Знаменитая и крылатая фраза: «В СССР секса нет» имела скорее всего политическую подоплёку. Если самого Лаврентия Берию можно назвать продолжателем дела «секс-машины» Григория Распутина, то, напротив, добропорядочного советского гражданина Сергея Дмитриевича Меркурова, лауреата нескольких сталинских премий, — «строго засекреченным русским Байросом».
Сергей Дмитриевич Меркулов создал эталонные для социалистического реализма образцы памятников и надгробных монументов. Философичностью, монументальностью своих работ повлиял на формирование искусства Э. И. Неизвестного (работал в мастерской Меркулова в 1940-х гг.), в дальнейшем противопоставившего себя тоталитарному искусству,
Родился Сергей Меркуров 26 октября (7 ноября) 1881 года в городе Александрополь (ныне Гюмри в Армении) в семье предпринимателя. Двоюродный брат философа-мистика Георгия Гурджиева.
В 1901 году окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключен за участие в политических волнениях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политических дебатах с участием В. И. Ленина.
Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера (Adolf Mayer). Вскоре по совету последнего Меркуров поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана (Wilghelm von Ruman). С осени 1905 по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах.
В 1907 году, уже будучи скульптором, Меркуров вернулся в Россию и жил в Тифлисе и Ялте. Осенью 1910 года Меркуров переехал в Москву и 7 ноября был приглашен сделать посмертную маску Л. Н. Толстого.
Сергей Меркуров вошел в историю советского искусства как один из наиболее выдающихся мастеров посмертных масок. Именно ему удалось довести технику их снятия до совершенства. Благодаря европейскому образованию и таланту Меркуров получил широкую популярность в СССР, куда вернулся после обучения. За свою карьеру он стал автором около 300 масок. Большая часть «заказов» стала поступать к нему после того, как Меркурову было доверено сделать посмертную маску вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.
Помимо Ленина, Меркуров стал автором посмертных масок большинства выдающихся личностей своей эпохи: среди них Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Максим Горький, Феликс Дзержинский, Владимир Маяковский, Католикос Мкртич I и Лев Толстой. Во время работы с последним скульптор воплотил свою идею делать слепки рук вместе с посмертными масками.
«Всю мою жизнь смерть стояла передо мной в своем ужасном величии», — говорил скульптор.
12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которых надлежало установить в городах России. К этому моменту в мастерской Меркурова уже были две готовые гранитные статуи из этого списка — Ф. М. Достоевского, выполненная в 1914 году по заказу миллионера Шарова, и Л. Н. Толстого, выполненная в 1912 году.
Скульптура Достоевского была задумана Меркуровым в 1905 году, тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи — шведскому граниту. Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. Об этом говорят сцепленные в страстном бессилии, как у Пьеро Вертинского, руки статуи. Меркуров предложил Моссовету эти уже готовые статуи и специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н. Виноградова. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти. Современники восприняли памятник Ф. М. Достоевскому критически:
Глубже и ниже, к подъему крутому,
где отдается с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке…
писал поэт Иван Приблудный.
В 1920-е годы Сергей Дмитриевич был членом масонской ложи «Единое трудовое братство». В период культа личности Сталина Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
«И вот наступает 1-ое августа, когда гранитные монументы Ленина и Сталина готовы. 1-ого августа Правительственная комиссия приступает к приемке гранитных монументов Ленина и Сталина, сооруженных в аванпорте канала. На десятиметровых железобетонных облицованных гранитом пьедесталах уже установлены 15-метровые фигуры монументов. Сейчас на монументах идет разборка лесов. На монументе Сталина уже разобраны и сняты лебедки, мостовой кран и большая часть лесов разобрана. На монументе Ленина сегодня заканчивается разборка подъемных механизмов. Площадки у монументов приводятся в полный порядок. Монументы Ленина и Сталина являются самыми высокими в мире монументами из естественного камня. Кроме строительства монументов строителям предстояло облицевать около 4.000 кв. метров постамента, террас, подпорных стенок, спланировать большой объем площадей, озеленить их и сделать целый ряд других работ. Коллектив рабочих-гранитчиков первой Московской конторы «Союзспецстрой» с небольшой группой технического персонала облицевал постаменты сооружений монументов за 4 месяца. Открытие монументов Ленина и Сталина было намечено на 18 августа 1937 года. Вот, как об этом сообщалось в газете «Москва-Волгострой» от 11 августа 1937 года.
Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих памятников. Все они были снесены в период хрущёвской «оттепели» (сохранился лишь памятник Ленину в Дубне).
В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, Сергей Дмитриевич Меркуров стал народным художником СССР, с 1945 года — член ВКП(б), а в 1947 году — Действительным членом АХ СССР.
С февраля 1944 года по 1949 год — директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Был также членом АХРР.
В последние годы своей жизни скульптор работал над стометровой статуей Ленина, которая, по предположению, должна была быть установлена на Доме Советов на месте нынешнего Храма Христа Спасителя.
С. Д. Меркуров умер 8 июня 1952 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). В 1984 году в Гюмри в доме Меркурова открылся дом-музей.
Немного о пикантном…
Почти каждый человек эротоман и особенно это свойственно творческим людям, которые могут выразить это игриво и непринужденно. Всем известны «пикантные» стишки А. С. Пушкина или рисунки галантного романтика Константина Сомова.
У Сергея Дмитриевича Меркулова также были маленькие страсти и увлечения эротического характера, которые он воплотил в альбоме «Русская азбука из 36 букв от А до ижицы. Альбом эротических рисунков. Рисовал С.Д. Меркуров. 17-X-19» 36 лл. Бумага, акварель. 18,5х24,5 см. Альбом хранится в частном собрании. В так называемой «Советской эротической азбуке» скульптора-монументалиста Сергея Дмитриевича Меркурова (1881—1952) — автора многочисленных монументов И. В. Сталину (в том числе трех самых крупных на территории СССР) и В. И. Ленину — чувствуется сильное влияние французской и южно-немецкой школ живописи.
Вот поэтому Сергея Дмитриевича и называют «строго засекреченным русским Байросом». Мы можем только наслаждаться и «изучать» на практике его Азбуку…
Данную папку он подписал на обложке: акварельные рисунки И.И. Иванова (1886-1924) и даже указал годы его жизни. Как будто, это имело какое-то значение для работников «карающего меча революции».