Сергей Борисович Симаков (Иеромонах Рафаил): Раздумье о человеческой судьбе, о пути православной России

Сергей Борисович Симаков (Иеромонах Рафаил)  родился в 1949 году в Москве. В 1972 году окончил Московский архитектурный институт, после чего преподавал рисунок, черчение и начертательную геометрию в Московском инженерно-строительном институте. С 1974 года Сергей Симаков состоял в секции живописи Московского городского комитета профсоюза художников-графиков и по 1989 год выставлялся в зале на Малой Грузинской улице, 28 в составе группы «20 московских художников». В 1982 году был принят в Союз художников СССР. С 1989 года состоялась его персональная выставка «Под Благодатным Покровом». С 2006 года основная часть картин С. Симакова религиозного содержания находится в Галерее православного искусства в Угличе.

Иеромонах Рафаил

Свой творческий путь Сергей Симаков начал с долгих экспериментов со стилем. Его картины 70-80-х годов наполнены авангардными и символическими интонации, славянской экзотикой. Более поздние работы наполняются христианским смыслом. В 1992 году Сергей Симаков принял сан священника. C того момента изменилось все: «Поменялся образ жизни, – рассказывает отец Рафаил, – как внешне, так и внутренне». Православная вера, по словам самого художника, открыла перед ним иные горизонты. И светская живопись больше не могла удовлетворить его духовных потребностей. Картины отца Рафаила стали иконографичными. После смерти жены отец Сергий (Симаков) принял монашеский сан с именем Рафаил и продолжил служение в храме. В ноябре 2012 года иеромонах Рафаил награжден медалью Ярослава Мудрого.
Наряду с собственными художественными находками в творчестве иеромонаха Рафаила обнаруживаются художественные приёмы иконописи XIV–XV вв. Творчество художника проникнуто глубоким знанием Библии, житийной и древнерусской литературы. Каждая его работа – это приглашение к раздумью о человеческой судьбе, о пути православной России.
Все картины о. Рафаила соответствуют канонам и правилам иконописи. Со временем у художника выработалась манера письма, в которой традиционные для иконописи образы сливаются с лирическим русским пейзажем. Оригинальны цветовые решения его полотен. Картины отца Рафаила похожи на настенную живопись. Сложные по символике и философии работы художника рассказывают об истории церкви и жизни святых. Они деталь- ны и повествовательны, как житийные иконы. Главным своим вкладом в утверждение православия художник считает то, что его работы более доступны для понимания современного человека, чем иконы. Он пользуется теми же приёмами, что и художники-реалисты. Своим творчеством художник продолжает просветительское дело М.Нестерова, которого отец Рафаил считает своим учителем.

ИЕРОМОНАХ РАФАИЛ (СЕРГЕЙ СИМАКОВ). СВЯТИТЕЛИ АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЕ. (ХХ В.)
Святые Преподобные Антоний и Феодосий Печерские были основателями монашества на Руси. Печерские старцы внесли в духовную жизнь идею аскезы (т.е. отречения от мирского и плотского в пользу духовного самосовершенствования). От святых Антония и Феодосия берёт своё начало то русское монашество, которое сыграло особую историческую роль на путях русской святости и всей русской культуры. Позднее многие древнерусские монастыри или приглашали к себе игуменами печерских иноков, или были ими основаны.

Иеромонах Рафаил (Сергей Симаков). Святители Антоний и Феодосий Печерские (ХХ в.)

Преподобные Антоний и Феодосий изображены во весь рост, оба в монашеском одеянии. На святом Антонии надета схима. В руках у него плат с изображением иконы «Успение Пресвятой Богородицы». В её честь был освящен первый храм Киево-Печерской лавры. С возвышенности, где стоят Преподобные, виден простой деревянный храм. Это – первая деревянная церковь, построенная преподобным Антонием на месте Киево-Печерской лавры. Преподобный Феодосий правой рукой указывает на Небесный град, соединенный золотой дорожкой с церковью, куда стремится множество людей. Купол церкви написан необыкновенным золотым цветом, он как бы светится изнутри. Золотой цвет в иконописи означает Божественную чистоту, сияние Славы Господней. В образе Небесного Иерусалима в золотом сиянии среди облаков изображена Киево-Печерская Лавра. Необыкновенная золотая радуга, связывающая земной храм с Храмом Небесным, означает возносимые молитвы и духовный подвиг монахов, которые со временем воплотились в славе Киево-Печерской лавры. Небесный Иерусалим – метафора «города мира, где Божий народ будет вечно жить вместе с Богом и где нет места любому нечестию». Небесный Иерусалим для автора – это не только место, где праведники возносят вечную молитву Творцу. Это символический образ каждого православного храма, всей Святой Руси.
Ночной зимний пейзаж картины – это символическое состояние духовной смерти, сна души. Это состояние Русской земли, которая при жизни святых только начинала просвещаться Православием. За ночью приходит утро, а за зимой приходит весна. Люди стекаются к храму, чтобы духовно проснуться, обновиться православной верой. Именно поэтому главный храм будущей лавры посвящён празднику Успения Пресвятой Богородицы как символу духовного перерождения не только отдельных людей, но и всего государства.
Картина иеромонаха Рафаила «Святые Антоний и Феодосий Печерские» – аллегорическая попытка совместить горизонталь земного существования с вертикалью души, по хрупкому золотому мостику стремящейся от храма земного к Храму Небесному.

ИЕРОМОНАХ РАФАИЛ. (СЕРГЕЙ СИМАКОВ). СВЯТИТЕЛЬ ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ. (ХХ в.)
Святитель Леонтий, епископ Ростовский, был первым святителем, канонизированным в России. Он был монахом Печерского монастыря при жизни преподобных Антония и Феодосия Печерских. Святитель Леонтий первый из печерских иноков получил епископское посвящение и был поставлен на кафедру в город Ростов. В то время в Ростове преобладало язычество.
Основной деятельностью святителя на посту епископа было проповедование православия местному населению. За это язычники изгнали его из города. Святитель поселился недалеко от Ростова и продолжил свою проповедь.

Иеромонах Рафаил. (Сергей Симаков).
Святитель Леонтий Ростовский. (ХХ в.)

На картине иеромонаха Рафаила «Святитель Леонтий епископ Ростовский» собраны главные моменты служения святого. Этим картина напоминает житийную икону.
На переднем плане изображён Святитель Леонтий. Его фигура в столпе света создаёт центральную ось полотна. Это буквальное воспроизведение текста жития Святителя, когда он вышел к озлобленным язычникам «в полном святительском облачении, сияя небесным светом». Поражённых язычников Святитель «восставил и крестил». Так было положено начало христианству в Ростовском крае. Поток света над св.Леонтием и солнечные лучи, пронизывающие всё пространство картины – это сияние Славы, которая несет в мир благодать и духовное просвещение.
Святитель изображен в окружении детей. Это тоже иллюстрация к житию Святого. Изгнанный из Ростова язычниками епископ Леонтий обратил свою проповедь к детям. Он угощал их кутьёй (вареной пшеницей с мёдом) и в то же время наставлял их в истинах веры, крестил. Позднее вслед за детьми к Святителю потянулись и взрослые. Передавая Православие детям, Святитель закладывал фундамент Веры в будущих поколениях. В руках у детей горящие свечи и Священное Писание. Это символ снизошедшей на них благодати Божией, передачи православной традиции будущим поколениям. Эта сцена должна напоминать о том, что именно воспитанию детей, вкладыванию в них зёрен Веры и Правды нужно уделять максимум внимания в любые времена.
По диагонали картину пересекает река, через которую в лодке переправляется св.Леонтий. Река – это символ истинной веры, река премудрости, текущая в будущее. Епископ освящает воду, стоя в лодке. Через эту воду он приобщает жителей княжества к вере.
Слева изображён город Ростов в виде многочисленных храмов. Среди храмов художник помещает фигуру молящегося Святителя. Над городом, в картуше, Божья Матерь с Младенцем на троне в окружении святых на фоне Киево-Печерской лавры, откуда пришёл на служение в Ростов святитель Леонтий.
Справа от Святителя художник поместил храм Архистратига Михаила, где продолжил своё служение Святитель. Архангел Михаил, защитник православных христиан от видимых и невидимых врагов, ересей и сил зла, был помощником и хранителем св.Леонтия в деле просвещения языческих народов. Над входом в храм находится икона Михаила Архангела, перед церковью святитель Леонтий встречает людей, идущих к Богу.
Небо автор изобразил неспокойным, покрытым тучами, сквозь которые пробиваются яркие лучи солнечного света. Это аллегория деятельности святителя Леонтия, направленной на просвещение языческих народов светом Православия.
Картина написана в иконописной манере. Это выражается в характерном для иконы изображении фигур и лиц персонажей, в их пропорциях. Объемность реалистичной манеры письма сглажена, фигуры становятся двухмерными. Иконы не прославляют плоть. Они воссоздают те черты, которые выражают собой свойства Бога: смирение, доброту, терпимость, нестяжание, кротость. Все эти черты присутствуют в личности святителя Леонтия. Изображением нимба над головой епископа ростовского Леонтия автор рассказывает о причислении его к лику святых. Перспектива картины также близка иконе. Нет эффекта утрачивания яркости по мере удаления предметов. Все фрагменты полотна становятся равно значимыми для понимания сюжета. Мягкость письма и тонкую гармонию красок подчёркивает изображение подробного реалистичного пейзажа. В картине много символов, что является отличительной чертой иконописи.

ИЕРОМОНАХ РАФАИЛ. (СЕРГЕЙ СИМАКОВ). ГРЯДИ ОТКУДА ПРИШЁЛ. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ ПРОГОНЯЕТ МАСОНА. (ХХ В.)
Серафим Саровский – один из последних великих праведников России. Его жизненный путь – это живая проповедь Православия, христианской любви, которую он носил в своем сердце.
Сюжетом этой картины стал действительный факт. В 1925 году, незадолго до декабрьского восстания, к нему обратился за благословением видный масон (О.Платонов в своей книге «Терновый венец России» считает, что это был Павел Пестель). Преподобный в это время стоял возле родника. Когда офицер приблизился к Святому, вода в источнике потемнела и стала бить мутным ключом. Преподобный, гневно взглянув на офицера, грозно повелел: «Гряди откуда ты пришёл! Подобно тому, как замутился этот святой источник, так возмутишь и ты со своими единомышленниками всю Россию!» В этот момент на старца, который всех приходящих к нему приветствовал словами: «Радость моя», страшно было смотреть. В ужасе и смятении отошел от него офицер: он действительно хотел хитростью получить от старца одобрение готовящегося государственного переворота.

Иеромонах Рафаил. (Сергей Симаков).
Гляди откуда пришел. Серафим Саровский прогоняет масона. (ХХ в.)

Эта картина художника иконографична. Смягчены объёмы фигур и предметов, мало выражена перспектива в написании пейзажа. Святость преподобного Серафима Саровского подчёркнута изображением нимба. Картина композиционно разделена на две половины. Деление проходит по условной вертикали, образованной стволом дерева, земляным валом и колодцем, выстроенным над родником. Эта вертикаль – рубеж, отделяющий Преподобного от гостя и сочувствующего ему провожатого. Неприятие Святым офицера подчеркнуто движением рук Серафима Саровского. Вытянутой левой рукой он как бы отталкивает пришедшего, возводит между ним и собой дополнительную преграду. Правая рука указывает офицеру на тропу, по которой тот пришёл. Художник смог выразить эмоциональный настрой сцены: гнев Преподобного, нетерпимого к врагам веры, растерянность масона и недоумение сопровождающего офицера монаха. Монах не разделяет чувств Святого. Это автор выражает средствами композиции, помещая инока рядом с офицером, на «его» половине картины.
Символом, подтверждающим правоту гнева Преподобного, становится колодец, в котором вскипела и замутилась вода. Вода – символ крещения. Колодец – это символ Православия, создавшего само понятие Святой Руси. Негодующий жест Преподобного ассоциируется с библейским рассказом об изгнании Адама и Евы из рая. Этим жестом Преподобный даёт понять масону-грешнику, что попытка искоренить зло в мире по собственному, человеческому, разумению, привлекает в него ещё большее зло. Могучий ствол дерева, изображённый на картине, – аллегория Древа жизни. Оно символизирует центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю, человека и его путь к духовным высотам. К этому дереву, стоящему на возвышении, ведёт одна из тропинок. Три тропинки пересекают пространство картины. Все они сходятся у колодца. Первая из них, по которой пойдёт гость Серафима Саровского, приведёт его к гибели. Другая тропинка, ведущая к дереву, – путь духовного совершенствования. Отказ от благосостояния и богатства, полный препятствий путь аскета, ведущий к спасению души. По этому пути пошёл Преподобный. Третий путь, ведущий к избушке, – путь мирян, которые, стяжая мирские ценности, могут потерять себя. Лесной пейзаж на картине – символ рая и России, в которых нет места грешникам.

 

Использованы материалы из проекта «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю».
Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО. Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор ЗабГУ.
Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской епархии и читинского издательства «Палитра».

Корзина для покупок
Прокрутить вверх

Предзаказ на книгу «Необыкновенные приключения авиатора Жени: Всё начинается с мечты»