Шаржи и карикатура: Происхождение, история и основы

Как и другие модные термины в изобразительном искусстве корни слова «шарж» ведут во Францию. По французски «сharge» означает преувеличивать. Именно от слова «charge» (юмористический портрет) происходит современное понятие изображения человека с элементами сатиры. В 19 веке распространились картины и рисунки, в которых люди почему-то изображались с неестественно большими размерами головы. Несмотря на эту деталь (а скорее даже благодаря ей) жанр стал набирать обороты популярности. Шаржи были отчасти привилегией для  политических деятелей и знаменитых артистов. Вскоре стало понятно, что для создания шаржа базовых навыков живописи недостаточно. Художник должен быть хорошим психологом, иметь «цепкое» зрение и богатый жизненный опыт. Вследствие этого, хорошие шаржисты стали дефицитом. Так что те, кто думает будто всё очень просто, ошибаются — нарушение стандартных пропорций тела не является гарантией успешного шаржа. Как ни крути, но и здесь тоже необходима гармония. Более того — великий Моор (русский художник, мастер графики, основоположник советского политического плаката) утверждал, что для работы над подобными изображениями нужна композиция.

 

Со временем шаржи стали появляться в самых популярных изданиях массовой информации. Они стали обязательными, сродни литературным пародиям и гороскопам. Ещё позже стало модным рисовать шаржи во время проведения различных праздников, дабы развеселить гостей. Часто бывало и так, что тот или иной гость, увидев результат работы художника, называл это мазнёй и жалким подобием на себя. Доходило и до оскорблений автора вплоть до изгнания с приёма. Правда, это случалось в основном по одной причине — отсутствие чувства юмора. Особенно тяжело приходилось авторам политических шаржей в советское время. Могли сразу упечь в тюрьму, или сначала посмеяться, а потом упечь. Есть и обратная сторона медали: некоторые художники в ответ на просьбу сделать шарж говорят сквозь зубы, что, мол, это низкопробное искусство и они не станут тратить на него время. Тут уже труднее определить, в чём дело — то ли в мании величия, то ли просто в отсутствии опыта. Вместе с этим шаржи, связанные с политикой, могли стать своеобразным рупором народной мысли. собирательный, но каков эффект!

Многие мастера искусства на протяжении всей своей жизни говорили, что шаржу нужно учиться отдельно и усердно. Клод Моне, рисовал дружеские шаржи на своих друзей. Они выглядят смешно и по-доброму. Нужно быть гениальным, чтобы точно передать хитрость, наивность, глупость или жадность в иронической форме. В результате сам персонаж может стать ближе и понятнее простым людям. В людных местах центра города часто можно встретить на своём пути сидящего на улице художника, готового изобразить Вас или Вашего друга в шуточной форме. Баснословных денег это не стоит, а памятный рисунок останется навсегда и при случае будет поднимать настроение.

Карикатуры Клода Моне.

Материалы для написания шаржей могут быть самыми разными: от простого карандаша до более серьёзных, таких как пастель, акварель, цветные мелки и фломастеры.

Новое прочтение шаржа можно отметить в 1924 году, когда один из участников петербургского творческого объединения «Мир искусства», художник Мстислав Добужинский составляет серию акварельных шаржей к «Весёлой азбуке» Натальи Павловой. Книга радует глаз своим оформлением: красочным, изящным, остроумным.

Полусумасшедший изобретатель — вполне в духе фантастики и детективов двадцатых…

Образцы профессионального шаржа оставили потомкам художники завсегдатаи кабаре «Бродячая собака» в Петербурге, а также создатели уникального альманаха «Чукоккала», который составлял Корней Чуковский с 1914 по 1969 год. Он содержит автографы и рисунки поэтов, писателей, музыкантов, художников и других выдающихся людей ХХ веком. «Чукоккала» полна юмора: здесь можно увидеть шуточные экспромты, шаржи, пародии, эпиграммы  реплики из шутливой перепалки её авторов. Но есть в ней и горькие, пессимистичные или резкие, язвительные высказывания «о наболевшем». Само собой, цензорам они должны были показаться крамольными, да и сам факт присутствия на страницах альманаха, запрещённых, авторов делал её публикацию совершенно невозможной. Поэтому «Чукоккала» долгое время не покидала дом своего владельца.

Близкий к шаржу жанр  это портрет-гротеск.  Разница весьма условная.  Вероятно, шарж, это гротескный портрет с юмором.

Отличие шаржа от карикатуры. Шарж часто путают с карикатурой. В западноевропейских языках, что шарж что карикатура, всё одно слово caricature. По русски, однако, имеются смысловые оттенки. Шарж в нашем понимании это беззлобный, добродушный рисунок. Если карикатура это сарказм, то шарж это юмор. Не зря говорят «дружеский шарж», но «политическая карикатура».

Карикатура. Джеймс Гилрей. Наполеон и Питт делят мир. 1805
В карикатуре автор сознательно искажает черты лица и фигуры, манеру поведения персонажей для их осмеивания. Комический эффект также достигается с помощью методов художественного преувеличения и неожиданного сопоставления общеизвестных фактов. Название термина «карикатура» происходит от итальянского слова «caricare» (загружать, преувеличивать).
Карикатура — это жанр искусства с ярко выраженной социально-критической направленностью. Она нередко становится действенным инструментом в борьбе с пороками общества, негативными явлениями в социальной, политической и бытовой сферах жизни людей. Легкомысленные карикатурные образы позволяют в доступной форме донести массовому зрителю основную идею сатирического произведения.
История карикатуры берет свое начало в глубокой древности. Еще в античной Греции большой популярностью пользовались изображения на амфорах, изобличающие всевозможные человеческие пороки (алчность, гордыню, прелюбодеяние, похоть).
Карикатура. Леонардо да Винчи. Гротескные головы. 1490
В картинах Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel de Oude) и Иеронима Босха (Hiëronymus Bosch) часто встречаются сатирические сюжеты и образы. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) создавал зарисовки с гротескными изображениями людей, а Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) — свои знаменитые «курьёзные» картины.
Карикатура обычно представляет собой сатирический рисунок на злободневную тематику. Произведения этого жанра классифицируют по следующим критериям:
  • по цветовому решению (монохромная или цветная);
  • по степени критического воздействия (оскорбительная или дружелюбная);
  • по тематике (политическая, социальная, бытовая, научная, религиозная, рекламная);
  • по технике исполнения (графика, живопись, коллаж, плакат, инсталляция);
  • по области применения (для печатных СМИ, в качестве книжных иллюстраций, в календарях, буклетах).
Первый профессиональный карикатурист — Пьер-Леоне Гецци (Pier Leone Ghezzi) жил и работал в Италии в конце XVII — начале XVIII века. В его творческом наследии имеются изящные картины, фрески и росписи по эмали в стиле рококо, но огромную популярность выдающийся график приобрел благодаря своим многочисленным сатирическим изображениям современников.

Полноценное зарождение жанра карикатуры состоялось лишь в XVI веке в Германии, во время Крестьянской войны и периода Реформации. Неизвестные народные авторы изображали на печатных листках сатирические образы представителей власти и католической церкви. Чуть позже молодой жанр появился в ходе буржуазных революций в других странах Европы (Голландии, Англии и Франции).

Карикатура. Уильям Хогарт. Агитация. 1755
В середине XVIII века жанр карикатуры получил широкое распространение в других странах Европы и Северной Америке. Выдающийся мастер Уильям Хогарт (William Hogarth) первым в Англии начал создавать карикатурные гравюры. Его художественный почин продолжили другие представители жанра — Джеймс Гилрей (James Gillray) и Томас Роулендсон (Thomas Rowlandson). Карикатуристы той эпохи смело критиковали аристократов и даже королевских особ, а властители весьма снисходительно относились к их творчеству.
Карикатура. Джордж Крукшанк. «Примерка сапог Наполеона королем Франции Людовиком XVIII», 1823
В XIX веке искусство карикатуры пережило подлинный расцвет. Этому способствовало несколько факторов:
  • появление новых техник гравюры и живописи;
  • бурный рост печатного производства;
  • стремительная политизация общества;
  • многочисленные революционные события в странах Европы.
Карикатура. Оноре Домье. Гаргантюа. 1831
Величайшим карикатуристом XIX века по признанию большинства историков был Оноре Домье (Honoré Daumier). Именно французский мастер изобразительной сатиры сделал карикатуру полноценным жанром искусства. Его карандашные рисунки и литографии приводили в бешенство короля Франции Луи-Филиппа. Полные злобных насмешек сатирические образы были легко узнаваемыми и точно попадали в цель. За одну из своих работ Домье даже угодил на полгода в тюрьму.
В ХХ веке интерес к карикатуре только усилился. С развитием демократии художники этого жанра стали более защищенными от нападок властей, а спрос на изобличительные сатирические рисунки значительно возрос. По достоинству оценили силу карикатуры и правители тоталитарных режимов. В гитлеровской Германии и сталинском Советском Союзе сатирические образы умело использовались для пропаганды господствующей идеологии и расправы над инакомыслием.

 

Карикатура. Алекс Гард. Идеальный американский образец военного призывника. 1943
Карикатура. Кукрыниксы. Потеряла я колечко. 1944
Карикатура. Борис Ефимов. Нет — звездным войнам. 1986
Даже в начале XXI века карикатура не утратила своей социальной остроты. Этот жанр продолжает выполнять свою главную функцию — критикует пороки нашего общества. К сожалению, профессиональная деятельность карикатуристов не всегда вызывает должную оценку. В январе 2015 года исламские фанатики учинили кровавую бойню в редакции французского журнала Charlie Hebdo, который опубликовал сатирические изображения пророка Мухаммеда. Жертвами террористов стали 17 человек: сотрудники печатного издания и полицейские.
С каждым веком человек становится всё нежнее и циничнее. Мы все реже задумываемся о природе, об окружающих и даже самых близких людях, зато всё чаще с экранов телевизора можно услышать о войне, катастрофах и трагедиях. В кого же мы превращаемся, раз нас интересует только это? Историю и наше будущее показывают карикатуры, а добрый смех над собой и поднимают настроение шаржи, которые в наши дни остаются чрезвычайно важными для общества жанром изобразительного искусства. Они нравятся зрителям разных возрастов, полов и социального положения, добросовестно выполняя свои функции.

Карикатуристы, художники-портретисты и шаржисты из года в год рисуя на улицах больших городов  несут искусство в массы. Если заказать портрет не всем по карману, то шарж Вам нарисуют за смешную цену, хотя шедевры и бесценны …

 

Корзина для покупок
Прокрутить вверх
Живая Азбука

Народный проект — Издание детской книги "Живая азбука"