Среди плеяды деятелей украинской культуры Тарасу Григорьевичу Шевченко (1814-1861) принадлежит особое место. Шевченко был наделен многими чертами характера: пылким вольнолюбством, большим трудолюбием, жаждой учиться, широким диапазоном интересов, тонким знанием человеческой психологии. Если умножить это богатство удачи на талант в поэтическом слове и в изобразительном искусстве, то станет понятной феноменальная природа его как человека и художника.
При знакомстве с событиями Шевченко жизнь может сложиться впечатление, что они словно цепь случайностей, который мог оборваться в любом месте. Действительно, и прихоть помещика Энгельгардта взять себе за «казачка» в путешествие к Свободная и Петербурга рано осиротевшего Тараса, и встреча в Летнем саду с Иваном Сошенко, и труд у Василия Ширяева по размалевыванию интерьеров петербургских театров, и драматические обстоятельства выкупа из крепостничества, наконец, вступление в Академии искусств в класс Карла Брюллова, — эти «ступеньки» Шевченко роста опираются вроде на нетвердую почву стечении обстоятельств.
Юный Шевченко пришел 1831 года в Петербург пешком, преодолев в сочетании с другими крепостными Энгельгардта сотни вест глубокими снегами Прибалтики и русского Севера. От суровой зимы 1831 года началось его длительное столичную жизнь, полная борьбы за существование, неугасающей желание стать свободным, выучиться на профессионального художника.
Оснований для отчаяния на то время у Тараса было достаточно, но он не поддавался ему. Своими способностями в поэзии и рисовании, трудолюбием и добрым, живым нравом украинский крепостной вызвал в передовых российских деятелей культуры не только любопытство, но и желание практически помочь ему.
Удивления достойна драматическая эпопея выкупа Шевченко из крепостничества, в которой остро столкнулись полярные силы тогдашней России: наглый торговец душами Энгельгардт, который олицетворял крепостническую систему, и демократически настроенные художники В.Жуковский, О. Венецианов, Брюллов, И.Сошенко, В.Григорович и другие, те которые хотели, чтобы юноша получил образование и волю.
Став свободным, Шевченко не терял ни одного дня. Поэзия, рисунок, живопись вполне заполонили его. Он буквально упивался творчеством. Шевченко был принят в Общество поощрения художников (1835) и в Академию искусств (1838).
В течение семи лет обучения из-под его кисти, карандаша, граверского штихеля и офортной иглы вышли не только ученические, но и законченные, зрелые произведения. Во время обучения Тарас Григорьевич был трижды награжден серебряными медалями. Задолго до предоставления в марте 1845 года официального звания свободного художника Шевченко уже работал на уровне профессионального мастера.
Не по годам гражданская и художественная зрелость заметна и в его литературном творчестве. Именно в период академических студий им написаны такие шедевры, как поэмы «Гайдамаки», «Сон», «Сова», издано в 1840 году первый сборник стихов «Кобзарь».
Весь поэтический и часть художественного наследия петербургского периода тематически связанные с Украиной, хотя между 1830-1843 годами ему ни разу не удалось побывать в родном крае.
Посещение Украины 1843 года имело решающее значение в выборе Шевченко дальнейшего жизненного пути — словом и кистью работать для своего народа.
В планах художника был выпуск 12-ти эстампов ежегодно в рамках этого цикла, но из-за недостатка средств удалось издать только один альбом, куда вошло 6 офортов: «В Киеве», «Выдубицкий монастырь», «Старосты», «Судный совет», «Сказка», «Дары в Чигирине 1649». Это стало единственным персональным художественным изданием, опубликованные при жизни Шевченко. В нем впервые в истории Украины говорилось о роли изобразительного искусства в социальной сфере. Художник до конца своих дней продолжал совершенствоваться в гравировании, и его наработки немало продвинули искусство гравюры в стране.
Окончив в марте 1845 года Петербургскую Академию художеств, он сразу же перебирается на Украину, поселяется в Киеве и принимает предложение быть художником Археографической комиссии при университете.
В 1846 году пылкий живописец присоединился к тайной политической организации.
Творческие и жизненные планы Шевченко были внезапно оборваны. По доносу провокатора 5 апреля 1847 года он был арестован как член тайной политической организации — Кирилло-Мефодиевского общества. У него были конфискованы тетради с «крамольными» стихами, альбом с киевскими этюдами, который попал в руки киевского губернатора и исчез бесследно. Эти бумаги стали обвинительными документами против Шевченко. О них было донесено самому царю. Приговор был суров: приговорен к ссылке и по рекрутской повинности отправлен на воинскую службу солдатом в Орскую крепость. Там Шевченко держали под строжайшим надзором и специальное распоряжение запрещало мастеру рисовать и писать. В этот период удалось создать лишь несколько этюдов, набросков и стихотворений.
Жестокий удар судьбы впечатлительный поэт и художник воспринял болезненно. Следствие, допросы, связанные с ними переживания сказались и на состоянии здоровья, и на внешнем виде. Печаль тревоги и страдания отразилась на автопортретах, которые Шевченко создал в ссылке. Однако и в Оренбурге продолжалось его поэтическое и художественное творчество.
Помнили о его судьбе и на Украине, и в Петербурге. После смерти царя Николая I, по просьбе вице-президента Академии искусств Шевченко был освобожден. С подорванным здоровьем, но не сломлен духовно в 1857 году он прибыл в Петербург. Он совсем не щадил своего подорванного здоровья работая с удивительной целеустремленностью и настойчивостью. Готовил новое издание «Кобзаря», заключал «Букварь и учебники по истории и арифметики для украинских школ, писал новые поэмы и стихи, рисовал портреты.
Зимой 1860-1861 лет состояние здоровья Тараса Григорьевича резко ухудшилось. 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1861 года он умер. Похоронен был сначала на Смоленском кладбище в Петербурге. По его завещанию, прах весной того же года перевезен на Украину и похоронен в Каневе на высоком берегу Днепра, неподалеку от тех мест, где он родился и вырос.
Творческое наследие Шевченко — новая и яркая страница в истории украинской художественной культуры. Тонкое чутье современной ему действительности сочеталось со знанием истории мировой и отечественной. Развитая интуиция относительно прежних времен и современной действительности давала ему возможность наполнить новым содержанием изображения давности.
Из архивных документов и личных свидетельств Шевченко известно, как старательно он учился. В становлении профессионального мастерства Шевченко ведущую роль сыграл выдающийся русский живописец Карл Брюллов (1799-1852), который был не только учителем Шевченко, но и его старшим другом, в 1839 году Тарас Григорьевич некоторое время жил у Брюллова.
Среди работ Шевченко нередко встречаются изображения обнаженной натуры — как женской, так и мужской. Тела представителей обоих полов на его картинах как правило пышут здоровьем и соответствуют классическим стандартам красоты античности и Ренессанса. Прекрасная «Одалиска» — подлинный гимн красоте женского тела: любование им отражается в каждом блике света, ласкающем гладкую кожу натурщицы, в каждой линии, нежно описывающей ее безупречные изгибы. Многочисленные драпировки разных фактур усиливают ощущение неги, буквально напитавшей пространство опочивальни. Праздник жизни и цвета в гамме полотен Ван Гога органично соседствует с почти импрессионистским настроением картины. В марте 2021 года эта работа Шевченко украсила первые в истории Украины почтовые марки с изображением обнаженного женского тела в рамках серии «Ее величество — женщина» (вместе с работой современного украинского художника Андрея Чебыкина «Энергия II» из фондов Национального художественного музея Украины).
Весомыми были достижения Шевченко в области живописного и графического портрета. Он исполнил около 150 произведений этого жанра, половина которых создана еще до ссылки. В них чувствуется романтическая концепция человека, которая в конце 18в. и в первой половине 19в. преобладала в творчестве многих европейских художников.
Шевченко облюбовал акварельный рисунок еще в доакадемический период своей жизни, имея в нем определенные навыки, а возможно, и первые достижения. Этого он достиг многочисленными упражнениями и копированием.
В ряде портретов прослеживается стремление Шевченко подчеркнуть гармоническую сущность человека, выявить ее моральное, интеллектуальное и физическое совершенство. Для него человек — мера всех вещей: художник видит в ней лишь прекрасное и высокое. И в то же время перед зрителем небеззаботные лица, а целенаправленные характеры, волевые натуры. Темперамент и умиротворения, порыв и доброжелательность — на этих психологических регистрах строятся окутанные романтической дымкой образы.
Выражения лиц на портретах 30-40 лет отмечает некоторая загадочность, воплощенная в первую очередь в проникновенных взглядах. Концепция человека основывается у него на общественно-нравственных предпосылках: гражданской честности, преданности героя демократическим идеалам, нравственной чистоте, то есть на основе распространенного тогда прогрессивного романтизма.
Шевченко принял для себя немало полезного от русской портретной школы. Есть в его произведениях и черты, касающиеся западноевропейского классицистического портрета. Исходя из выдающихся достижений и стилистической определенности искусства своей эпохи, он выработал свой собственный взгляд на человека. Его модели — это, как правило друзья, знакомые. Личная нота в его произведениях очень сильная. Она выражается в тщательном «рисовании» удачи и настроения; она подтверждается и средствами выразительности — шелковистыми размывами акварели, нежными наплывами масляных красок. Ища соответствующих оттенков и переходов тонов для передачи свежести молодых лиц (Маевская, Закревская, Кейкуатова, Горленко), острых, внезапных или же элегических взглядов (масляный автопортрет, Лизогуб, Рудзинский, Лукомский, Кулиш), он стремится сплавить романтическую внешность своих героев с их внутренней содержательностью. Мгновенные чувства, которые фиксируются поворотом головы, взглядом, — не случайные импульсы, а выразители характеров.
Одним из вершин его поисков является сепия «Казашка Катя» (1856-1857), в которой дано типичный образ девушки в момент прозрения, осознания себя как представительницы своего народа. Вместе с тем в этой девушке, которая, заслоняя рукой мерцающий свет ночника, всматривается в причудливые загадочные орнаменты надгробий своих предков, усматривается отголосок распространено в первой половине XIX ст. «кладбищенского романтизма» с его потаенными провидами, «страшными» сюжетами. Шевченко сумел придать сцене глубокого гуманистического периода. Особый характер освещения, мистический ореол и драматизм изображения, напоминают творческую манеру Рембрандта.
Особое место в портретной творчества Шевченко занимают автопортреты, в которых он запечатлел себя в разные времена жизни, в разных настроениях и переживаниях, но непременно с глубоким искренним самоанализом, с психологической насыщенностью. В автопортретах художника всех периодов творчества — от юноши байроновского настроения и внешности, до выстраданного, но непреклонного мужа средних лет — кроется большая сила типизаций.
Другими жанрами изобразительного искусства, в которых наследие Шевченко был достаточно весомым, есть историческая композиция и иллюстрация к произведениям отечественной и мировой классики.
Бросается в глаза достаточно самостоятельное изобразительное прочтения литературных сюжетов.
Акварель «Цыганка-гадалка» (1841) можно отнести к одной из программных произведений Шевченко-бытописателя. Это быль о том, как молодая девушка решила прибегнуть к гадание цыганки относительно своей будущей судьбы. Художник дает достаточно внятную характеристику персонажам, тщательно вырисовывал черты их характера — доверчивой простодушной девушки и говорливой гадалки. С двойным чувством страха и надежды, даже опасаясь взглянуть на свою «пророчицу», ждет черноволосая красавица на ее «приговор». Всю эту исполненную бытовых деталей ситуацию Шевченко выразил в типовой сцене из народной жизни.
Наследие Шевченко — огромное достижение всей украинской и российской художественной культуры. Шевченко определил направления развития литературы и изобразительного искусства на путях гуманизма, народности, борьбы за лучшую долю людей.