Шайдулла Хамидуллин из г. Тобольска сохраняет и возрождает восточные традиции в Сибири.
10 лет назад мастер Шайдулла Хамидуллин увлекся древним сапожным ремеслом. Поначалу — ничего серьезного. Просто по-хозяйски сохранял голенища от старых сапог жены и двух дочерей. Авось, пригодятся на простенькие тапочки для дома.
Как раз с тапочек и началась эта большая ремесленная история. Сшил пару для дома. Затянуло. Приспособил обычную швейную машинку, соорудил инструменты из подручных материалов. Начал украшать обувь орнаментом. Любовь к нему появилась еще со временем резьбы по дереву. Первые работы были простыми. Но мастер настолько погрузился в изучение истории татар, традиционных орнаментов, технологии шитья, что теперь обувь, созданная им, больше похожа на произведения искусства, чем на утилитарный предмет одежды. Натуральный жемчуг, камни, золотное шитье, канитель, несколько видов швов, среди которых есть и авторский — жемчужный.
Прежде чем рассказать об ичигах и своем ремесле, настоятельно рекомендую нашим читателям изучить почему в татарских ичигах применялся только растительный орнамент, без всяких силуэтов и талисманов, противоречащих религии Ислам. Почему мужчинам запрещено носить золотые вещи, почему женщинам лучше всего прикрывать все свое тело и одежда не должна плотно облегать женщин.
Я, как художник и дизайнер, делаю свои работы не с чистой точки зрения религии Ислама и прекрасно понимаю, почему Татарстан — единственное место в мире, где применяют растительный орнамент, таким образом восхваляют СОЗДАТЕЛЯ!!!
Стоит жить»… Найти свои горы». Булат Сулейманов, сибирский поэт.
«… Горы, на которых никто не бывал». В. Высоцкий.
— Зачем нужны узоры на ичигах и что они означают?
— Изготавливали ли ичиги в Сибири?
— Почему Татарстан (и другие) утеряли изготовление ичигов с золотной вышивкой?
— Почему я занимаюсь этим ремеслом?
Ичиги (тат.» читек» — сапоги, «Чигелган итек» — вышитые сапоги). У сибирских татар называются «ату» (от тюркского словосочетания «Ату итеге» — сапоги для стрельбы из лука воина, всадника).
В древности для людей окружающий мир имел строго определённую трехчастную вертикальную структуру: небо — высший Божественный мир, средний мир — земной, человеческий, и мир подземный — мир духов, умерших, полный опасности.
Узоры на голенищах и союзках защищают людей от злых сил «нижнего мира», которые по древним верованиям ‘только и ждут как им овладеть человеком, причинить ему вред’. Изображая на предметах одежды знаки «добрых», Божественных сил, человек как бы заручался их могуществом, противопоставляя злым и темным силам, которые, принося с собой болезни, неудачи и всяческие беды, могли завладеть человеком, проникая в едва заметную прорезь на одежде. Вот поэтому, у многих народов женщины носили и носят платья до пола (до земли). С узорами (орнаментами) на подолах платьев, которые имеют защитные и охранные силы от тёмных и злых сил.
Узоры (знаки) и орнаменты стары как мир. В древности люди не делились на национальности и жили в одном информационном поле, мир выражался понятными и ясными образами, доступными для прочтения всем без исключения. Солнце, воду, землю, растительные орнаменты и т.д., все рисуют одинаково. Считаю, есть немного разница в стилизациях, если например, орнамент греческого меандра чуть повернуть в другой угол, получится уже мусульманский меандр.
Изготавливали ли ичиги в Сибири? Думаю, нет. Во — первых, с сер. 19-нач.20х в.в. в Татарстане изготавливали ичиги до 1 млн пар в год. Из них 10-12% (100-120 тыс.), они отправляли в Сибирь. Купцы (потом государство ) организовывали поточное производство по их изготовлению, нанимали художников, дизайнеров, закройщиков, вышивальщиц (вышивальщиков), швеи, сапожников. При такой организации труда, себестоимость ичигов получалась намного ниже, чем 1 (может, 2-3) человека, выполняющих все перечисленные работы. Соответственно, цены получаются высокие, нерентабельные, либо нужны были какие-нибудь поддержки. Во-вторых, много изучал материалы в научных библиотеках г. Тобольска и г. Тюмени. В них не нашёл информацию об изготовлении ичигов в Сибири. Беседовал с учеными — этнографами, искусствоведами, другими специалистами, которые бывали в научных экспедициях. Они не встречали информаторов об изготовлении ичигов.
Почему в Татарстане (может, в г. Торжке Тверской губернии, может в других местах), с нач. 19 века по сей день утеряли изготовление ичигов золотной вышивкой. Я выполняю свои работы ичигов с мозаикой и золотной вышивкой по заготовкам, хранящимся в ГИМ в г. Москва, Музее обуви в Германии и других зарубежных музеях, а также, свои авторские. Думаю, для выполнения таких сложных, трудоемких работ, требовалось много времени, хороших вышивальщиков для золотного шитья и была поддержка извне. Работы получаются очень дорогими. Как в то время, и сейчас (как показывает практика), у нас очень мало ценителей художественных изделий ручной работы. Вот почему эти работы оказались в Столице и за рубежом.
Почему же этим занимаюсь? Как написал выше, ищу «свои горы». Считаю, Создатель дал мне некоторые способности, вот это хочу по-своему оправдать (а то потом может же спросить).
Впрочем изготавливает Шайдулла Анварович не только сапожки, но и другую национальную одежду — сарауцы (старинный женский головной убор сибирских татарок), тюбетейки. Кроме этого, мастер создает шамаили — настенные панно или в переводе с персидского “священные картины”. Шамаили занимают почетные места в жилищах и мечетях. У них не только эстетические функции, но и обережные.
За годы своего творчества Шайдулла Анварович не раз становился победителем престижных конкурсов и выставок. Но, пожалуй, самая главная награда — знать, что твое творчество возродило утраченные традиции родного народа.