Сергей Борисович Симаков (Иеромонах Рафаил) родился в 1949 году в Москве. В 1972 году окончил Московский архитектурный институт, после чего преподавал рисунок, черчение и начертательную геометрию в Московском инженерно-строительном институте. С 1974 года Сергей Симаков состоял в секции живописи Московского городского комитета профсоюза художников-графиков и по 1989 год выставлялся в зале на Малой Грузинской улице, 28 в составе группы «20 московских художников». В 1982 году был принят в Союз художников СССР. С 1989 года состоялась его персональная выставка «Под Благодатным Покровом». С 2006 года основная часть картин С. Симакова религиозного содержания находится в Галерее православного искусства в Угличе.
Свой творческий путь Сергей Симаков начал с долгих экспериментов со стилем. Его картины 70-80-х годов наполнены авангардными и символическими интонации, славянской экзотикой. Более поздние работы наполняются христианским смыслом. В 1992 году Сергей Симаков принял сан священника. C того момента изменилось все: «Поменялся образ жизни, – рассказывает отец Рафаил, – как внешне, так и внутренне». Православная вера, по словам самого художника, открыла перед ним иные горизонты. И светская живопись больше не могла удовлетворить его духовных потребностей. Картины отца Рафаила стали иконографичными. После смерти жены отец Сергий (Симаков) принял монашеский сан с именем Рафаил и продолжил служение в храме. В ноябре 2012 года иеромонах Рафаил награжден медалью Ярослава Мудрого.
Наряду с собственными художественными находками в творчестве иеромонаха Рафаила обнаруживаются художественные приёмы иконописи XIV–XV вв. Творчество художника проникнуто глубоким знанием Библии, житийной и древнерусской литературы. Каждая его работа – это приглашение к раздумью о человеческой судьбе, о пути православной России.
Все картины о. Рафаила соответствуют канонам и правилам иконописи. Со временем у художника выработалась манера письма, в которой традиционные для иконописи образы сливаются с лирическим русским пейзажем. Оригинальны цветовые решения его полотен. Картины отца Рафаила похожи на настенную живопись. Сложные по символике и философии работы художника рассказывают об истории церкви и жизни святых. Они деталь- ны и повествовательны, как житийные иконы. Главным своим вкладом в утверждение православия художник считает то, что его работы более доступны для понимания современного человека, чем иконы. Он пользуется теми же приёмами, что и художники-реалисты. Своим творчеством художник продолжает просветительское дело М.Нестерова, которого отец Рафаил считает своим учителем.
ИЕРОМОНАХ РАФАИЛ (СЕРГЕЙ СИМАКОВ). СВЯТИТЕЛИ АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЕ. (ХХ В.)
Святые Преподобные Антоний и Феодосий Печерские были основателями монашества на Руси. Печерские старцы внесли в духовную жизнь идею аскезы (т.е. отречения от мирского и плотского в пользу духовного самосовершенствования). От святых Антония и Феодосия берёт своё начало то русское монашество, которое сыграло особую историческую роль на путях русской святости и всей русской культуры. Позднее многие древнерусские монастыри или приглашали к себе игуменами печерских иноков, или были ими основаны.
Преподобные Антоний и Феодосий изображены во весь рост, оба в монашеском одеянии. На святом Антонии надета схима. В руках у него плат с изображением иконы «Успение Пресвятой Богородицы». В её честь был освящен первый храм Киево-Печерской лавры. С возвышенности, где стоят Преподобные, виден простой деревянный храм. Это – первая деревянная церковь, построенная преподобным Антонием на месте Киево-Печерской лавры. Преподобный Феодосий правой рукой указывает на Небесный град, соединенный золотой дорожкой с церковью, куда стремится множество людей. Купол церкви написан необыкновенным золотым цветом, он как бы светится изнутри. Золотой цвет в иконописи означает Божественную чистоту, сияние Славы Господней. В образе Небесного Иерусалима в золотом сиянии среди облаков изображена Киево-Печерская Лавра. Необыкновенная золотая радуга, связывающая земной храм с Храмом Небесным, означает возносимые молитвы и духовный подвиг монахов, которые со временем воплотились в славе Киево-Печерской лавры. Небесный Иерусалим – метафора «города мира, где Божий народ будет вечно жить вместе с Богом и где нет места любому нечестию». Небесный Иерусалим для автора – это не только место, где праведники возносят вечную молитву Творцу. Это символический образ каждого православного храма, всей Святой Руси.
Ночной зимний пейзаж картины – это символическое состояние духовной смерти, сна души. Это состояние Русской земли, которая при жизни святых только начинала просвещаться Православием. За ночью приходит утро, а за зимой приходит весна. Люди стекаются к храму, чтобы духовно проснуться, обновиться православной верой. Именно поэтому главный храм будущей лавры посвящён празднику Успения Пресвятой Богородицы как символу духовного перерождения не только отдельных людей, но и всего государства.
Картина иеромонаха Рафаила «Святые Антоний и Феодосий Печерские» – аллегорическая попытка совместить горизонталь земного существования с вертикалью души, по хрупкому золотому мостику стремящейся от храма земного к Храму Небесному.
ИЕРОМОНАХ РАФАИЛ. (СЕРГЕЙ СИМАКОВ). СВЯТИТЕЛЬ ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ. (ХХ в.)
Святитель Леонтий, епископ Ростовский, был первым святителем, канонизированным в России. Он был монахом Печерского монастыря при жизни преподобных Антония и Феодосия Печерских. Святитель Леонтий первый из печерских иноков получил епископское посвящение и был поставлен на кафедру в город Ростов. В то время в Ростове преобладало язычество.
Основной деятельностью святителя на посту епископа было проповедование православия местному населению. За это язычники изгнали его из города. Святитель поселился недалеко от Ростова и продолжил свою проповедь.
На картине иеромонаха Рафаила «Святитель Леонтий епископ Ростовский» собраны главные моменты служения святого. Этим картина напоминает житийную икону.
На переднем плане изображён Святитель Леонтий. Его фигура в столпе света создаёт центральную ось полотна. Это буквальное воспроизведение текста жития Святителя, когда он вышел к озлобленным язычникам «в полном святительском облачении, сияя небесным светом». Поражённых язычников Святитель «восставил и крестил». Так было положено начало христианству в Ростовском крае. Поток света над св.Леонтием и солнечные лучи, пронизывающие всё пространство картины – это сияние Славы, которая несет в мир благодать и духовное просвещение.
Святитель изображен в окружении детей. Это тоже иллюстрация к житию Святого. Изгнанный из Ростова язычниками епископ Леонтий обратил свою проповедь к детям. Он угощал их кутьёй (вареной пшеницей с мёдом) и в то же время наставлял их в истинах веры, крестил. Позднее вслед за детьми к Святителю потянулись и взрослые. Передавая Православие детям, Святитель закладывал фундамент Веры в будущих поколениях. В руках у детей горящие свечи и Священное Писание. Это символ снизошедшей на них благодати Божией, передачи православной традиции будущим поколениям. Эта сцена должна напоминать о том, что именно воспитанию детей, вкладыванию в них зёрен Веры и Правды нужно уделять максимум внимания в любые времена.
По диагонали картину пересекает река, через которую в лодке переправляется св.Леонтий. Река – это символ истинной веры, река премудрости, текущая в будущее. Епископ освящает воду, стоя в лодке. Через эту воду он приобщает жителей княжества к вере.
Слева изображён город Ростов в виде многочисленных храмов. Среди храмов художник помещает фигуру молящегося Святителя. Над городом, в картуше, Божья Матерь с Младенцем на троне в окружении святых на фоне Киево-Печерской лавры, откуда пришёл на служение в Ростов святитель Леонтий.
Справа от Святителя художник поместил храм Архистратига Михаила, где продолжил своё служение Святитель. Архангел Михаил, защитник православных христиан от видимых и невидимых врагов, ересей и сил зла, был помощником и хранителем св.Леонтия в деле просвещения языческих народов. Над входом в храм находится икона Михаила Архангела, перед церковью святитель Леонтий встречает людей, идущих к Богу.
Небо автор изобразил неспокойным, покрытым тучами, сквозь которые пробиваются яркие лучи солнечного света. Это аллегория деятельности святителя Леонтия, направленной на просвещение языческих народов светом Православия.
Картина написана в иконописной манере. Это выражается в характерном для иконы изображении фигур и лиц персонажей, в их пропорциях. Объемность реалистичной манеры письма сглажена, фигуры становятся двухмерными. Иконы не прославляют плоть. Они воссоздают те черты, которые выражают собой свойства Бога: смирение, доброту, терпимость, нестяжание, кротость. Все эти черты присутствуют в личности святителя Леонтия. Изображением нимба над головой епископа ростовского Леонтия автор рассказывает о причислении его к лику святых. Перспектива картины также близка иконе. Нет эффекта утрачивания яркости по мере удаления предметов. Все фрагменты полотна становятся равно значимыми для понимания сюжета. Мягкость письма и тонкую гармонию красок подчёркивает изображение подробного реалистичного пейзажа. В картине много символов, что является отличительной чертой иконописи.
ИЕРОМОНАХ РАФАИЛ. (СЕРГЕЙ СИМАКОВ). ГРЯДИ ОТКУДА ПРИШЁЛ. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ ПРОГОНЯЕТ МАСОНА. (ХХ В.)
Серафим Саровский – один из последних великих праведников России. Его жизненный путь – это живая проповедь Православия, христианской любви, которую он носил в своем сердце.
Сюжетом этой картины стал действительный факт. В 1925 году, незадолго до декабрьского восстания, к нему обратился за благословением видный масон (О.Платонов в своей книге «Терновый венец России» считает, что это был Павел Пестель). Преподобный в это время стоял возле родника. Когда офицер приблизился к Святому, вода в источнике потемнела и стала бить мутным ключом. Преподобный, гневно взглянув на офицера, грозно повелел: «Гряди откуда ты пришёл! Подобно тому, как замутился этот святой источник, так возмутишь и ты со своими единомышленниками всю Россию!» В этот момент на старца, который всех приходящих к нему приветствовал словами: «Радость моя», страшно было смотреть. В ужасе и смятении отошел от него офицер: он действительно хотел хитростью получить от старца одобрение готовящегося государственного переворота.
Эта картина художника иконографична. Смягчены объёмы фигур и предметов, мало выражена перспектива в написании пейзажа. Святость преподобного Серафима Саровского подчёркнута изображением нимба. Картина композиционно разделена на две половины. Деление проходит по условной вертикали, образованной стволом дерева, земляным валом и колодцем, выстроенным над родником. Эта вертикаль – рубеж, отделяющий Преподобного от гостя и сочувствующего ему провожатого. Неприятие Святым офицера подчеркнуто движением рук Серафима Саровского. Вытянутой левой рукой он как бы отталкивает пришедшего, возводит между ним и собой дополнительную преграду. Правая рука указывает офицеру на тропу, по которой тот пришёл. Художник смог выразить эмоциональный настрой сцены: гнев Преподобного, нетерпимого к врагам веры, растерянность масона и недоумение сопровождающего офицера монаха. Монах не разделяет чувств Святого. Это автор выражает средствами композиции, помещая инока рядом с офицером, на «его» половине картины.
Символом, подтверждающим правоту гнева Преподобного, становится колодец, в котором вскипела и замутилась вода. Вода – символ крещения. Колодец – это символ Православия, создавшего само понятие Святой Руси. Негодующий жест Преподобного ассоциируется с библейским рассказом об изгнании Адама и Евы из рая. Этим жестом Преподобный даёт понять масону-грешнику, что попытка искоренить зло в мире по собственному, человеческому, разумению, привлекает в него ещё большее зло. Могучий ствол дерева, изображённый на картине, – аллегория Древа жизни. Оно символизирует центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю, человека и его путь к духовным высотам. К этому дереву, стоящему на возвышении, ведёт одна из тропинок. Три тропинки пересекают пространство картины. Все они сходятся у колодца. Первая из них, по которой пойдёт гость Серафима Саровского, приведёт его к гибели. Другая тропинка, ведущая к дереву, – путь духовного совершенствования. Отказ от благосостояния и богатства, полный препятствий путь аскета, ведущий к спасению души. По этому пути пошёл Преподобный. Третий путь, ведущий к избушке, – путь мирян, которые, стяжая мирские ценности, могут потерять себя. Лесной пейзаж на картине – символ рая и России, в которых нет места грешникам.
Использованы материалы из проекта «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю».
Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО. Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор ЗабГУ.
Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской епархии и читинского издательства «Палитра».