. Врачи поставили диагноз «солнечный удар».

Ричард Дадд. Бегство из Египта, 1849-1850 Richard Dadd. The Flight out of Egypt,1849-50

Ошибочно принимая его поведение за серьезный случай солнечного удара, не было поставлено ни одного диагноза до его приезда в Англию. По возвращении в 1843 году, отец Ричарда, убежденный в том, что сын его страдает от последствий «солнечного удара», обратился к Александру Сазерленду, ведущему в то время психиатру. Стало ясно, что что-то изменилось, художник проявлял тревожные признаки тяжелого психического заболевания.

Доктор вынес жесткий диагноз: Ричард не несет ответственности за свои действия и поступки. И посоветовал держать его в изоляции под наблюдением. К сожалению, отец не послушался совета врача — и поплатился жизнью. Галлюцинации усилились, он убедил себя, что его отец был дьяволом. И в 1843 году во время вечерней прогулки в парке он зарезал своего отца. Дадд бежал во Францию, напав по пути с бритвой на туриста. Власти задержали его недалеко от городка Монтро.

Когда полиция обыскивала его студию в поисках улик, они обнаружили, что он сделал рисунки друзей и знакомых с перерезанным горлом.

Эта трагическая часть жизни Ричарда Дадда в некотором смысле соответствовала ожиданиям британского общества в те дни. Идея о том, что грань между искусством и безумием очень тонка, что в искусстве есть нечто подрывное, опасное — была очень важной частью викторианской культурной среды. Пример Дадда довел стереотип до крайности.

После признания в убийстве он был заключен в уголовный отдел Бедлама (печально известную лондонскую Вифлеемскую королевскую больницу). В 1864 году его перевели в недавно открытый Центр Бродмура, в этом учреждении он оставался до своей смерти в 1886 году. Психиатрическая помощь в викторианскую эпоху была очевидно ужасающей. Но, по меркам того времени, о Дадде заботились весьма прогрессивные врачи, ему даже было рекомендовано продолжать рисовать. Именно в стенах лечебницы он создал свой magnum opus — «Мастерский замах сказочного дровосека», на создание которой у него ушло почти 10 лет.

Мастерский замах сказочного дровосека. Ричард Дадд, 1864

В психиатрической больнице в Бедламн Ричард Дадд провел почти сорок три года. Но вот что поразительно: его талант не померк, болезнь не затронула эту часть мозга. Все время заключения в своей работе он полагался на свое собственное воображение, невероятную зрительную память и один известный альбом для рисования, который он забрал с собой из нормальной жизни. Некоторые из его самых маленьких работ размером с открытку раскрывают воспоминания о достопримечательностях, которые он видел во время своих путешествий. Персонал больницы покровительствовал таланту Дадда и, в некотором роде, был его натурщиками. Считается, что «Портрет молодого человека» (1853) изображает одного из санитаров.

Ричард Дадд. Портрет молодого человека, 1853 Richard Dadd, Portrait of a Young Man, 1853

Через сто лет интерес к картинам художника резко возрос. В 1984 году одна из его работ — «Спор: Оберон и Титания» — была продана за полмиллиона фунтов стерлингов. Через четыре года новая сенсация: акварель «Пребывание художника в пустыне», провалявшаяся все эти годы на чердаке, была куплена Британским музеем за сто тысяч фунтов.

Ричард Дадд. Спор: Оберон и Титания, 1854—1858 Richard Dadd Contradiction Oberon and Titania 1854-1858

Нам нравиться бесконечно романтизировать и превращать в фетиш идею замученного, изолированного, безумного художника.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»